В феврале 2010 года была создана Омская Федерация авиамодельного спорта. Она стала региональным представительством общероссийской общественной организации – Федерации авиамодельного спорта России. О том, чем занимается новая организация и с какими проблемами сталкиваются омские авиамоделисты, корреспонденту «КВ» Ольге УМОВОЙ рассказал вице-президент Омской Федерации авиамодельного спорта Михаил АЛТУХОВ.
— Михаил, расскажите, кем и зачем была создана Федерация.
— Федерация была создана группой авиамоделистов-энтузиастов. Мы прошли аккредитацию на уровне региона, и авиамодельный спорт у нас четыре месяца назад был внесен в реестр видов спорта. Благодаря этому мы теперь имеем статус регионального представительства Федерации авиамодельного спорта РФ. Есть большое желание объединить как ветеранов авиамоделизма в Омске, так и любителей и просто интересующихся. Наши цели — популяризация технического моделизма, обмен опытом, организация соревнований и фестивалей авиамоделистов. У нас в городе есть и чемпион Мира в авиамодельном спорте, чемпионы СССР, чемпионы России. Так что тем, кто только начинает заниматься этим, есть у кого набраться опыта.
— Каких-то результатов в продвижении авиамодельного спорта в регионе уже удалось достичь?
В 2009 году мы — те, кто сегодня составляет костяк Федерации, участвовали в «Кубке России по радиоуправляемым моделям электролётов» в Екатеринбургt – в итоге из 12 медалей пять приехало в Омск. Тогда же мы выиграли « Кубок Урала 2010 года». Стали «золотыми» призёрами на «49-м чемпионате Министерства Авиапрома РФ и стран СНГ». Мы устраиваем регулярно чемпионаты в Омске, сейчас готовимся к его третьему этапу. Приезжает Новосибирск, Урал, Якутия, в этом году планируют приехать спортсмены из Кемерово. Это скорее даже не чемпионат, а фестиваль, на который собираются все желающие. За четыре месяца, пока существует Федерация, мы правда каких-то впечатляющих результатов не добились в связи с нехваткой финансов.
— Причем тут финансирование?
?Для того, чтобы, к примеру, омским авиамоделистам участвовать в межрегиональных и международных соревнованиях, нужны не только средства на создание моделей и их техническое оснащение. Нужны деньги для оплаты проезда, проживания, на обязательные взносы. Из-за нехватки денег мы смогли в этом году отправить на «Кубок России» лишь одного человека, и он занял второе место. И для нас это результат плачевный, но мы понимаем, что если бы мы смогли отправить хотя бы еще механика, то взяли бы «золото».
?За поддержкой к региональным властям или бизнесу обращались?
? Куда мы только не обращались. В региональном министерстве спорта нам отказали в финансировании поездки на Кубок России, пояснив это тем, что авиамоделизм – не олимпийский вид спорта. На подготовку соревнований нужно 1-1,5 млн рублей, это без затрат на изготовление аппаратов, а на содержание моделей самолетов, их переоснащение, обслуживание. Причем мы никогда не требовали денег на техническое «перевооружение». Так, для выезда на «Кубок Республики Казахстан» в текущем году мы просили в Минспорта региона 120 тысяч рублей на дорогу и стартовые взносы, по 12 тысяч на человека. Конечно, не получили, и выехать не смогли. Причем мы ведь не ради личного интереса стремимся принять участие в таких мероприятиях, мы гарантированно выиграем в каких-нибудь классах, поднимем уровень омских спортсменов, престиж города и области.
?Расскажите о том, какие модели вы конструируете.
? Мы собираем как гоночные, так и пилотажные модели. Это дистанционно управляемые аппараты, управляемые радиопередатчиком. Беспилотники, которые мы собираем, делятся на классы. Есть аппараты для детей и хобби – из пенопласта, бумаги, фанеры. В изготовлении моделей для спорта используются уже более дорогие композиционные материалы. Наиболее сложные модели, с заявкой на профессионализм, изготавливаются с использованием матриц для вакуумного формования. Объединяет модели разных классов наличие электроники. Обязательно на каждом борту есть механизмы, которые движут рулевые поверхности (сервоприводы), элементы питания, двигатель и приемное устройство. Большинство наших моделей в качестве источника питания двигателя используют электричество, но есть и такие, которые оснащены традиционным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) с различными видами топлива.
?Вы используете лицензированные радиочастоты? На каких правах?
?Есть определенные радиочастоты, которые разрешены для использования авиамоделистами, это радиочастоты общего пользования. Раньше это были частоты в 40 мегагерц и 27 мегагерц, сейчас весь мир переходит на более безопасную в смысле чистоты эфира и качества радиосигналачастоту — 2,4 Гигагерц,. Частоты, на которых мы работаем сейчас, лицензированы, также как и оборудование, которое мы используем.
— Оборудование — радиопередатчики, электроника — и материалы для изготовления моделей самолетов где приобретаете?
?То, что есть в омских магазинах для авиамоделистов, весьма невысокого общего качества. Поэтому все покупаем за рубежом через прямые связи со спортсменами и Интернет. Большинство из того, что используется в моделизме, импортное. Мы используем все самое бюджетное, а вот если бы у нас была возможность оснащать беспилотники по последнему слову техники, приобрести оборудование для производства...
