По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 9 месяцев 2010 года в России было продано новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 18% больше, чем за тот же период 2009 года. Вырос объем продаж и подержанных автомобилей. Достижению таких результатов способствовали разные причины, среди которых далеко не последнее место занимает возможность на приемлемых условиях получить кредит на покупку автомобиля. И движение к этой цели в последнее время шло сразу по нескольким направлениям.
Программы государственные и совместные
В первую очередь стоит отметить роль государственных программ субсидирования автокредитов и утилизации автохлама, популярность которых, похоже, превзошла все ожидания. По данным, опубликованным на сайте Минпромторга, с 25 февраля (момента возобновления работы по программе субсидирования) по 12 ноября 2010 года было принято 298 820 заявок и выдано 135 380 кредитов.
Подтверждением популярности спецпрограмм может служить и такой факт: в третьем квартале 2010 года доля Русфинанс Банка на рынке автокредитования Омска увеличилась на 15%. Директор омского ККО этого банка Дмитрий ЮДИН назвал две главные причины этого успеха: «В настоящий момент Русфинанс Банк представляет специальные кредитные программы по 14 брендам на интересных условиях. На рост продаж оказывает влияние и то, что мы являемся активным участником государственной программы субсидирования автокредитов».
Сегодня в России зарегистрировано шесть дочерних банков автоконцернов: БМВ Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, Тойота Банк, Банк ПСА Финанс Рус (банк автоконцерна Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси. В июле нынешнего года банковскую «дочку» завел Volkswagen. В ближайшее время Renault-Nissan планирует вывести на российский рынок свой банк, который будет называться, скорее всего, Renault Credit International (RCI) – как на большинстве других рынков.
Но непосредственной выдачей кредитов на покупку автомобилей соответствующих марок чаще все-таки занимаются российские банки с разветвленной филиальной сетью, заключившие соответствующие договоры с названными дочерними структурами. И не только с ними: российские автопроизводители взяли пример со своих зарубежных коллег и с успехом реализуют собственные программы льготного кредитования.
Скажем, в Омском отделении Сбербанка наибольшей популярностью пользуются программа Лада-финанс и совместная программа с Volkswagen. А всего за 9 месяцев 2010 года в рамках с совместных программ отделением выдано кредитов на сумму порядка 69 млн. рублей, что на 15% больше показателя за аналогичный период прошлого года. В сентябре там стартовала еще одна специальная программа — на приобретение автомобилей марки КИА, в октябре продлен срок программы скидок (в размере от 21 тыс. до 90 тыс. руб.) при покупке в кредит пяти моделей марки Opel и запущена программа по Audi A1.
Банк УРАЛСИБ недавно присоединился еще к одной программе — Hyundai Finance на покупку автомобилей 2010 года. ЮниКредит Банк в октябре снизил на 1,1-1,5% ставки не только по собственным автокредитам, но и по 9 совместным программам. Газпромбанк с 1 ноября также снизил на 1% ставки по программам, реализуемым совместно с представительствами восьми зарубежных компаний, а также с компанией АвтоВАЗ. Ранее банк уменьшил с 15% до 10% размер первоначального взноса по совместным программам, а по ряду программ увеличил максимальный срок кредита с 5 до 7 лет. А Райффайзенбанк 2 ноября снизил ставки в рамках специальной программы «Вольво Кар Кредит».
Программы банков
За последние 2-3 месяца в той или иной степени изменились в лучшую сторону условия автокредитных программ большинства банков, работающих на этом рынке. В большинстве случаев это было снижение процентных ставок. Причем если упомянутые выше Газпромбанк и ЮниКредит Банк снизили ставки по кредитам в рублях, оставив прежними валютные, то Банк Сибирь и Кредит Европа Банк снизили верхнюю планку как раз для кредитов в долларах и евро. Но в большинстве случаев снижались ставки по кредитам во всех валютах. Иногда – равномерно (Собинбанк – на 1-2%), иногда – нет (Русфинанс Банк – на 2-3,5% в рублях и на 1-1,5% в других валютах).
В Банке Москвы раньше были фиксированные ставки (15% годовых в рублях и 10,9% в валюте). Сейчас величина ставки зависит от срока кредитования и размера первого взноса. А ВТБ 24, напротив, по кредиту АвтоЛайт вместо «вилки» 16-20,5% ввел единую ставку: 18% для новых автомобилей и 18,5% — для подержанных.
Но уменьшались не только ставки. По отдельным программам разных банков снизились требования к минимальному первоначальному взносу. А например, ЛОКО-Банк, Росбанк и СКБ-банк теперь могут выдать кредит и без первоначального взноса. Правда, ставки при этом окажутся не самыми «аппетитными». Зато максимальный срок кредитования, наоборот, повышен. Но здесь нередко делают оговорку: в рамках одной и той же программы сроки могут отличаться для автомобилей зарубежного и отечественного производства, новых и подержанных, той или иной ценовой категории.
Кстати сказать, многие банки гораздо лояльнее стали относиться к отечественным автомобилям (или, как минимум, иномаркам российской сборки), в том числе подержанным. Прпавда, у каждого банка в этом случае есть свои ограничения.
Скажем, МДМ Банк готов иметь дело только с машинами не старше 5 лет. Абсолют Банк требует, чтобы возраст автомобиля был не более 8 лет на дату окончания кредита; автомобиль имел не более трех собственников – физических лиц по ПТС, и находился в собственности последнего не менее 6 месяцев. В Русфинанс Банке и ЛОКО-Банке условия кредита зависят от возраста авто, и есть несколько градаций.
Приятно, что одни банки (как Сиббизнесбанк) снизили, а другие (как Банк Москвы) и вовсе отменили комиссии. Но все-таки еще осталось 2 банка, которые продолжают взимать ежемесячные комиссии, которые после множества вынесенных судебных решений окончательно и бесповоротно признаны незаконными. СКБ-банк взимает 550 руб. в любом случае, а в НБ ТРАСТ ситуация похитрее.
Условия, приведенные в таблице, действуют только при наличии каско для автомобилей не старше 8 лет на дату окончания срока кредита. Можно получить кредит и без каско, но тогда другими будут и предельно допустимая сумма, и возможный срок, и ставка, и комиссия будет уже не фиксированная, а 0,6% ежемесячно.
Похожая ситуация и в банке АК БАРС – там все программы автокредитования «ходят парами»: есть просто кредиты (Максимум, Льготный, Профи, Круиз) и есть они же, но с обязательным страхованием жизни и потери трудоспособности. Во втором случае ставки будут на 3% ниже (в таблице именно они), отличаться будут также требования к минимальному взносу и предельные значения суммы кредита.