Книга про советскую номенклатуру вряд ли потеряла свою актуальность
«Слово «номенклатура» пришло к нам из глубины тысячелетий. В Древнем Риме раб, громко провозглашавший на приемах имена входивших гостей, назывался «номенклатором» (от латинского «nomen» — имя). Видимо, от этого и пошло слово «номенклатура» как список имен или названий. Что означает сегодня в русском языке латинское слово «номенклатура»?» — спрашивал автор во введении к книге, которая вышла в свет за границей в 1980 году, а затем подробно рассказывал читателю, как живет советский правящий класс: какие привилегии имеет, как получает свои должности, на чем ездит, что ест и как отдыхает. В общем, как осуществляет свою диктатуру.
Несколько лет эта книга существовала в Советском Союзе под грифом «совершенно секретно», а в библиотеке ЦК имелся экземпляр, добраться до которого было непросто. Не обошлось, конечно, и без самиздата.В книге шла речь о том, что советское общество — вовсе не рабочий класс, крестьянство плюс прослойка интеллигенции. Автор показал мир, который он назвал Страной Номенклатурией, в которой было два класса — всемогущая элита и бесправный народ. Вхожий в советские властные кабинеты, он прекрасно знал как жила правящая верхушка. Советское население об этом, конечно, догадывалось, но и только. У нас в стране первое издание «Номенклатуры» появилось в 1991 году. Захаровское — второе по счету, и его еще можно при желании найти.
Как утверждает профессиональный социолог, исследователь современной российской элиты Ольга Крыштановская, книга произвела тогда переворот в умах. Советологию с тех пор можно было поделить на два этапа — до и после выхода книги в свет: «Это было настоящим открытием: Запад узнал, что такое советский правящий класс. С тех пор написанное латиницей слово «nomenklatura» на всех языках мира означает одно — российскую элиту». Очевидно, что нынешнее время некоторым образом поменяло акценты, но для того, чтобы уяснить. каковы эти изменения и стала ли номенклатура устаревшим понятием, стоит, по меньшей мере, перечитать эту книгу.