Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Валерий СВОТИН, председатель Советского районного суда Омска: "Судьи — такие же люди, как и все, просто работа у нас очень ответственная"

3 марта 2010 10:46
0
3713

В феврале суды общей юрисдикции Омска и Омской области подвели итоги работы за 2009 год. О своем коллективе и результатах, с которыми он закончил минувший год, а также о проблемах, которыми предстоит заниматься в 2010 году, корреспонденту «КВ» Олесе КУЗНЕЦОВОЙ рассказал председатель Советского районного суда Омска Валерий СВОТИН.

— Валерий Викторович, каково это — руководить судьями, что входит в ваши обязанности?

— Основная задача председателя — организовать работу суда сразу по всем направлениям: рассмотрение дел, прием граждан, решение хозяйственных вопросов. Я слежу за тем, чтобы у судей были все условия для того, чтобы они могли спокойно и эффективно работать. Чтобы у каждого судьи были удобный кабинет и рабочее место, оборудованное необходимой оргтехникой. Чтобы у каждого судьи были помощник и секретарь. Все знают, что я могу пройтись по коридору, заглянуть в кабинеты, посмотреть, кто как работает, спросить, как дела... Что касается приема граждан, то с начала 2009 года у нас открылась приемная, которая работает в течение всего рабочего дня пять дней в неделю. Находится она на первом этаже — там сидит специалист с высшим юридическим образованием. Он, конечно же, не проконсультирует гражданина о судебной перспективе того или иного дела, но объяснит, куда и как подать заявление, жалобу, где и как оплатить госпошлину и т. п. На мой взгляд, теперь гражданам стало у нас намного проще. Для председателя очень важно создать в суде атмосферу внимательного отношения к людям. Ну и, конечно же, в мои обязанности входит контроль за тем, чтобы все дела, поступившие в производство нашего суда, рассматривались качественно и в срок.

— И в какие же сроки у вас рассматриваются дела?

— Если в прошлые годы у нас было 120-150 гражданских дел, которые рассматривались более трех-четырех месяцев, даже были дела, которые рассматривались свыше года, то сейчас мы от этого ушли. На сегодня у нас в производстве имеется всего 23 гражданских дела, которые находятся на рассмотрении свыше четырех месяцев. Уголовные же дела у нас вообще рассматриваются в двухмесячный срок, если, конечно, не назначена экспертиза и не приходится разыскивать свидетелей или самих подсудимых. Такого результата нам удалось достичь благодаря тому, что судьи просто прониклись данной проблемой. Хочу заметить, что контроль за рассмотрением дела не означает, что я указываю судье, как и какое ему нужно принять решение. Безусловно, судьи абсолютно самостоятельны в принятии решений. Роль председателя суда — оказать судьям методическую помощь, подсказать, где можно ознакомиться с практикой рассмотрения дел, с рекомендациями Верховного суда по применению тех или иных норм, с изменениями в законодательстве и т. п. Чем больше у судьи знаний и опыта, тем быстрее и качественнее он будет рассматривать дела.

— А как насчет качества рассмотрения дел?

— В 2009 году по количеству решений по гражданским делам, которые кассационная инстанция оставила в силе (из числа обжалованных), мы находимся на втором месте среди городских судов Омска — из 383 решений остались в силе 318 (в 2008 году из 249 остались в силе 208). Несколько слабее сработала у нас уголовная коллегия — из 188 приговоров оставлено в силе 154 (в 2008 году из 135 оставлено в силе 116).

— Как можете оценить уровень подготовки начинающих судей, которых к вам направляют?

— Не так давно в наш коллектив пришли трое молодых судей — один из прокуратуры и двое из мировой юстиции, которым пока нелегко работать. Пока мне везет — ко мне приходят интересные и грамотные люди. Все начинающие судьи достаточно подготовлены, просто им нужно время, чтобы привыкнуть к более объемным и сложным делам, с которыми им не приходилось сталкиваться в предыдущей их практике. Все они очень стараются, я считаю, что из них получатся достойные судьи. А вообще, на мой взгляд, прежде чем стать федеральным судьей, человек должен сначала набраться опыта, поработав какое-то время секретарем судебного заседания, затем помощником судьи и мировым судьей, — это самый правильный и эффективный путь. Всего у нас на сегодня судей 23 — 10 в уголовной коллегии и 13 в гражданской.

— Сколько было рассмотрено дел вашим судом за минувший год, дел какой категории стало больше?

— В минувшем году нашим судом было рассмотрено 777 уголовных дел (в 2008-м было 726), 3705 гражданских (в 2008-м было 2306) и 526 административных (в 2008-м было 393). В связи с кризисом возросло количество трудовых споров — по взысканию зарплаты с работодателей, о восстановлении сотрудников на работе и т. п. Если в прошлые годы такие дела были единичными, то сегодня их число доходит до 150. Появилось много дел, связанных с уклонением руководителей предприятий от уплаты налогов, раньше у нас их практически не было. В два раза выросло число дел, связанных с мошенничеством. Увеличилось количество уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков — в 2008 году было 142 таких дела, а в 2009 году стало 176. Почти в 4 раза выросло число дел, связанных с хулиганством. И, наоборот, в 2,5 раза уменьшилось число дел, связанных с присвоением или растратой.

