Все рубрики
В Омске понедельник, 4 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Вячеслав МУТЬЕВ, омский межрайонный природоохранный прокурор: «Еще не было такого факта за время моей работы, чтобы шла незаконная добыча песка и я об этом не узнал»

28 декабря 2010 11:01
0
2982

В 2010 году сотрудники природоохранной прокуратуры выявили 117 нарушений законодательства в сфере недропользования. Подготовлено 165 актов прокурорского реагирования о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной административной ответственности. О том, руководители каких предприятий регулярно нарушают требования закона об охране окружающей среды, а также об особенностях своей работы корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ рассказал омский межрайонный природоохранный прокурор, старший советник юстиции Вячеслав МУТЬЕВ.
— Вячеслав Иванович, кому вы подчиняетесь и кого контролируете?
— Омская межрайонная природоохранная прокуратура является специализированной в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации. При осуществлении надзора она обладает всем комплексом полномочий, предусмотренных законодательством РФ. Фактически объектами надзора являются все предприятия и организации, а также государственные органы, в компетенции которых находится осуществление государственного контроля за исполнением природоохранного законодательства.
— Какие нарушения удалось выявить в 2010 году?
— С начала года мы проводили плановые проверки по соблюдению законодательства о недрах. Наибольшее число нарушений выявлено у организаций, добывающих подземную воду. В основном эти производства действуют на территории Омской области. Выявленные нами нарушения — безлицензионная добыча либо нарушение условий лицензирования. В этом году мы привлекли к административной ответственности руководителей ООО «Шипуновское», ООО «Колос», ЗАО «Дружба», ЗАО «Азовское», ООО «Баженовское ЖКХ» и СПК «Красный Октябрь» по статье 7.3 КоАП с наложением штрафа на должностных лиц от 3 до 30 тысяч рублей. Нарушения устранены, руководители этих предприятий уже получают лицензии. С первого апреля по этой статье Кодекса об административных правонарушениях у нас есть возможность налагатьь штрафы на юридические лица от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Для любого предприятия такой штраф очень ощутим. Директора это понимают, когда мы проводили проверку, они нас уверяли, что нарушения устранят в кратчайший срок. Это говорит о том, что ужесточение ответственности в экологической сфере – реальный инструмент заставить исполнять требования закона. А раньше — дали штраф в 3 тысячи рублей, ну и что?
— Какая сфера занимает второе место по числу нарушений?
— Добыча глины. Глина, как и песок, используется в строительстве. Больше всего нарушений в этой части было по условиям лицензионных соглашений, также не соблюдалось законодательство об отходах производства и потребления: разработали карьер весь мусор туда сбросили. А это ведет к загрязнению подземных вод. А если ты загрязняешь окружающую среду, должен нести за это ответственность, не все это понимают. По глине у нас попали под административную ответственность ЗАО «Елизаветинское», ООО МКБ «Строитель», ООО «Агро-инвест»: они нарушили условия лицензионного соглашения, в котором был прописан целый перечень природоохранных мероприятий, предприятия ими не занимались. Теперь и здесь все нарушения исправлены.
— Проводились ли проверки месторождений нефти и газа?
— Мы выезжали на Тевризское и Крапивинское месторождения, проверяли ОАО «Тевризнефтегаз» и ЗАО «Газпромнефть-Восток». У «Тевризнефтегаза» выявили нарушения в области отходов производства и потребления, были установлены также превышения выбросов в атмосферу. На Крапивинском месторождении были выявлены факты несоблюдения законодательства о недрах при обустройстве кустовых площадок и бурении нефтяных скважин, а также факты нарушения законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха и лесного законодательства.
Также были вынесены постановления и представления о привлечении руководителей Тевризнефтегаза и «Газпромнефти-Восток» к административной ответственности. Все акты прокурорского реагирования удовлетворены – получилась очень действенная проверка.
— Штрафы для нефтяников тоже составили от 3 до 30 тысяч рублей?
— Здесь штрафы были различными, до 450 тысяч рублей. Нужно отметить, что ОАО «Тевризнефтегаз» сразу устранило нарушения, они очень исполнительные. Грубейших нарушений все-таки не было, это крупные компании, и руководство предъявляет высокие требования к исполнителям.
— Часто в прессе появляются сообщения, что та или иная организация добывала песок незаконно. Расскажите о проверках, которые велись вами в этой сфере.
