1 декабря мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР провел пресс-конференцию, главной темой которой был объявлен проект бюджета на 2001 год. Но реальным поводом для встречи с журналистами послужило открытое письмо к мэру от руководителей областных СМИ, которые фактически вызвали мэра на информационную дуэль. Дуэль состоялась при полном аншлаге: в зале администрации не было свободных мест, чего не случалось никогда. По мнению журналистов, мэр успешно выдержал удар областных СМИ. На многие прозвучавшие вопросы он ответил еще на встрече в «Коммерческих вестях» (см. «КВ» № 47). Сейчас мы приводим часть дословных диалогов журналистов с Виктором ШРЕЙДЕРОМ.
О визитах в Аппарат Президента
Андрей КОПЕЙКИН, ГТРК «Иртыш». Вопрос по вчерашнему посланию президента. Удалось ли вам посмотреть его в прямом эфире?
Виктор ШРЕЙДЕР. Удалось. Две вещи, которые там прозвучали, думаю, актуальны в том числе и для Омска. Говоря о проблемах дефицита мест в детских садах, президент сделал акцент на необходимости использования технологии нулевых классов общеобразовательных школ. Эта технология используется в Омске. Я встречался с руководителем Аппарата Президента Сергеем НАРЫШКИНЫМ. И мы как раз в том числе и на эту тему говорили. Было ли это предметом для доклада президенту, не знаю, но оно нашло отражение в послании. Это приятно. В этом году мы введем в школах по этой технологии 720 мест. Второе заявление президента – необходимость избавления от непрофильных активов. Наверное, слышали его выражение по поводу «газет, пароходов и заводов», которые не должны быть на балансе у субъектов.
Никита МИСЮРОВ, «Антенна-7». Вы сказали, что встречались с руководителем Аппарата Президента. Наверняка вы общались с коллегами из других городов России. Остальным мэрам приходится так же часто бывать в Аппарате Президента?
ШРЕЙДЕР. Я не веду такой статистики. Я бываю в Аппарате Президента. Кстати, для информации: завтра в 15.00 мне назначена встреча с первым заместителем руководителя Аппарата Президента Владиславом СУРКОВЫМ.
Александр ЛАБЫКИН, «Омский вестник. Деловая среда». О чем пойдет речь?
ШРЕЙДЕР. О проблемах города Омска
Михаил ЛЕБЕДЕВ, РИА «Слон». Кто инициатор ¬- вы или СУРКОВ?
ШРЕЙДЕР. Обоюдный интерес.
О легитимности выборов мэра
Павел ПАУТОВ, ГТРК «Омск». В 2005 году за вас проголосовало 222 тысячи омичей. В 2010-м – 235 тысяч, то есть примерно четверть избирателей Омска. Получается, что уровень вашей популярности за 5 лет вырос на 2%. Понимаете ли вы, что являетесь не всенародно избранным мэром, а ставленником какой-то небольшой части горожан?
ШРЕЙДЕР. Надо спросить у омичей, они свой выбор считают легитимным. Если не считают, дайте мне подтверждение мнения жителей Омска. О том, что они считают всенародное избрание мэра города нелегитимным. Ни в 2005 году, ни в 2010-м.
ПАУТОВ. А вы как считаете, Виктор Филиппович?
ШРЕЙДЕР: Я считаю, что население Омска определилось в очень демократичной технологии прямых выборов. И надо уважать выбор жителей города Омска!
Марина ЛАРИКОВА, «Антенна-7». Как вы можете прокомментировать сбор подписей в Омске в вашу пользу? Сотрудники КТОСов, общественных организаций ходили по домам и собирали подписи.
ШРЕЙДЕР. Я об этом не знаю. Вы можете мне факты предъявить? Если готовы, я с удовольствием ознакомлюсь.
О продаже земель
Игорь СПИРИДОНОВ, журнал «Особое внимание». На Зеленом острове три участка проданы совершенно в разных местах, и они не могут быть единым целым для аквапарка.
ШРЕЙДЕР. Вы решили, что там три аквапарка будет на каждом участке? Ну есть же генплан, уважаемые коллеги. Есть проект реконструкции. Вы ознакомьтесь с этим проектом.
