23, 24 и 29 апреля в Омском областном суде продолжилось рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего начальника отдела аренды, оценки и отчетности территориального управления Росимущества по Омской области Игоря МАКАРЬЕВА и бывшего его подчиненного Алексея АБРАМЕНКО. Их обвиняют в совершении 11 эпизодов преступлений, предусмотренных п. а, в, г ч. 4 ст. 290 УК РФ — получение взятки (в общей сумме 1 млн рублей). Судебное разбирательство ведет судья Алла МИХАЙЛОВА. В этот раз подсудимый АБРАМЕНКО продолжил давать показания по делу.
Эпизод с предпринимателем ЧЕПОЙ:
«БУЗУЛИН знал все об условиях аренды склада»
Замдиректора ООО «Сибстройторг» Олега БУЗУЛИНА подсудимый знает шапочно — только как человека. Был ли когда-нибудь у него на складе, который ООО «Сибстройторг» арендует у Омской КЭЧ, не помнит, может быть, мимо проезжал. В 2007 и 2008 годах ни АБРАМЕНКО, ни МАКАРЬЕВ склад не обмеряли и вообще ни разу даже не подъезжали к складам директора и учредителя ООО «Сибстройторг» Евгения ЧЕПЫ, никаких денег у него не забирали и не требовали их ни у ЧЕПЫ, ни у БУЗУЛИНА. ЧЕПУ впервые АБРАМЕНКО увидел уже в данном судебном процессе. В реестр договоров аренды ТУ Росимущества договор, заключенный между ЧЕПОЙ и Омской КЭЧ, вносил не АБРАМЕНКО, с его слов, а специалист ТУ МИХЕЕВА. Экспертизу оценочного отчета, предоставленного ЧЕПОЙ в ТУ, делал также не АБРАМЕНКО, а специалист СТРЕЛЬНИКОВА.
Как выяснилось в суде, у АБРАМЕНКО и БУЗУЛИНА одинаковые машины — «Хонды Орхия». Как утверждает подсудимый, это довольно редкая марка, поэтому они с БУЗУЛИНЫМ могли периодически созваниваться и обсуждать, где достать запчасти. К тому же АБРАМЕНКО часто консультировался с БУЗУЛИНЫМ, какие лучше выбрать стройматериалы для ремонта, например, квартиры. По иным вопросам, по словам АБРАМЕНКО, они не общались. Суд приобщил к делу по просьбе АБРАМЕНКО копию страниц журнала учета получения и выдачи документов в ТУ Росимущества. Из них видно, что все документы по вопросам аренды госимущества от имени Сибстройторга сдавал в ТУ и забирал БУЗУЛИН. По мнению подсудимого, это говорит о том, что БУЗУЛИН имел возможность знать содержание данных документов — характеристики объекта аренды, порядок и условия его сдачи в аренду, арендную ставку и т. п. То, что БУЗУЛИН хорошо знал объект аренды — склад на 3-й Транспортной, 4, по словам подсудимого, подтверждают и показания свидетелей. Они говорят, что сначала склады, которые сейчас арендует ЧЕПА, арендовал ЧП Захаров, а БУЗУЛИН приезжал в ТУ Росимущества по Омской области как представитель именно данного ЧП. Затем БУЗУЛИН занимался всеми арендными вопросами уже от имени фирмы «Мебельстройкомплект» по тому же помещению на ул. 3-й Транспортной, 4 и в конце концов — от имени Сибстройторга.
«БУЗУЛИН вводил ЧЕПУ в заблуждение и присваивал его деньги»
На вопрос гособвинителей, почему же тогда свидетели говорят, что видели, как подсудимые приезжали на склад на разных автомобилях и получали от БУЗУЛИНА деньги за решение вопросов аренды, АБРАМЕНКО ответил, что данные свидетели оговаривают их с МАКАРЬЕВЫМ по просьбе или настоянию БУЗУЛИНА — они ведь все его подчиненные. А самого БУЗУЛИНА, по мнению АБРАМЕНКО, заставили оговаривать подсудимых сотрудники правоохранительных органов, чтобы БУЗУЛИНУ удалось избежать ответственности за то, что он вводил ЧЕПУ в заблуждение и присваивал его деньги, которые якобы вымогали у ЧЕПЫ подсудимые. На самом-то деле, как утверждает АБРАМЕНКО, у БУЗУЛИНА, а тем более у ЧЕПЫ они с МАКАРЬЕВЫМ денег не требовали и денег этих БУЗУЛИН им не передавал.