?Тогда что? Смогли бы составить конкуренцию зарубежным беспилотникам?
?Весьма вероятно. У нас сейчас есть демо-версия беспилотного летательного аппарата (БПЛА), оборудованного камерой слежения. Конечно, она сделана в кустарных условиях из того, что было. Но мы по сути производим опытные образцы. Уровень наших знаний и умений — профессиональный, и при должном финансировании, мы готовы организовать в Омске серийное производство БПЛА.
?Где могут использоваться и где используются на сегодня такие беспилотники?
?За рубежом используются повсеместно. В России тоже применяются, но в основном заграничные израильского производства, и стоят они в десятки раз дороже тех, которые могут производить российские авиамоделисты. Сфера применения обширна — в лесном хозяйстве, пограничными службами, в сельском хозяйстве, в Армии и МЧС.
?У нас в Омске где-то применяются беспилотники?
?Насколько я знаю, нет. Разговаривали мы и с омскими лесниками, и с пограничниками, все говорят – решайте через Москву. А вот в Новосибирске рыбнадзор использует беспилотники, аналогичные нашим. Каким-то образом им удалось продвинуть эту идею и закупить такое оборудование. В целом, рынок сбыта нужно разрабатывать. Кто-то должен попытаться донести до федеральных властей, что намного дешевле на первоначальном этапе помочь российским моделистам организовать производство, чтобы затем значительно сэкономить, отказавшись от импортных моделей. Хотя...у нас в России ведь как — чем дороже, тем лучше, тем больше денег можно «освоить».
?Но если вы организуете производство, найдете покупателей в Омске, кто будет следить за состоянием проданных моделей, кто будет их эксплуатировать, ведь это технически сложная аппаратура?
?Это можно решить, организовав курсы или поставив модели на сервисное обслуживание. Научиться управлять беспилотниками – то же самое, что научиться управлять автомобилем. Среди авиамоделистов есть шутка: «Сколько нужно чтобы научиться управлять моделью самолета? — Пять. — Чего пять? Часов? — Нет, самолетов». Но при четком руководстве и контроле инструкторов можно и сэкономить. Есть такая специальность оператор БПЛА, можно учить этому в омском центре ВДВ или в Калачинске в вертолетном центре. Но кому-то это должно быть тогда интересно.
?Что вам необходимо сделать для организации производства и какими будут затраты?
?Для организации производства нужно серьезное финансирование. Для запуска серийного производства нам необходимо создать конструкторское бюро, которое будет заниматься научными разработками. Мы, к сожалению, не можем пока себе этого позволить. Необходим ряд специалистов: авиаинженеров, электронщиков, технологов и других. Нужна производственная база для изготовления и запусков БПЛА.
?А где вы сейчас проводите запуски?
?Где придется. Правда, в текущем году мы получили большой подарок от администрации парка имени 30-летия ВЛКСМ. Заброшенный авиамодельный кордодром, построенный более полувека назад, они отремонтировали за свои деньги. Планируем в текущем году провести там два мероприятия – по гоночным моделям самолётов и по пилотажу. Это круглая заасфальтированная площадка диаметром 54 метра, которую также обещают обнести ограждением для безопасности. Подобных объектов в России не более десятка.
?А в целом ваши модели законно летают в небе, ведь они наверняка создают помехи авиации?
?По сути малая авиация, к которой можно отнести и наш вид спорта, сейчас в России запрещена. Между тем, авиамоделизм в Воздушном кодексе нигде не фигурирует. В Омске нам разрешили летать в затенении зданий – то есть не выше самой высокой точки города — дома со шпилем, это 35 метров. А мы летаем на соревнованиях на спортивных планерах на высоте 400-600 метров. Получается, мы создаем помехи гражданской и военной авиации. С другой стороны, если наша модель весом пусть даже 15 кг подлетит, допустим, к вертолету, то ее сдует воздушным потоком несущего винта.
?Но тем не менее, за запуск такой модели на неположенную высоту вас могут привлечь к ответственности...
?Я бы сказал так, если захотят прижать, то прижмут. Поэтому необходима легализация авиамоделизма на уровне федерального законодательства, и я думаю, эта инициатива рано или поздно пройдет от Федерации авиамодельного спорта РФ. А сейчас выезжая на свои тренировки, мы предупреждаем местные диспетчерские службы о предстоящей тренировке с указанием места, высот и времени полетов.
?Вы ведете занятия авиамодельного кружка, что это дает лично вам и интересно ли это сегодняшним детям?
?У меня как у педагога дополнительного образования, заработная плата – 1200 рублей. Так что моего финансового интереса здесь нет. Я сам в авиамодельный кружок пришел в двенадцать лет. Возможность построить самостоятельно модель самолета, который можно прекрасно пилотировать, появилась гораздо позже. Сегодня у детей, занимающихся в моем кружке, есть возможность работать с такими моделями и материалами, которые мне в моем детстве и не снились. Поэтому я надеюсь, что авиамоделирование станет для моих учеников не просто увлечением, а серьезным хобби и, возможно, делом всей жизни. Ведь как сказал академик Лавреньтьев, “детское техническое творчество — это не игра и не забава, а дело большой государственной важности!».