30 августа состоялась пресс-конференция, посвященная началу учебного года. Илья ДУБИН сообщил журналистам, что все 166 школ города готовы к приему учеников. В текущем году за парты сядут 10 тысяч 500 первоклассников, а последний звонок прозвенит для 5 тысяч 300 выпускников. В 2010 году в первый класс пошло на 500 учеников больше, чем в 2009-м, а количество одиннадцатиклассников, напротив, сократилось на 1200 человек. «КВ» предлагают вашему вниманию наиболее интересные фрагменты выступления руководителя департамента образования.
О новых стандартах
Введение нового федерального образовательного стандарта общего образования — это эксперимент, он будет касаться только начальной школы. Уже определены и согласованы с региональным министерством образования 11 муниципальных учреждений, в которых первоклассники будут обучаться по программе федерального образовательного стандарта. К 2012 году мы должны перевести всю начальную школу на новые образовательные стандарты. Все, кто в начальной школе обучался по базисному учебному плану, закончат начальную школу по старым программам. А те, кто вступает в эксперимент, будут учиться по новым государственным стандартам, то есть в этом году в эксперименте участвуют только первоклассники-2010. Основной принцип федерального образовательного стандарта— реализация полного учебного дня на базе школы, то есть интеграция дополнительного образования и появление четких воспитательных функций. Наконец-то споры о том, что должна делать школа — обучать или воспитывать, будут прекращены. По системе «Школа полного дня» ребенок получает, как минимум, 10 часов в неделю дополнительного образования. При существующей системе главной задачей была вычитка определенного набора тем по каждому предмету и определение качества усвоения знаний. Новый федеральный образовательный стандарт нацелен на то, чтобы научить ребенка добывать знания и применять их на практике. Например, в школе есть кружок хореографии, изобразительного искусства или оригами, дети будут выбирать из них, это не значит, что все 60-70 учеников начальной школы должны два часа в день находиться на этих кружках, студиях и секциях. Речь идет о том, чтобы уже сейчас в работе школ формировать заказ на дополнительные образовательные услуги, и сколько таких направлений будет — решать родителям.
О грантах
Все конкурсы, которые мы проводим, подтверждают, что педагоги и руководители омских школ используют любую возможность поучаствовать в тех или иных конкурсах не только для того, чтобы получить признание, но и материальную помощь. За три последних года муниципальная система образования с помощью участия в конкурсах и грантах дополнительно привлекла 93 миллиона рублей. Согласитесь, это немаленькие деньги. Мы видим насколько выросло количество конкурсантов: в три раза увеличилось число участников всех муниципальных конкурсов. Летом были подведены итоги конкурса «Лучшая школа». Определены победители: десять школ, семь детских садов и три учреждения дополнительного образования в октябре получат по миллиону рублей. Ко Дню учителя мы наградим пятьдесят педагогов 50 тысячами рублей. Кроме того, в этом году объявлен конкурс «Призвание», финальные этапы пройдут в каждом образовательном учреждении, то есть все 375 учреждений имеют возможность определить лучшего по профессии. Победители получат по 50 тысяч рублей, на эти цели из городского бюджета выделено 18 млн.
О питании
В текущем году 45 школ провели реконструкцию пищеблоков по предписанию Роспотребнадзора. Мы ставим задачу в этом году обеспечить горячим питанием около 70% детей. Возникает вопрос: почему 70, а не 80%? Школьные столовые могут обеспечить полноценным горячим питанием на сегодняшний день все 100% учеников омских школ — это 98 тысяч человек. Нужно понимать, что все зависит от желания детей и их родителей. Еще три года назад, когда мы начинали, столовые посещали 38% детей. Те мероприятия, которые мы проводили в рамках программы, были рассчитаны, прежде всего, на модернизацию оборудования. Замена старой техники на современную позволила улучшить качество блюд. Это привело к тому, что количество детей, питающихся в столовых, динамично растет. В прошлом году мы сделали акцент на работу с родителями. Представители родительских комитетов дегустировали блюда, смотрели, в каких условиях готовится пища. Такая форма работы оправдала себя, количество детей, питающихся в столовых, значительно увеличилось.
