В арбитражном суде 6 апреля состоялось рассмотрение дела о банкротстве ОАО «Внешнеэкономическая компания «Омтор». Напомним, что 21 октября 2009 года в отношении компании, которую возглавляет Борис СВАТКОВ, была введена процедура наблюдения, причем ее инициировал сам должник. 16 марта 2010 года суд должен был определиться с дальнейшим ходом банкротства, и арбитражный управляющий Валерий КОНОВАЛОВ сообщил, что видит для компании один выход – только конкурсное производство с распродажей имущества. Однако дело дважды откладывалось, а буквально за день до решающего заседания 6 апреля в суд поступило письмо от финансового директора ОАО «ВК «Омтор» Нины НАЗАРЕНКО, в котором она заявила, что сама хочет удовлетворить все требования кредиторов, включенные в реестр.
Кредиторы проголосовали за конкурсное
Последние судебные процессы по банкротству «Омтора» сопровождались скандалами. На заседании 16 марта Валерий КОНОВАЛОВ сообщил, что в перспективе у компании — только конкурсное производство. По его словам, по преднамеренному банкротству экспертное заключение не производилось, потому что не до конца установлены требования всех кредиторов (установлено примерно 70-80% кредиторской задолженности). Но внутреннее чувство подсказывает арбитражному управляющему, что преднамеренного банкротства быть не должно, потому что за последние два года никаких выводов имущества не производилось.
— Платежеспособность восстановить невозможно, если сопоставить размер кредиторской задолженности с активами, это исключено — долги превышают их в несколько раз, — добавил на суде Валерий КОНОВАЛОВ. — Единственное, утешает то, что имущество не переоценивалось и его фактическая стоимость может быть в четыре-пять раз выше, чем она указана в расчетах. Но даже этой стоимости недостаточно. Сейчас установлено требований кредиторов примерно на 120 млн рублей. А вообще-то мы ожидаем сумму порядка 140-160 млн рублей. Но имущество, с учетом его рыночной стоимости – это 20-25 млн рублей.
Имущество ОАО «ВК «Омтор» — это офисные помещения площадью порядка 600 кв. метров в здании на улице Ленина и земельные участки в историческом центре — в районе все той же улицы Ленина и на Центральном пляже, где «Омтор» также владеет бывшей спасательной станцией.
Долги организации в основном банковские – тремя крупнейшими кредиторами выступают Газпромбанк, ОТП Банк, БИНБАНК. Причем практически все банковские долги обеспечены залогом. Но требование одного из основных кредиторов – ОТП Банка – на момент суда еще не было установлено в реестре.
Кроме того, набирается несколько миллионов рублей долгов перед физическими лицами, которые давали «Омтору» взаймы разные суммы наличными по распискам. Список физлиц состоит примерно из 25-30 человек, но еще не все рассмотрены судом. «Общая сумма этих долгов – около 25-30 млн рублей, — рассказал Валерий КОНОВАЛОВ. — Еще порядка пяти-шести требований на крупные суммы – под десяток миллионов рублей – через суд пока не прошли. Эти физлица в основном работники «Омтора», которые давали ему в долг. Есть и аффилированные лица. Много зарубежных кредиторов, например поставщики из Молдавии, которые поставляли продукцию – вино и фрукты».
Арбитражный управляющий сообщил, что на собрании кредиторов, которое состоялось 9 марта, большинство голосов было отдано за введение конкурсного производства.
Банки заподозрили манипуляции
Однако собрание кредиторов не выбрало саморегулируемую организацию (СРО) арбитражных управляющих, которая будет вести следующую процедуру банкротства. За предложенную СРО «Дело» проголосовало 48% голосов, воздержались 10,7%, остальные отдали голоса за СРО, в которой состоит Валерий КОНОВАЛОВ.