— Приведите примеры каких-либо интересных или сложных дел...

— Трудно сказать, какие дела являются непростыми, потому что в любом случае за каждым из них стоят люди. Например, рассматривалось у нас гражданское дело по очень приличному предприятию, руководитель которого не выплатил сотрудникам премию. Работодатель пытался сослаться на то, что предприятие якобы не получило для этого достаточного количества прибыли, но суд признал, что руководитель нарушил коллективный договор, заключенный с сотрудниками, и обязал фирму все же выплатить работникам премию. Другое дело связано было с восстановлением гражданина на работе — он болел, при этом находился на своем рабочем месте, но, несмотря на это, руководитель его уволил, сославшись на то, что якобы сотрудника на самом деле не было в офисе. Суд, оценив все доказательства, встал на сторону работника. Одно из самых больших на сегодня уголовных дел, которые находятся у нас в производстве, связано с незаконным оборотом наркотиков и отмыванием денежных средств, оно состоит из 58 эпизодов — это 33 тома уголовного дела. Резонанс в обществе получило уголовное дело, возбужденное в отношениидиректора Омского завода подъемных машин, которого обвиняют в сокрытии денежных средств (около 30 млн рублей), предназначенных для уплаты налогов, оно еще рассматривается.

— Помните свое самое первое дело, которое рассматривали, когда вас только назначили судьей?

— Это было дело об изнасиловании. Со мной его рассматривали еще двое судей — я был председательствующим. Товарищ из очень солидной семьи изнасиловал девушку — его защищали несколько достаточно сильных адвокатов. Мы вынесли обвинительный приговор, который оставлен в силе Верховным судом.

— Что вы чувствовали, когда впервые сели в процесс?

— Я до сих пор это чувствую каждый раз, когда надеваю мантию, — это ответственность. Поверьте, непросто решить судьбу человека, будь то уголовное дело, гражданское или административное. Судья должен серьезно подходить к рассмотрению любого дела, пусть даже на первый взгляд оно кажется несложным.

— Есть ли дело из рассмотренных вами, которым вы особо гордитесь?

— За 20 лет судейского опыта я вынес два оправдательных приговора — можно сказать, что я ими особо горжусь. По одному из дел женщину обвиняли в убийстве мужа. Я, изучив все доказательства, пришел к выводу, что мужчина сам своим поведением довел жену до крайности. Женщина совершила убийство в так называемом психологическом состоянии аффекта, поэтому я ее и оправдал.

— Каков уровень заработной платы у ваших судей, хватает ли им, чтобы спокойно жить и ни о чем, кроме добросовестной работы, не думать?

— На мой взгляд, уровень зарплаты у наших судей сегодня достойный, поэтому судьи должны отвечать тем же государству — много и добросовестно работать. Зарплата судьи зависит прежде всего от его классного чина (самый высокий для районного суда — 2-й) и выслуги лет.

— Как обеспечивается безопасность судей в вашем суде? На какую защиту государства могут рассчитывать судьи и их семьи, если в их адрес поступят угрозы, были ли такие случаи?

— Так же, как и во всех судах, у нас дежурят судебные приставы по ОУПДС. Сложно сказать, больше их должно быть или меньше, не каждый ведь день у нас рассматриваются дела, где очень много участников процесса, и не каждый день граждане некорректно ведут себя в суде. Чтобы граждане не пытались пронести в суд запрещенные предметы, на входе у нас стоит рамка-металлоискатель. Что касается угроз или давления, то, к счастью, пока в адрес наших судей таковых не поступало, по крайней мере, открыто никто из наших судей мне об этом не говорил и официальных заявлений не писал. В УВД по Омской области создан специальный отдел, который занимается как раз обеспечением защиты судей, их семей, а также важных свидетелей и участников процесса. Я считаю, что если судья изначально правильно себя ведет, то, наверное, не много будет желающих оказать на него давление или как-то спровоцировать его.

— Воспользовался ли кто-нибудь из ваших судей своим правом на ношение служебного оружия?

— Нет.

— По вашему мнению, насколько судебная система в России сегодня подвержена коррупции?

— Скажу за коллектив, которым руковожу: Советский районный суд коррупции точно не подвержен — ни одного факта, говорящего об обратном, за пять лет моего руководства не было.

— Привлекались ли судьи вашего суда или работники аппарата суда к дисциплинарной ответственности в минувшем году?

— Судьи не привлекались, а по работникам аппарата было два случая — связаны с не совсем добросовестным выполнением служебных обязанностей.