О дошкольном образовании
До конца 2010 года на базе общеобразовательных школ мы планируем открыть 36 групп для детей дошкольного возраста. На эти цели будет выделено более 60 млн рублей. Согласитесь, это очень разумная цифра. 36 групп — это 3 двенадцатигрупповых детских сада, чтобы построить один такой сад, нужно 350-400 млн рублей, а мы за 60 фактически откроем три. Сейчас работа уже начата, я думаю, что не позднее 5 сентября на базе школы №148 мы откроем одну группу. 36 групп — много это или мало? Это 700 мест, согласитесь, достаточно большое количество детей, когда речь идет об очереди в 7 000 человек. 10% очереди мы закроем — это только первый шаг. Эти помещения, как минимум, ближайшие 7-8 лет школами использоваться не будут, мы это четко просчитывали.
О частных детских садах
Одна из первых проблем, с которой я столкнулся, когда меня назначили директором департамента, нехватка мест в детских садах. Из 100 писем 99 приходили в департамент с просьбой предоставить место. Первое, с чего мы начали, анализ того, что происходит в существующей системе, все ли у нас в порядке? Я собрал всех непрофильных арендаторов, которые снимали площади в детских садах: кто-то имел книжный магазин, кто-то зубопротезную клинику, в этот же год мы их вежливо попросили. Эти помещения мы стали восстанавливать под дошкольные группы. С теми же, кто вел профильную деятельность, я встретился и сказал: «Коллеги, до вас дойдем в последнюю очередь. Вы наши друзья, наши партнеры, вы делаете нужное дело, но в течение трех лет я планово дойду и до вас. Как только у бюджета появится возможность восстановить эти группы и пустить туда детей бесплатно, а не за 12 тысяч, ищите себе другие помещения». На это было дано три года! Пусть ко мне придут и в глаза попробуют сказать, что я вчера позвонил и сказал: «Все, ребята, до свидания, у вас 48 часов на депортацию!» Не было такого! Три года назад всем была четко поставлена задача. Многие из предпринимателей начали подыскивать помещения. На тот момент в городе площади были. Другие же сидели и не верили, что муниципалитет дойдет до этой проблемы. Пришло время «Ч», я никого не выгоняю, у вас заканчивается договор, вы идете и ищете себе другое помещение. Здесь не магазин откроется, а дошкольная группа, на мой взгляд, все понятно и логично. Я согласен, это очень удобно — взять в аренду группу у действующего сада, у которого есть лицензия, медицинский кабинет, столовая, и пользоваться актовым, физкультурным залом, не платя за них. Ни один из предпринимателей, я готов вызвать на разговор любого, не найдет аргументов, что он не бизнесом занимается. Если есть желание заниматься развитием дошкольного частного образования — пожалуйста, ищите помещение. И мы предлагаем эти помещения. Мы предложили в долгосрочную аренду отдельно стоящее здание на проспекте Мира. За три года моей работы в качестве руководителя департамента ко мне только один человек пришел с просьбой помочь ему построить частный детский сад, больше обращений не было.
Также ни один застройщик, получивший возможность комплексной застройки, не построил ни единой школы, ни одного детского сада, а дома вводятся и продолжают вводиться. Также ни одно крупное предприятие не поднимает этот вопрос, все скинули с себя балласт, освободились от неэффективных расходов по социалке и звонят мне и говорят: «Илья Владимирович, ты мне предоставь место в садиках для детей работников» — вот их подход! Мы очень рассчитываем, что руководители предприятий, бизнес-структуры повернутся к этой проблеме не в качестве критиканов, а внесут конструктивные предложения и объединят усилия.