Градостроительный совет города Омска 17 декабря обсудил эскизный проект комплексного благоустройства и застройки исторической части центра. Проект реконструкции центра города рассматривался уже 16 раз, но и сейчас архитекторы так и не смогли прийти к общему мнению.
Главный архитектор проекта ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект» Богдан МРЫГЛОД рассказал, что с прошлого раза они пересмотрели некоторые узлы. По заданию департамента архитектуры Омскгражданпроект подошел к более детальной проработке благоустройства территории в границах улиц Ивана Алексеева, Ленина, Маркса и Короленко. Были определены основные скверы, пешеходные бульвары и новые площади. Затем будет разрабатываться наполнение среды памятниками, скульптурными композициями и малыми архитектурными формами. Продолжится реконструкция комплекса Омской крепости с обозначением ее границ – частично в виде земляных валов, частично за счет перепада рельефа. Следующий момент – реконструкция Выставочного сквера и благоустройство береговой линии. Кроме того, необходимо завершить благоустройство бульвара по улице Спартаковской, привести в порядок улицу Красина, а улицу Таубе предлагается соединить проездом с улицей Ивана Алексеева.
По обе стороны от Драмтеатра планируются скверы с незамысловатыми названиями «Театральный-1» и «Театральный-2». «Недостроенное кафе «Чудесница» здесь уже как восьмое чудо света, — сообщил Богдан МРЫГЛОД. — Столько времени оно стоит в таком состоянии, тут тоже надо как-то воздействовать на решение этого вопроса».
По словам докладчика, для новых объектов в центре запланировано достаточное количество подземных и прилегающих стоянок. Например, новый комплекс с парковками планируется построить у ТЮЗа. Участок здесь сформирован, есть инвестор, по информации «КВ», это фирма «Стройкомплектация». Как сообщил Богдан МРЫГЛОД, здание комплекса в эскизе уменьшили по этажности и габаритам, чтобы не перекрывать вид на Никольский собор.
Спор вызвало предложение расселить и снести жилой дом в самом центре по улице Голика, 2. Как оказалось, Омскгражданпроект давно мечтал на этом месте сделать пристройку для расширения института. Но во втором варианте дом оставляют на месте, а по словам мэра Виктора ШРЕЙДЕРА, без согласия жителей никакого расселения быть не может.
Любинский проспект пока не планируется сделать полностью пешеходным, его предлагается перекрывать лишь в праздничные и выходные дни.
Представитель УВД посетовал, что силовым ведомствам в центре негде парковать свои машины и постоянно возникают конфликты с жителями. «На Красина, 4 нельзя жить, — подтвердил почетный житель Омска Юрий ГЛЕБОВ. — Приходится идти по крышам автомобилей». Архитекторы предлагают для парковок использовать боковые полосы улицы Ленина и расширенной улицы Партизанской. Однако мэр попросил найти более конструктивное решение. С тем, что парковки на обочинах проблемы не решат, согласен и замначальника областной ГИБДД Юрий ШЕВЧЕНКО.
— Проблемы переходят из проекта в проект, — выступил директор ООО «Архитектурное ателье «РИМ» Олег ФРЕЙДИН. — Решения по парковкам пока нет, жителям, которые приезжают в центр города, оставить машину негде. Центр города не насыщен действием и жизнью. Но вместо того, чтобы ядро исторического центра насыщать людьми, мы затрудняем поступление сюда и транспорта, и пешеходов.
Кроме того, Олег ФРЕЙДИН предложил в первую очередь построить небольшой пешеходно-транспортный мост через Омь от площади Бухгольца с выходом на улицу Партизанскую. Это сразу даст возможность выхода с набережной в центральную часть.
— Вопросы освещения, мощения улиц, устройства скверов в докладе не прозвучали, — добавил архитектор Андрей ГЕТТЕ. — Нужно было продемонстрировать этапность по очередям, что-то будет сделано сейчас, что-то к 300-летию города. А эта работа действительно на какую-то великую перспективу. Думаю, что дорога у Речного вокзала не появится лет десять, это точно.
— По поводу «Хилтона» сказать сложно, а дорога точно будет, — парировал Виктор ШРЕЙДЕР. — Готов поспорить – к 300-летию города появится и мост, и участок этой набережной.
Начальник градостроительной мастерской Омскгражданпроекта Михаил ПАРФЕНОВ предложил вовсе убрать машины из центра. «Нужно оставлять машину в другом месте, а в центр приходить пешком и не подъезжать к каждому зданию», — пояснил он. На это категорично выступил главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ. «Сегодня весь центр обслуживается одной улицей Спартаковской! — заявил он. — Здесь в схеме предложено, как поэтапно решить эти узлы. Нужно сделать улицу Горчаковскую. И недавний пожар на Красина, 6 показал, что нужно усовершенствовать пожарную безопасность, делая проезды для машин».
— Мы еще не раз будем возвращаться к этому проекту, чтобы не допустить в историческом центре ошибки, — подытожил обсуждение Виктор ШРЕЙДЕР. — Нужно продолжить работу, но не будем спешить с застройкой.