— Мы впервые слышим о том, что итоги голосования и собрания кредиторов пересмотрены, поскольку на собрании я лично участвовал, и арбитражный управляющий озвучивал иные итоги голосования, — неожиданно заявил в суде представитель Газпромбанка. — Было озвучено, что большинством голосов была утверждена СРО «Дело». Когда закончилось собрание, были подведены итоги, арбитражный управляющий выступал перед кредиторами и сказал, что произошла смена арбитражного управляющего. А сейчас на заседании я слышу о том, что есть совершенно другие итоги собрания кредиторов. И манипуляции с протоколом позволяют говорить о том, что здесь, как нам кажется, происходят какие-то неправомерные действия. Мы ознакомимся с материалами дела, будем смотреть протокол, бюллетени, журнал регистрации, поднимать все первичные документы, которые были приложены арбитражным управляющим, и будем предпринимать способы защиты своих прав.
Валерий КОНОВАЛОВ пояснил, что 48% голосов, отданных за СРО «Дело», для ее утверждения в итоге оказалось недостаточно.
— У нас в этом деле очень много вопросов к арбитражному управляющему, начиная от нарушения сроков уведомления кредиторов о проведении собрания, — настаивал представитель банка. — Мы являемся крупнейшим кредитором, но абсолютно случайно узнали о первом собрании кредиторов. Оно состоялось во вторник 9 марта, но нам уведомление поступило в пятницу, накануне выходных дней, в половине седьмого вечера. Рабочий день уже закончился.
Пенсионер занял «Омтору» миллионы
Кроме того, банки заявили, что кредиторская задолженность перед физлицами была создана искусственно. «Мы участвуем в судебных заседаниях и активно заявляем возражения по поводу этих кредиторов, — сообщил представитель Газпромбанка. — Допустим, как может быть у трудящихся «Омтора» задолженность в сумме от пяти до 17 млн рублей? Рассматривается требование кредитора на 17 млн рублей, это физлицо, причем, пенсионер. Мы используем все возможности защиты своих интересов и оспаривания таких долгов. При конкурсном производстве как залоговые кредиторы мы уже не будем иметь права голоса. И возникает ситуация, что эти аффилированные лица, работники «Омтора», будут иметь большинство голосов».
— Может, они столько платили своим работникам, — предположил председатель арбитражного суда Сергей ЧУЧА.
После перерыва на заседании 23 марта Валерий КОНОВАЛОВ сообщил, что вторая попытка провести собрание кредиторов по выбору СРО снова не удалась. Кредиторы, пришедшие к офису компании, увидели на входе в здание объявление: «В связи с проведением инвентаризации имущества, принадлежащего ООО «Омтор-групп», доступ посторонних лиц в помещение запрещен». И собрание фактически не состоялось. Дело было отложено на 6 апреля.
Банкротство отложили до лета
А буквально накануне этого последнего заседания 5 апреля в арбитражный суд поступил еще один документ — финансовый директор «Омтора» Нина НАЗАРЕНКО заявила о том, что она решила удовлетворить все требования кредиторов, включенные в реестр, в том числе задолженность по обязательным платежам. Кроме того, второе ходатайство об отложении дела заявил должник в связи с тем, что порядка 30% требований кредиторов еще не включены в реестр.
Представители банков возражали против отложения процесса, так как в конце апреля истекает срок для процедуры наблюдения.
— У меня есть недвижимость в центре города – земельный участок и коммерческая недвижимость, — сообщила в суде Нина НАЗАРЕНКО. — Где-то через неделю должны приехать представители для обсуждения договора купли-продажи, это фирма с иностранными инвестициями. И поэтому в какие сроки я уложусь, я не могу сказать. Это может быть месяц, а может быть и больше. Ранее заключались подобные договоры, и требовалось месяца два от начала обсуждения сделки.
В итоге рассмотрение дела было отложено на 1 июня. Президент ОАО «ВК «Омтор» Борис СВАТКОВ в телефонном разговоре с корреспондентом «КВ» коротко заявил, что проблемы компании решаются. Однако другие заинтересованные лица скептически относятся к разговорам о возможных сделках. «Уже восемь месяцев идет речь, что учредители хотят рассчитаться по долгам, но никаких реальных движений нет, все на уровне разговоров», — сообщил «КВ» арбитражный управляющий Дмитрий ГИНДИН, который банкротит аффилированное ООО «Омтор-групп» и готовит на торги складскую базу «Омтора» по улице Вавилова, 240.