ООО «Теплица новые технологии» зарегистрировано чуть более трех лет назад. Когда Дмитрий ТКАЧЕВ начинал заниматься выращиванием цветов и рассады в Азовском районе, у него было всего 15 соток земли, сейчас в области нет тепличного хозяйства, занимающегося выращиванием цветов и цветочной рассады, крупнее. В 2010 году администрация района выделила хозяйству 260 гектаров земли. В планах предпринимателя посадить на этом участке плодовый сад и разбить декоративный питомник. Бизнесмен поделился с корреспондентом «КВ» Максимом ДУБОВСКИМ перспективами на ближайший сезон, рассказал, с какими трудностями сталкивается, и раскрыл некоторые секреты своего бизнеса.
— Дмитрий Станиславович, теплица в Азовском районе – это ваш первый опыт?
— Нет, с 1998 года я пять лет арендовал теплицу на шинном заводе, где занимался выращиванием цветочной рассады, саженцев плодовых деревьев и кустарников, после того как ее продали, мой бизнес переехал сюда, в Азовский район, село Сосновка.
— Насколько мне известно, ваша теплица сейчас одна из самых крупных в области?
— Получается, что так, сейчас же нет «Декоративных культур». Моя основная идея – наладить на территории теплицы общение и обмен опытом между садоводами и овощеводами. Раньше эту функцию выполняла «Флора»: любой цветочник или овощевод мог прийти и показать свои достижения: самые крупные плоды томатов, перцев, баклажанов, а сейчас «Флора» ушла на ландшафтное озеленение. В Омске негде посмотреть новые сорта яблок, груш, винограда. На рынке – все привозное. Поэтому мы хотим сделать коллекционно-показательный участок, где будет представлено по сортам и породам большое количество культур, произрастающих в Сибири.
— Сколько сортов представлено в ваших теплицах?
— Мы выращиваем почти 100 видов роз, более 50 видов хризантем, более 500 видов многолетних и однолетних травянистых растений, 20 видов комнатных, 100 видов лиственных деревьев и кустарников. Я по специальности плодоовощевод, сейчас занимаюсь цветами, но все равно меня тянет на овощи. В прошлом году мы посадили томаты и огурцы, вырастили 20 тонн томатов и 12 тонн огурцов. Продали без проблем – у меня очередь на огурцы была два месяца. Я людям говорю: «Идите на оптовке купите, там дешевле». Они отвечают: «Нет, на оптовке невкусные».
— Планируете ли расширять площади?
— Мы взяли в аренду 260 гектаров земли, я хочу заложить там плодовый сад: посадить землянику, смородину, малину. Сейчас появилось много сортов, которые замечательно чувствуют себя в Сибири. Выведены сорта, которые в несколько раз продуктивнее тех, что я изучал в конце 90-х. Урожайность выше в 3-4 раза. Если раньше было два сорта груш, которыми только кидаться можно было – есть было нельзя, то сейчас появились 30 сортов, которые не хуже южных. Я хочу сделать так: люди приехали, набрали ведро ягод: земляники, смородины, малины, груш или яблок — взвесили, рассчитались и уехали. В Германии, например, едешь вдоль дороги, видишь, весы стоят, набрал ягод, взвесил, оставил деньги и поехал дальше. Там даже нет никого.
— В России, наверное, не получится поставить весы в поле?
— Нужно приучать людей к этому. Мне все говорят: «Зачем тебе сад? Будут воровать, обламывать ветки». Ну и что, посадим еще! Смысл «Новых технологий» в том, чтобы использовать новые сорта, применять новые технологические решения, что позволит увеличивать урожайность и снижать себестоимость и цену продукции.
— Ваша фирма называется «Новые технологии», уже какие-нибудь новинки внедрили?