— Ваша честь, БУЗУЛИН ведь и все остальные потерпевшие по данному делу предприниматели не сами приходили с заявлениями в милицию, как они сами и подтверждают, а оперативники выходили на них. В материалах дела есть даже справка оперативников о том, что заявление от БУЗУЛИНА по привлечению к ответственности АБРАМЕНКО было получено в ходе комплекса ОРМ, проводимых в отношении АБРАМЕНКО, обратил внимание суда АБРАМЕНКО.
АБРАМЕНКО также добавил, что ТУ Росимущества абсолютно никак не может повлиять на имущество Омской КЭЧ, так как согласно Указу Президента РФ №1082 от 2004 года, распорядителем и собственником имущества, закрепленного за вооруженными силами, является только Минобороны РФ.
Эпизод с ООО «Манже»:
«ЖУРБЕНКО во всем лжет!»
На вопрос суда, что подсудимый может пояснить по обстоятельствам дела, связанным с данным эпизодом, АБРАМЕНКО ответил, что в переводе с французского «манже» означает вкусная пища. Как он утверждает, владелицу ООО «Манже» Ирину ЖУРБЕНКО он увидел впервые лишь в зале суда, а «что там она вместе со своими подчиненными навспоминала коллективным разумом при помощи оперативников», это пусть остается на ее совести.
Суд. А у ЖУРБЕНКО, по вашему мнению, какой мотив вас оговаривать?
АБРАМЕНКО. На ректора ОГИС КАЗАЧУНА заведено уголовное дело, а ЖУРБЕНКО с ним в хороших отношениях была, много лет арендовала площади на территории данного вуза, видимо, оперативники и на ЖУРБЕНКО что-то накопали...
АБРАМЕНКО заявил суду, что абсолютно все показания ЖУРБЕНКО являются ложью. По его мнению, это подтверждается материалами уголовного дела. Она в своих показаниях утверждает, что в начале 2007 года Омский Центр ТИЗ подготовил для нее оценочные отчеты, в которых оказались очень большие ставки арендной платы. Затем ЖУРБЕНКО рассказала, что с помощью АБРАМЕНКО в данных отчетах были переделаны ставки арендной платы на те, которые ее устраивают, то есть снижены. И в договорах с ТУ Росимущества ставки были указаны уже приемлемые для нее. Однако в материалах дела в протоколе выемки отчетов в Центре ТИЗ указано, что оценка проводилась 31 января 2007 года и ставки арендной платы в них 90 рублей и 120 рублей, то есть точно такие же, как и в договорах аренды, заключенных ЖУРБЕНКО с ТУ Росимущества. Отчетов же, где ставки были бы существенно завышенными, как утверждает ЖУРБЕНКО, в Центре ТИЗ не было найдено — сама ЖУРБЕНКО говорит, что якобы потеряла их. К тому же руководитель и сотрудники Центра ТИЗ подтвердили, что изначально в отчетах для ООО «Манже» были именно ставки 90 и 120 рублей и данные отчеты не переделывались, а каких-либо еще отчетов для «Манже» не изготавливалось.
«Может, прокуратура откажется от
обвинения по эпизоду с «Манже»...»
АБРАМЕНКО. У меня вопрос к следствию: все противоречит в словах ЖУРБЕНКО, как тогда было возбуждено уголовное дело? Ваша честь, может быть, гособвинение откажетсяподдерживать обвинение хотя бы по эпизоду с ООО «Манже» — ну, все же четко опровергается материалами уголовного дела...
Суд. Вы можете сами предложить это гособвинителям.
Прокурор УМАНСКИЙ. Я правильно вас понял, что 4 мая 2007 года и 7 сентября 2007 года в офис ООО «Манже» вы не приезжали?
АБРАМЕНКО. Не приезжал.
Прокурор УМАНСКИЙ. Как тогда можете объяснить, что сотрудники ООО «Манже» свидетельствуют против вас?
АБРАМЕНКО. Они же подчиненные ЖУРБЕНКО. К тому же они сами говорили в суде, что вспоминали сидели всем коллективом, как все было... Ясно, что ЖУРБЕНКО лжет, потому считаю абсурдным дальше обсуждать то, чего не было на самом деле.