СПИРИДОНОВ. Я ни разу от вас не слышал не то чтобы признания ошибки, но выражения какого-либо отношения к своим подчиненным. Неужели вы считаете, что Юрий ГАМБУРГ, ФРЕЗОРГЕР… Вы считаете, что земля продавалась правильно?
ШРЕЙДЕР. Я считаю, что земля продавалась правильно.
СПИРИДОНОВ. А дендропарк? Тоже нормально?
ШРЕЙДЕР. В дендропарке земля не продавалась.
СПИРИДОНОВ. Правильно. Но на месте дендропарка существует коттеджный поселок.
ШРЕЙДЕР. Я официально вам заявляю: на территории дендропарка никакого строительства не велось и вестись в принципе не может. Эта территория четко определена по своему функционалу и защищена федеральным законом. И, кстати, указом губернатора.
СПИРИДОНОВ. Значит, ваши дочери проживают не в дендропарке?
ШРЕЙДЕР. Нет, они проживают на ул. Октябрьской, 98. Если есть желание, могу в гости сводить.
СПИРИДОНОВ. Я о коттеджах.
ШРЕЙДЕР. А я о проживании моих детей. Давайте будем более корректными.
О заместителях мэра
Максим АСТАФЬЕВ, ГТРК «Омск». Говорят, что короля делает его свита. Получается, что сейчас вас «делает» бывший ваш заместитель ФРЕЗОРГЕР, который был связан с нехорошей историей с продажей рынков. Сейчас вас делает ваш нынешний заместитель Юрий ГАМБУРГ, который стал известен благодаря этой истории с пьяными выстрелами в людей.
ШРЕЙДЕР. Вообще он стал известен, когда его назначили первым заместителем мэра Омска 2005 году.
АСТАФЬЕВ. Скандально известен он стал после выстрелов в людей.
ШРЕЙДЕР. У вас есть доказательства, что он выстрелил в людей?
АСТАФЬЕВ. Я не сказал, что он выстрелил. Вас также «делает» и ваш ближайший помощник Татьяна ВИЖЕВИТОВА, которая на всю страну стала известной после непонятной истории с диссертацией. Вы готовы признать, что ваша кадровая политики провалилась?
ШРЕЙДЕР. Нет, не готов.
АСТАФЬЕВ. И вам не стыдно за своих подчиненных и лично за себя?
ШРЕЙДЕР. Не очень понимаю выражение «вас делает» ГАМБУРГ или ВИЖЕВИТОВА. Наверно, у журналиста могли бы найтись и другие слова. Стыдно или нет? Не стыдно. Команда работает. Задачи решаются. И оценка, в том числе и команде, дана на конкурсе, который недавно состоялся. И мэр города Омска признан лидером в России по оценке деятельности муниципалитета – не только мэра города. Оценка команде дана. Это факт, против которого сложно поспорить.
АСТАФЬЕВ. Все остальное, что я сказал, это тоже факты.
ШРЕЙДЕР. Все остальное – это лирика.
О миллионах ПАТП
Александр ЛАБЫКИН. Все журналисты давно хотят услышать ваше мнение по поводу уплаты порядка 100 млн омскими ПАТП московской фирме «Гарант». Отвечая на вопрос «КВ», вы их отослали к материалам уголовного дела, которого действительно еще нет, но ведется проверка. Изначально это с вашего ведома было?
ШРЕЙДЕР. Нет. Там есть соответствующие руководители, которые принимают те или иные решения.
ЛАБЫКИН. К вопросу о команде. Было ли это с ведома вашего заместителя?
ШРЕЙДЕР. Нет. Не с ведома заместителя.
ЛАБЫКИН. И он ничего не знал?
ШРЕЙДЕР. Нет. Поэтому и разбираются сейчас соответствующие службы.
ЛАБЫКИН. А как возможно, что из городской казны практически «увели» 100 млн и никому об этом ничего не известно?
ШРЕЙДЕР. По поводу «увели». Факта нет. И факта увода из городской казны 100 млн не будет!
Об отставке
Марина ЛЕБЕДЕВА, РИА «СуперОмск». Ситуация в Омской области развивается по сценарию Алтайского края, где губернатор добился отставки мэра Барнаула. Как поступите вы, если губернатор Омской области поставит вопрос об отставке мэра Омска?