— Какие интересные факты были в этом году? Было установлено, что с 26-го по 27 мая ООО «Компания «Север» при помощи плавкрана осуществляла добычу строительного песка из русла реки Иртыш на 1913 километре. У них не было на это лицензии. Мы выехали на место 27 мая, работы были нами прекращены. Другой случай – добыча ООО «Экспо-Сервис» песка без лицензии на левом берегу реки Иртыш в районе поселка Красная Горка Омского района. Помимо привлечения должностных лиц к административной ответственности по нашей инициативе материалы были направлены в следственные органы. По статье 171 б ч. 2 Уголовного кодекса (о незаконном предпринимательстве) и ч.1 ст. 174 (легализация имущества, полученного незаконным путем) суд Омского района вынес обвинительный приговор, с руководителя организации взыскано 500 тысяч рублей. Кроме того, сейчас в Омском суде рассматривается иск прокурора в отношении ООО «Экспо-Сервис» о возмещении ущерба, нанесенного природе, на сумму 181 миллион рублей.
— Как вы отслеживаете места незаконной добычи песка, ведь Иртыш имеет большую протяженность?
— Существует такая служба — Филиал «Омский район водных путей и судоходства» в структуре ФГУ «Обь-Иртыш-Водпуть». Следить за тем, что происходит на реке, – их обязанность. Каждый день в 8 часов утра они нам сообщают, какие организации и где работают. С позиций информации здесь все поставлено на поток. Они заинтересованы в том, чтобы сообщать нам о незаконной добыче. Ведь незаконная добыча песка всегда ведет к изменению русла. Экологи говорят, что Иртыш – очень капризная река, она может легко изменить русло, а это может привести к катастрофе. Поэтому, когда выдаются лицензии на право добычи песка, ученые очень серьезно прорабатывают все варианты. Еще не было такого факта за время моей работы природоохранным прокурором, чтобы шла незаконная добыча песка и я об этом не узнал.
— В последнее время много внимания уделяется чистоте воздуха. Какие рычаги у вас есть для борьбы с нарушителями в этой сфере?
— Воздух — это то, чем мы занимались, занимаемся и будем заниматься. Ситуация, надо сказать, непростая. Многие заболевания, в том числе онкологические, возникают у населения из-за загрязнения атмосферного воздуха. Наша основная задача – принудить руководителей организаций соблюдать законодательство об атмосферном воздухе. Основные нарушения, которые выделяются в этой сфере: отсутствие у предприятий разрешений на осуществление вредных выбросов, отсутствие производственного контроля за источниками выбросов, превышение предельно допустимых норм выбросов, отсутствие у предприятия санитарно-защитной зоны. По данным Роспотребнодзора, на территории Омской области размещено 3802 объекта, являющихся источниками негативного воздействия на территорию обитания и здоровье человека в части выбросов вредных веществ, для которых требуется организация санитарно-защитных зон. В Омске таких объектов – 1668. В границах санитарно-защитных зон предприятий проживают 64 тысячи человек. Из вышеуказанных объектов, расположенных в Омской области, только 537 предприятий получили положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проекты защитных зон. И только по 30 объектам получены положительные заключения на санитарно-защитные зоны. То есть только 0,1% предприятий, осуществляющих вредные выбросы, имеют санитарно-защитные зоны.
Зачастую для руководителей приоритетными являются социальные вопросы: выплата заработной платы, налоговые и пенсионные выплаты, но, как показывает практика, если предприятие экономит на экологии — расплачиваются следующие поколения.
— Есть ли предприятия, которые стали более ответственно относиться к экологии?
— В лучшую сторону изменилась позиция Техуглерода, там стали уделять больше внимания и тратить средства на решение экологических проблем. У меня в последнее время нет обращений от граждан по этому заводу.
— Другие крупные предприятия не нарушают законодательство об атмосферном воздухе, в Омске же есть еще ОНПЗ и завод СК?
— ОНПЗ и СК– крупные предприятия, им не нужны проблемы с прокуратурой, на экологию они денег не жалеют. Им проще сделать все, как положено, чем получить удар по репутации. По этим организациям ни одной жалобы не было.
— Какая проверка запомнилась вам больше других?
— В текущем году мы занимались, можно сказать, беспрецедентным делом. Производство по нему завершено не так давно. В ходе проверки коттеджного поселка Усть-Заостровка мы выявили, что водоохранная зона реки Иртыш, вместе с несколькими островами, принадлежала физическому лицу. То есть было неправильно проведено межевание, участок был поставлен на кадастровый учет, и лицо могло распоряжаться водным объектом и островами по своему усмотрению. Мы вышли с исковым заявлением в суд в интересах государства, наши требования были удовлетворены: право собственности на данный участок было признанно незаконным. Вот такие казусы случаются в нашей практике.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.