Второго ноября 2010 года директором городского музея «Искусство Омска» была назначена Лариса ТИМКОВА. Свое первое интервью в новой должности она дала корреспонденту «КВ» Ольге УМОВОЙ. Лариса Александровна рассказала о том, когда музей планирует выйти из закрытого режима работы, и о своих планах по его развитию.
— Лариса Александровна, вы до сих пор являетесь заведующей экспозиционно-выставочным отделом музея имени Врубеля. Планируете совмещать обе должности?
— Совмещение — это временная ситуация, которая не должна продлиться долго, и связана она с вопросами организационного характера. Предложение о новом назначении было неожиданным, а выставочная работа — работа на перспективу, необходимо передать коллегам незавершенные проекты. В совмещении работы помогает энергичный характер, позитивный настрой, а иногда и схожесть интересов обоих музеев. Например, последние выставки, подготовленные мною, напрямую связаны с художественной жизнью города, так как это персональные выставки омских авторов СОЛОДУХИНА «Палитра радости» и ЗЫРЯНОВОЙ-РЕЙХ «Как дождик из Бордо..».
— Вы проработали в музее Врубеля много лет, почему решились уйти на новую должность?
— Конечно, мне тяжело уходить из музея, в котором я проработала всю жизнь и знаю все изнутри. Но нужно менять что-то в жизни, реализовывать по-новому накопленный опыт.
Мой опыт работы в музее уникальный в том плане, что я успела поработать в самых разных должностях и структурных подразделениях – в отделе пропаганды (теперь это отдел музейной педагогики), занималась издательством, выставочной деятельностью, работала в фондах, главным хранителем и так далее. Я уверенно чувствую себя в профессии и четко представляю, что такое музейное дело. Поэтому решилась уйти из комфортных рабочих условий в музей, у которого все еще впереди. Это для меня в том числе и возможность реализовать свои представления о том, каким должен быть музей, исходя из собственного опыта.
— Какая сегодня обстановка в музее?
— Сегодня музей работает в закрытом режиме из-за аварийного состояния здания, в котором он находится. Но скоро начнется реконструкция под музей здания бывшей казармы Омского резервного батальона на территории Омской крепости.
— Но ведь уже было принято решение по реставрации здания музея на улице Куйбышева, даже был проведен тендер, почему все поменялось?
— Долгие годы действительно считалось, что музей «Искусство Омска» останется в здании на улице Куйбышева. Я не знаю, почему было принято другое решение, но я пришла в музей в тот момент, когда его перенос в Омскую крепость уже очевиден. Сейчас я уже познакомилась с коллективом, со штатным расписанием. Теперь моя главная забота – здание. Буду следить, как проходит реконструкция.
— Кто будет проводить работы, какая сумма предусмотрена, источники финансирования?
— Пока у меня нет точной информации об объемах и источниках финансирования реконструкции музея. Знаю, что реконструкция будет финансироваться из средств муниципального бюджета и фонда 300-летия Омска.
— Вы уже знаете, когда музей сможет переехать в отремонтированное здание?
— Пока озвучивать дату сдачи здания никто не решается. Есть надежда закончить реконструкцию в третьем квартале 2011 года. В любом случае, думаю, до конца следующего года все разрешится.
— Как вы сами оцениваете перспективу переезда музея в Омскую крепость?
— Омская крепость – исторический центр города. Новое расположение музея изменит некоторым образом экспозиционную концепцию музея. Если раньше он был ориентирован только на местную культуру, то в будущем новое музейное пространство даст возможности делать выставки, охватывающие широкие пласты искусства – в масштабах региона, страны. Конечно, экспозиция «Искусство Омска» останется ядром музея, но появятся новые выставочные возможности. Хотя площадь здания (порядка 2000 кв. м) будет сдерживать развитие в перспективе, сейчас это в любом случае решение хорошее. Коллекция не будет разрознена, будет храниться в хороших условиях – сегодня сотрудники музея с нетерпением этого ждут.