ШРЕЙДЕР. Чтобы поставить вопрос об отставке, нужны соответствующие условия. Есть федеральный закон, который определяет ситуацию, когда возможна отставка по инициативе руководителя региона. На сегодня, насколько мне известно, такого документа нет в проекте. Поэтому пока говорить не о чем.
Станислав ЖОГЛИК, «Бизнес-курс». Если вернуться к конкурсу, в котором вы стали победителем. Вы дважды избранный мэр. Теперь лучший мэр в России. На этом заканчиваются ваши политические амбиции? Это кульминация вашей карьеры или вы мечтаете о чем-то еще?
ШРЕЙДЕР. Как раз меньше всего думаю о политических амбициях. Жители доверили мне пост мэра. И моя обязанность обеспечить нормальное функционирование городского хозяйства. Чем я и занимаюсь.
ЖОГЛИК. Если не концентрироваться на терминах «информационная война», «напряжение в отношениях», а сосредоточиться на феномене, на ваш взгляд, чем все это закончится и когда?
ШРЕЙДЕР. История покажет.
ЖОГЛИК. В свое время, когда шла ваша избирательная кампания, вы активно «накачивали» городские СМИ: появлялись новые сайты, газеты. Сейчас вы столкнулись с обратной ситуацией, когда государственные СМИ Омской области вас «прессуют». Вы теперь понимаете, какое зло — государственные СМИ?
ШРЕЙДЕР. Не буду давать оценку СМИ. Считаю это нетактичным. В любых условиях работал, работаю и буду работать со СМИ. Как бы тяжело мне это ни давалось.
О «добрых» отношениях с прокуратурой
Павел ПАУТОВ. Мэра БАРНАУЛА отстранили от должности по формальному признаку: 12 невыполненных решений судов. Мэрией Омска не исполняется несколько десятков решений судов. «Хорошие», «добрые» надзирательные органы никаких претензий вам не предъявляли. Влияет ли на это то, что 80 бывших сотрудников милиции и ФСБ у вас работают? Как получилось, что вы чуть ли не единственный мэр в России, которому ни прокуратура, ни милицейские сотрудники не предъявляют серьезных претензий?
ШРЕЙДЕР. Я думаю, предъявление претензий зависит от наличия нарушений. Подозревать прокуратуру в том, что она лояльно относится к муниципалитету, не совсем объективно и логично. Прокуратура – это око государево, если вы помните выражение Петра Первого. И подозревать это «око» в некоем негосударственном подходе я бы не рисковал на вашем месте. На сегодня более 200 судебных решений находится на исполнении у муниципалитета. Все они определены по срокам и финансированию. Если бы были нарушения, поверьте, давно бы контрольные органы указали на них. И давно бы уже был повод у вышестоящих руководителей указать вплоть до той процедуры, которая была в Барнауле.
Марина ЛАРИКОВА. Несмотря на претензии прокуратуры, на КТОСы на следующий год вновь предусмотрены большие деньги. Больше, чем на важные социальные программы.
ШРЕЙДЕР. Но меньше, чем на региональные СМИ.
Владимир МУТОВКИН, журналист. Сегодняшняя встреча показала, что информационная война вступила в новый этап. Я помню прошлые войны, и мэрия не всегда сдерживалась и не отвечала, как в данном случае действует ваша администрация. Может ли наступить такой момент, когда вы перестанете молчать и начнете ответную войну компроматов, претензий? Потому что, видит бог, ваша администрация не святая, но есть еще одна администрация, которая тоже не с нимбами ходит. И второе. Вся эти войны в городе рано или поздно приводили к коллапсу: останавливался транспорт, не выплачивались деньги бюджетникам. Вы что-то подобное предвидите?
ШРЕЙДЕР. Я убежден, что любая война никому пользы не принесет и не приносила никогда. Мы не участвуем в этой войне и не будем участвовать. Я выражаюсь вашим словом, вы назвали этой войной. А то сейчас пресса напишет, что мэр воюет. Мэр не воюет! Мэр работает. И мэр будет работать, пока у него эти полномочия есть. И эти полномочия доверили мне жители города Омска. Вот если жители Омска скажут: мэр, ты делаешь не то и не так и тебя надо отправить в отставку, это будет мнение жителей. А не некоторых СМИ, например.