Европейская рефлексия на редкость занятна, потому что более нигде не воспроизводима.
Эльфрида ЕЛИНЕК
Смысл безразличен. Тело бесцельно. Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе.
Пер. с нем.
СПб.: «Симпозиум», 2010 год. — 464 стр.
«Мне кажется, я читала всегда, с тех пор как научилась читать, и с тех пор любое другое занятие для меня просто пустая трата времени. Во всем, кроме чтения, я словно натыкаюсь на что-то твердое (особенно при контактах с людьми), но, должно быть, во всем этом только я сама и виновата.... Чтение — шикарное платье моей жизни, оно всегда при мне, никуда не девается, легко надевается, и оно так мягко облегает тело. Люди же могут впиться в тебя, точно тернии, могут и уничтожить».
Так написала госпожа ЕЛИНЕК в своем эссе «О чтении» четыре года назад. А пять лет назад австрийская писательница Эльфрида ЕЛИНЕК стала лауреатом Нобелевской премии. Ее самый известный роман — «Пианистка». По книге был снят одноименный фильм, который не только привлек внимание всего мира к творчеству ЕЛИНЕК и способствовал ее популярности в других странах, но был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля в 2001 году, получив также приз как лучший иностранный фильм на московском «Кинотавре» в январе 2002 года.
Предваряя книгу эссе и выступлений, издатели обратили внимание читателя на то, что этот сборник никогда не выходил на немецком или на других языках и, с разрешения автора, впервые публикуется по русски. Эссеистика Эльфриды ЕЛИНЕК охватывает разнообразные сферы культуры: литературу (Кафка, Лессинг, Брох, Йонке), театр (Брехт, Беккет, Ионеско, актерское искусство), музыку (Шуберт, Иоганн Штраус), кино, громкие события светской жизни, автобиографические темы. Помимо всего прочего книга может доставить удовольствие тому, кто любит побродить по улицам Вены, но так и не может уяснить для себя вполне, что представляют собой австрийцы и почему столь непостижима знаменитая венская беззаботность.