АБРАМЕНКО еще добавил, что какие-либо проверки ОГИС и ООО «Манже» он лично или в составе комиссий не проводил. Признал, что вносил в реестр учета ТУ Росимущества номер договора аренды с ООО «Манже» и, возможно, готовил экспертное заключение на оценочный отчет данной фирмы, но проверял его лишь по формальным признакам.
Эпизод с предпринимателем АЛЕКБЕРОВЫМ:
«У АЛЕКБЕРОВА был договор аренды на 15 лет»
АБРАМЕНКО пояснил, что знает Аласкара АЛЕКБЕРОВА или, как его называют свои — просто Алик, и всю его семью очень давно и очень хорошо — они с ним были товарищами. По ходатайству подсудимого суд приобщил к делу договор аренды заключенный между ТУ Росимущества и АЛЕКБЕРОВЫМ в 2000 году (помещение под магазином «Цветы» в здании Союза художников по ул. Лермонтова) на 15 лет. Этот договор подписан бывшим руководителем ТУ Росимущества Вячеславом ШИШКИНЫМ. Есть письма от регионального минкультуры о том, что АЛЕКБЕРОВ один из самых добросовестных арендаторов — и ремонт всего здания, памятника архитектуры, выполняет, и застраховал его, и плату вносит вовремя. АЛЕКБЕРОВ признал в своих показаниях, что лично знаком со всем руководством ТУ Росимущества — ШИШКИНЫМ, ПЕГАСИНОЙ, ДЕРЕВЯНКО.
«Алик дарил цветы ПЕГАСИНОЙ и ШИШКИНУ»
По словам АБРАМЕНКО, предприниматель часто приходил к руководителям на прием, даже цветы приносил им на дни рождения. Так что, по мнению АБРАМЕНКО, АЛЕКБЕРОВУ нечего было бояться, что ему якобы не продлят договор аренды и вообще чего-либо с такими знакомствами, к тому же договор сразу заключался на 15 лет. АБРАМЕНКО утверждает, что 4 года подряд ходил к АЛЕКБЕРОВУ на дни рождения, его тоже к себе звал, выпил немало чая в магазине АЛЕКБЕРОВА, так как частенько заходил туда в гости. По словам АБРАМЕНКО, ему незачем было выезжать к АЛЕКБЕРОВУ с проверками, так как он и так часто бывал в его магазинах и все там знал. Цветов бесплатно в магазине АЛЕКБЕРОВА подсудимый никогда не брал и с МАКАРЬЕВЫМ туда никогда не приезжал.
Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Как можете объяснить показания продавцов АЛЕКБЕРОВА, которые говорят, что вы все-таки приходили к ним с МАКАРЬЕВЫМ за бесплатными цветами?
АБРАМЕНКО. На следствии сотрудники АЛЕКБЕРОВА об этом ничего не говорили. Я думаю, что эти факты им уже в суде подсказали, чтобы тем самым усилить позицию обвинения... Продавцы ведь подчиненные АЛЕКБЕРОВА.
«Алик и его жена в слезах признались,
что оговорили меня под давлением...»
Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Почему же сам АЛЕКБЕРОВ так резко поменял к вам свое отношение, оговорил вас, вы же товарищами были...
АБРАМЕНКО. На него надавили оперативники, вынудили оговорить меня. Алик и его жена в слезах признались моему адвокату, когда я уже сидел в СИЗО, что вынуждены были поддаться давлению правоохранительных органов и оговорить меня, ведь им еще жить в Омске, а у них маленькая дочь, бизнес... Оперативники отследили тех, с кем я чаще всего общался, и принялись их обрабатывать... В декабре 2008 года Алик приезжал ко мне и предупреждал, что его вызывали в УВД на Ленина и выясняли, у кого он арендует помещения, контактирует ли с кем-то из ТУ Росимущества, знает ли ШИШКИНА, пересекался ли с АБРАМЕНКО и т. п. Алик боялся за меня, что оперативники попытаются как-нибудь меня спровоцировать, но я его успокоил, что мне не за что бояться, что я ни в чем не виноват. Я считаю, что оперативники задумали окончательно свалить начальника ТУ Росимущества Вячеслава ШИШКИНА, на которого заведены уже были два уголовных дела, потому и начали копать еще и под его подчиненных, в том числе под меня, чтобы показать, вот как все плохо в его ведомстве.
На этой неделе АБРАМЕНКО продолжит давать показания. «КВ» будут следить за развитием событий.