В минувшую среду, 14 апреля, региональное правительство рассмотрело отчет о реализации областной целевой программы подготовки к празднованию 300-летия Омска. Губернатор предложил придать программе социальный вектор и не увлекаться «историзмами», а также заметил, что ничего более значимого, чем «Арена-Омск», Успенский собор и железнодорожный вокзал до 2016 года в Омске уже не появится. Поскольку даже первую ветку метрополитена к 300-летию города запустить вряд ли удастся.
Капремонт жилья спас программу 300-летия Омска
Министр экономики Игорь МУРАЕВ доложил, что общая сумма, которая была направлена в 2009 году на реализацию мероприятий под подготовке к 300-летию Омска, составила почти 4 млрд рублей. Областной бюджет потратил 680 млн рублей, городской — 265 млн рублей. Большую часть средств – почти 3 млрд рублей — удалось привлечь из федерального бюджета.
Столь внушительные цифры объясняются тем, что в мероприятия программы 300-летия Омска записали, например, проведение дорогостоящего капитального ремонта жилья и расселения граждан из аварийных домов. Как известно, в 2009 году федеральный Фонд реформирования ЖКК перечислил на эти цели 1,9 млрд рублей. Сюда же отнесли 410 млн рублей Инвестфонда, полученные в 2009 году на продолжение строительства подстанции «Прибрежная». К объектам, строительство которых приурочили к празднованию 300-летия Омска, отнесли также путепровод на 21-й Амурской и реконструкцию улицы Орджоникидзе.
Сюда включили перинатальный центр и Ледовый дворец на ул. 6-я Станционная.
Один из самых дорогостоящих проектов программы — строительство Красногорского гидроузла — пока находится на стадии разработки проектной документации. На другом объекте – аэропорте Омск — Федоровка – выполнено техническое обследование не завершенных строительством сооружений, завершены инженерно-изыскательские работы.
Игорь МУРАЕВ очень осторожно высказался о проблемах с финансированием программы, хотя понятно, что в прошлом году ее спасли в основном миллиардные вложения Федерации в капитальный ремонт жилья, что прямого отношения к реализации подписанного Владимиром ПУТИНЫМ плана подготовки Омска к 300-летнему юбилею не имеет.
Недофинансирование коснулось многострадального омского метрополитена – из запланированных 510 млн рублей Федерация выделила в прошлом году только 215 млн.
По словам министра экономики, на эти средства были выполнены работы по инженерной подготовке территории под строительство объектов метро, а также продолжались работы по прокладке тоннеля.
На реконструкцию памятников федерального значения в Омске из бюджета РФ было направлено всего 2,6 млн рублей. Они пошли на реконструкцию Тобольских ворот Омской крепости. В текущем году финансирование на эти цели несколько увеличится. По крайней мере в федеральном бюджете предусмотрено 50 млн рублей на реконструкцию культурных объектов, в частности. на продолжение реконструкции Сибирского кадетского корпуса.
По подсчетам министерства экономики, за два года, прошедшие с момента утверждения программы 300-летия Омска, с учетом средств на реконструкцию дорожной сети Омска было потрачено почти 9 млрд рублей. Министр отметил, что в рамках подготовки к юбилею города уже введено 24 крупных объекта. «Если оценивать суммы финансирования по всем объектам с момента начала ведения работ, то можно говорить о вложениях в размере 12 млрд рублей», — подытожил Игорь МУРАЕВ.
Долг по реконструкции Иртышской набережной — более 100 млн
Первый зампред правительства Андрей БЕСШТАНЬКО заметил, что данный отчет о реализации программы вскоре будет рассматриваться на четвертом заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия Омска, которое пройдет с участием федеральных структур.
— Я думаю, нам нет смысла уходить от острых вопросов финансирования программы, — пояснил г-н БЕСШТАНЬКО. — Это касается уличного дорожного строительства, Фонда поддержки ЖКК, вопросов, касающихся Красногорского гидроузла, строительства корпуса ОмГУ.
Председатель правительства Леонид ПОЛЕЖАЕВ посетовал, что за рамками программы остались самые значимые объекты, построенные в Омске в последние годы.
— Что бы мы ни сделали до 2016 года в городе, ничего значительнее «Арены-Омск», Успенского собора, железнодорожного вокзала и Иртышской набережной мы уже не построим, — выступил Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Единственное, что может как-то уравнять это, если мы сумеем запустить первую очередь метро. Ничего другого боле значимого в архитектурном историческом плане мы не сумеем сделать, и денег у нас нет. Да, мы поспешили. Сделали эти объекты раньше, чем вышло распоряжение правительства о подготовке к празднованию 300-летия Омска. Значит, давайте их сейчас в него вносить! Они тоже являются носителями идеи подготовки города к юбилею.
Глава правительства обратил внимание министров на то, что Иртышская набережная до сих пор официально не введена в эксплуатацию. «Мы ее эксплуатируем, люди по ней гуляют. Но на этом объекте еще более 100 млн кредиторки висит», — пояснил Леонид ПОЛЕЖАЕВ и поручил своим заместителям решить, наконец, финансовые и юридические вопросы по Иртышской набережной и официально ввести объект в эксплуатацию. Он также предложил правительству подключиться к решению проблем с финансированием строительства корпуса ОмГУ, так как самостоятельно университет с этим не справляется.
По мнению председателя правительства, в ближайшие три года при реализации программы 300-летия Омска нужно заниматься не «историзмами», а социальными проектами – строительством школ, больниц, капитальным ремонтом жилья и переселением граждан из аварийных домов.
— Эти вопросы не более значимы с точки зрения сегодняшнего восприятия населением подготовки в юбилею Омска, — отметил Леонид ПОЛАЖАЕВ. — Люди ведь тоже по-разному это понимают. Они думают: вот вы там храмы строите, арены, а мы здесь живем в бараках. Я думаю, Воскресенский собор может радовать глаз историков, любителей старины. Это тоже нужно, поскольку это лицо и имидж города. Но для большинства людей, которые живут в бараках, проблема жилья важнее.
О том, как будет финансироваться программа 300-летия Омска в 2010 году, на заседании правительства не сообщалось. Было сказано только, что составлен перечень работ, куда вошли, например, строительство метрополитена, городских дорог, капитальный ремонт жилья. «Будем заниматься подготовкой и обеспечением заявок на федеральное финансирование», — без особого оптимизма заключил Игорь МУРАЕВ.