— Что сейчас представляет себой вверенный вам музейный фонд?
— Это культурологический музей. Большую часть фонда составляют произведения омских художников конца ХХ века. Временные рамки можно значительно расширять так же, как и приемы экспонирования, используя фотоматериалы и расширенные аннотации. Каким будет музей, решать ученому совету с привлечением специалистов музейного дела и омичей, мнение которых при создании нового музея очень важно.
— Экспонаты хранятся в аварийном здании, каково у них состояние?
— Условия вполне приемлемые, хранители следят за состоянием коллекций, все делается правильно, и сильных изменений в сохранности пока нет. Но такая ситуация не может длиться бесконечно.
— Вы переедете в здание, построенное в XIX веке. Как там будут обеспечиваться необходимые для хранения экспонатов нормы?
— У нас в стране не очень много музеев, в которых идеально соблюдены все нормы, ведь как правило музеи располагаются в старинных зданиях. Но сейчас существует множество регулирующих приборов, которые помогают хранителям в их труде.
— Каким вы видите будущее музея «Искусство Омска»?
— Построение экспозиционно-выставочной деятельности выходит на первый план.
Музей будет лицом города. Я организовывала в музее Врубеля серьезные выставки из серьезных музеев, таких, как музей Московского Кремля и Эрмитаж. Я устраивала выставки таких авторов, как Генри МУР, Сальвадор ДАЛИ. Выставка Даши НАМДАКОВА вообще была уникальной – возможно, его работы долго не будут экспонироваться в России. Он ориентирован на зарубежные выставочные площадки, после нас был только Эрмитаж. Теперь нужно отыскивать новых авторов, предвидеть и открывать новые имена. Это и выставки молодых художников, персональные, групповые. Можно обращаться к коллекциям отечественных музеев, представлять историческую среду в разных срезах.
— Предыдущего директора музея Сергея СИНЮТКИНА при вступлении в должность больше всего беспокоила финансовая неустроенность музея, низкая зарплата сотрудников. У вас уже есть планы по решению этих проблем?
— Наш коллектив небольшой, десять человек научных сотрудников. Конечно, коллекции требуют ухода и с переездом штат будет увеличен. Профессионализма коллектив не утратил, и это радует. Бюджетные учреждения вскоре переходят на новую систему финансирования, и финансовое благополучие музея будет зависеть от того, как мы будем работать сами. У музея есть возможности зарабатывать, просто вести эту работу – образовательную, просветительскую, выставочную – нужно более интенсивно. Как и любой другой музей, он будет работать и пополнять музейный фонд не только за счет бюджетных средств. Мы планируем создать Общество друзей музея, куда смогут войти не только предприниматели, меценаты, но и любой житель города, который захочет помогать в развитии музея. А первая моя задача – дать уверенность коллективу музея в том, что нынешняя финансовая ситуация разрешима.
— Лариса Александровна, вся ваша деятельность связана с искусством, а лично вы чем увлекаетесь. Или работа стала хобби?
— У меня есть одно давнее увлечение, я коллекционирую елочные игрушки прошлых лет.
В 30-50-е годы это были в основном ватные игрушки, в 40-е годы украшения делали из того, что оставалось от военного производства, позднее пришли стеклярусные игрушки из Чехословакии, использовались технологии немецкого производства картонажных игрушек, в 70-е годы началось время пластиковых дедов морозов и снегурочек.
— Новогоднюю елку украшаете всем этим разнообразием?
— Нет, я уже давно не украшаю елку игрушками из своей коллекции. Я храню их так же бережно, как музейные экспонаты. Каждая игрушка отражает время и эпоху, в сталинское время, например, было много игрушек в виде фигурок в национальных костюмах, в хрущевское время преобладали космонавты и кукуруза. Я делаю выставки своей коллекции или даю экспонаты выставлять другим.