Репортеры американской газеты «Milwaukee Journal Sentinel» за последние три года получили две премии Пулитцера. Один из них, автор журналистских расследований Дейв УМХЭЙФЕР приехал на конференцию «Местная газета в центре внимания». Газете «Milwaukee Journal Sentinel» более 150 лет, она выходит ежедневным тиражом в 200 тысяч экземпляров в округе Милуоки (штат Висконсин) численностью порядка 1,5 млн человек. Предлагаем читателям «КВ» наиболее интересные фрагменты рассказа Дейва УМХЭЙФЕРА о журналистских расследованиях по-американски.
О том, как газета «помогла» правительству уйти в отставку
Вот уже 27 лет я как журналист и как редактор занимаюсь вопросами местной политики. Тем, как власти города и округа тратят народные деньги (бюджет округа Милуоки — более 1 млрд долларов), кто получает от этого выгоду, а кто проигрывает, кто влияет на их решения. Милуоки находится в 90 милях к северу от Чикаго, и мы всегда жили в тени большого соседа. Были времена, когда жители Милуоки страшно гордились тем, какое у нас неподкупное и порядочное правительство, и любили критиковать Чикаго за коррупцию и мошенничество властей. Но в последние 10 лет гордость наша по этому поводу поубавилась. Правительство штата Висконсин и, в частности, Милуоки стали участниками многих скандалов.
В 90-е годы целый ряд чиновников окружного правительства начал работать над тем, чтобы увеличить себе пенсии. Труд их завершился тем, что пенсии у них теперь выше, чем где бы то ни было в США. Когда наша газета узнала и написала об этом, жители Милуоки заставили власти уйти в отставку. Это было в 2002 году. После того как эта история была опубликована, главный редактор вызвал меня к себе и сказал, что газета собирается ветеранов-репортеров вроде меня назначить исключительно на то, чтобы следить за тем, что происходит в правительстве, и вести журналистские расследования.
О пользе дружбы с секретаршами
Много судебных преследований было начато в результате моих публикаций. Против 21 человека были возбуждены уголовные и гражданские дела. Это касается мошенничества с бюджетом, фальсификации на выборах, разных махинаций с недвижимостью и ипотечными кредитами. Мы обнаружили, что десятки миллионов долларов правительство тратит на школы, в которых нет учеников. Суть нашей работы заключается в том, что мы должны раскапывать и придавать гласности проблемы до того, когда ничего нельзя будет исправить.
В США очень жесткое законодательство о гласности, так называемые законы солнечного света. Это законы, которые заставляют власти делать общедоступными разнообразные документы о их деятельности. Но часто бывает трудно получить доступ к государственным документам и отследить бумажный след того, что происходило. Бюрократы устраивают проволочки, стараются дотянуть выдачу информации до тех пор, пока нам не надоест. Иногда они пытаются заставить нас платить за получение документов невероятные деньги. Однажды я получил счет на 18 тысяч долларов. Но в большинстве случаев это официальная плата, весьма небольшая, за доступ к базам данных. Другое дело, если вы пытаетесь получить документы по неофициальным каналам. Тогда действует известное правило: дружите с секретаршами — они знают все!
Меня часто спрашивают, как я живу в городе, хожу в правительство и общаюсь с людьми, на которых ищу компроматы. Я отвечаю просто: у американских чиновников нет стыда.
О безуспешной борьбе с наркотиками
Иногда в ходе журналистского расследовании мне приходилось бывать в опасных местах. Для написания одного текста мне понадобилось несколько дней сидеть, затаившись в узеньком переулочке между домами одного криминального квартала. Я видел, как подростки 12-13 лет продавали кокаин. Это был рынок кокаина, куда можно подъехать и прямо из окна машины все купить. Полиция на этот район города махнула рукой. Я сидел и записывал номера автомобилей покупателей. Большинство из этих автомобилей принадлежало людям, которые жили в обеспеченных домах пригорода. Я считаю, что этот материал стал хорошей иллюстрацией к тому, насколько бесполезна безумная война с наркотиками, которая объявлена в Штатах. Мы очень много пишем о торговцах наркотиками, но редко отслеживаем тех, кто их покупает.
О том, как дорого тягаться с властями
Иногда наши журналисты получают угрозы физической расправы. Но, слава богу, в нашем штате эти угрозы никто не воплощал в жизнь. Большинство наших сражений происходит в судах, где наши юристы спорят с местными властями, требуя выдать интересующую нас информацию. Одно обязательное правило: мы не разглашаем источники информации. Бывало, журналисты шли в тюрьму, отказываясь называть человека, от которого получили сведения. В нашем штате сильное законодательство, защищающее права журналистов, в частности право не разглашать источники. Поэтому когда мы говорим нашим источникам, что их имена будут конфиденциальными, они нам верят.
Есть одна вещь, которая заставляет меня опасаться за будущее журналистских расследований: если вы пытаетесь тягаться властями, у вас должны быть очень хорошие юристы. А они стоят очень дорого. Журналистские расследования – вообще очень дорогостоящая вещь.