— Каково на сегодня материально-техническое состояние вашего суда?

— Ежегодно мы ремонтируем примерно по одному кабинету — на это из федерального бюджета выделяется чуть более 400 тысяч рублей. В текущем году планируем отремонтировать две канцелярии, где работают 15 человек. Мы подаем заявку в Судебный департамент, а он уже распределяет средства, подбирает подрядчиков и т. п. К моей большой радости, Судебный департамент в текущем году будет оснащать наш суд современной архивной техникой — стеллажами на роликах, которые занимают места чуть ли не в половину меньше, чем обычные. Для 23 судей залов заседаний у нас всего четыре— в них работают в основном только судьи-криминалисты. Это, конечно, очень мало. Нам бы хотя бы еще четыре зала... В залах установлены телевизоры, устройства для воспроизведения аудио- и видеозаписи для просмотра материалов дела.

— Как относитесь к гуманизации уголовного закона?

— Я за нее. На мой взгляд, нужно искать какие-то иные пути, которые позволили бы гражданину воспитываться и перевоспитываться в самом обществе, а не изолированно от него. Мне кажется, что так толку будет гораздо больше. На гражданина должна оказывать влияние его семья, он должен где-то работать. Конечно же, часть составов преступлений останется с прежней уголовной ответственностью. Это те случаи, когда просто нельзя не отправить правонарушителя в места изоляции от общества — особо тяжкие и тяжкие преступления. Но отправлять всех подряд за решетку, по-моему, неправильно. Всего в минувшем году судьями нашего суда было осуждено 852 человека (в 2008-м — 785). Оправдательных приговоров было всего два (в 2008-м — один). Условное осуждение получили 352 человека (в 2008-м — 309), а реальный срок — 467 человек (в 2008-м — 458).

— Назначали ли судьи вашего суда в минувшем году альтернативные виды наказаний?

— В 2009 году 13 осужденным было назначено наказание в виде обязательных работ – в 2008 году аналогичное наказание применялось в 10 случаях. Осужденные, в свободное от основной работы время, выполняют бесплатные общественно-полезные работы, в основном связанные с благоустройством нашего округа. Кроме этого, назначались исправительные работы – в 10 случаях. А в 2008 году – всего в трех случаях. Также в качестве альтернативных видов наказаний применялся штраф в шести случаях (в 2008-м – в двух). Данные наказания применялись судьями не так часто в силу ряда объективных причин — они не назначаются за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, которые составили достаточно большую часть преступлений по делам, рассмотренным нашим судом в прошлом году. В связи с недавним вступлением в законную силу ФЗ-№ 377 у суда появилась возможность назначать и такой вид наказания, как ограничение свободы. Оно заключается в том, что осужденный не должен уходить из дома в определенное время суток, посещать определенные места и т. п. Однако практики применения этого вида наказания в нашем суде пока нет.

— Вы считаете себя счастливым человеком?

— Да, ведь у меня прекрасная семья: жена — учитель математики в школе, дети работают в судебной системе, внучка-школьница. У меня любимая работа. Мне повезло с коллективом, люди мне доверяют. Я живу в нормальной стране. Я обеспечен.

— Чем Валерий Викторович — судья отличается от Валерия Викторовича — обычного человека?

— Наверное, СВОТИН, который председатель суда, более строг, чем тот, что просто отец, муж или обычный человек. Ну а вообще, если честно, в жизни я к себе очень критично отношусь — не могу допустить, чтобы моей семье или коллегам было стыдно за меня. Судьи — такие же люди, как и все, просто работа у нас очень ответственная.

— Как проводите свободное время, есть ли у вас хобби, увлечения?

— По выходным хожу в бассейн. Есть серьезные наработки в теннисном спорте. Со школы играю в волейбол, было время и боксом занимался. Иногда хожу в боулинг шары погонять. Дома у меня солидная библиотека. Люблю вечером Джека Лондона или Фенимора Купера почитать. Люблю водить автомобиль — водительский стаж у меня 38 лет. В машине обычно слушаю концерты со скрипкой, гитарой — такая музыка хорошо успокаивает. Отпуск с семьей, как правило, проводим в Сочи — мне нравится этот город. За границей предпочитаю экскурсионные туры. Хотел бы побывать во Франции и в Италии.

— Валерий Викторович, вы меня таким вкусным чаем напоили — это что, тоже увлечение?

— Можно сказать и так. Дома мы пьем только свежий чай. Покупаем его всяких разных видов и сортов. Есть очень интересные чаи, при заваривании которых в чайничке распускаются красивые бутоны. Один чай сделает тебя добрым, другой — здоровым, третий — успокоит или, наоборот, настроение поднимет. Если есть возможность, то собираем в лесу душистые травы, ягоды, сушим их, завариваем и потом с удовольствием устраиваем семейные чаепития.

— Валерий Викторович, спасибо за интервью, желаю вам и вашему коллективу дальнейших успехов.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.