— Да, постоянно внедряем. К сожалению, нам не по карману тепличные комплексы: например, построить гектар теплицы с оборудованием стоит около 100 миллионов рублей. Это будет полностью автоматизированный комплекс. В таких теплицах урожайность гораздо выше: если я с одного куста срезаю 24 розы, то в таких теплицах можно выращивать в 3 раза больше. Мы же покупаем не комплекс, а начинку — «мозги», ставим импортные форсунки, которые не текут, реле, датчики, контроллеры, и результат получается обалденный. Для нас вырастить продукцию не проблема, я могу и три миллиона вырастить, но кому ее продать? Мы 100 тысяч роз в Омске не можем реализовать, все привыкли к голландским и эквадорским. В Европе фермер вырастил цветы, продал на биржу и получил прибыль. А мы вырастили, нужно думать, как продать: а это логистика, реклама, продвижение. Это тоже своего рода искусство.
Сейчас многие частники стали заниматься выращиванием овощей и цветов. В этом году по тюльпанам была сильная конкуренция: цены были от 15 до 70 рублей. Но мы цветы, благодаря качеству и ассортименту, продали по нормальной цене.
— Дмитрий Станиславович, расходы у вас, наверное, большие. Нужно же за воду, свет и тепло платить?
— Да, водопроводная вода стоит 52 рубля за кубометр. Мы нашли выход: выкопали котлован, в который собираем талые и дождевые воды, хоть какая-то помощь. За электричество я плачу 4,16 руб. за киловатт, этой очень дорого, иной раз думаешь, что лучше дизельную станцию поставить. Приходится экономить: везде стоят энергосберегающие лампы, сам свет выключаю. А летом, когда работают насосы, расходы на электричество гораздо выше, чем сейчас. К тому же налоги подняли. Администрация района предлагает различные программы помощи. Но нужно или с бумажками бегать или работать, начинаешь бегать по кабинетам — работа проседает.
— Вы сказали, что отапливаете теплицы углем, сколько за зиму сжигаете топлива?
— По сравнению с шинным заводом затраты на отопление значительно снизились, там было центральное, тебе выставили счет, и ты обязан его оплатить, а сколько тепла поставили, не знаешь. Сейчас у нас уходит на обогрев около 20% от того, что мы платили раньше. Есть, конечно, трудности: приходится таскать уголь, много шлака, также присутствует человеческий фактор: докинул кочегар лопату угля или нет. На следующий год обещают подключить газ, но мы, наверное, будем продолжать отапливать углем, потому что не факт, что газ будет дешевле. За эту зиму мы сожгли 400 тонн угля.
— Расходы у вас большие, а прибыль вообще есть?
— Один метр теплицы мы используем три-четыре раза, за счет этого и выживаем: сначала высаживаем тюльпаны, потом – два срока рассады и затем – хризантемы. На Западе по-другому: они могут в каждой теплице создать оптимальную температуру. Они не таскают ящики с рассадой с места на место, я же беру тем, что таскаю: ящик постоял в теплице, рассада подросла, выносим ее на улицу в парник. В 2010 году мы продали продукции и оказали услуг на 3 миллиона 300 тысяч рублей.
— Вы занимаетесь только выращиванием рассады или принимаете заказы на озеленение?
— Мы и тем и другим занимаемся. В этом году количество договоров на озеленение увеличилось. Наши объекты – это первый дендросад, «Арена-Омск», Успенский собор, в прошлом году высаживали цветы в Старой крепости, микрорайоне Релеро, на территории банков. Практически весь центр Омска – это наша рассада, часть продукции продаем в садовом центре, большую часть сами высаживаем: у нас есть две бригады, которые этим занимаются.
— Дмитрий Станиславович, кто ваши основные конкуренты?
-Конкуренция на рынке очень большая, но мы стараемся выращивать те растения, которые уже акклиматизированы в наших условиях. Наша основная задача – показать ассортимент, сорта. Покупатели сами выберут, что им нужно и больше подходит. В этом году мы хотим предложить такую услугу, как выращивание рассады под заказ. Цены мы уже три года не поднимаем, по Западной Сибири они у нас самые низкие, я считаю, что мы лучше объемом возьмем. Меня все упрекают, что я занимаюсь демпингом, но я считаю, что рассада должна стоить недорого, чтобы любой человек мог ее купить.
— Сколько человек у вас работает?
— В штате у меня 27 человек, в сезон привлекаем еще 60.
— То есть в разгар работ у вас трудятся 87 человек, а какова средняя зарплата?
— Люди получают в зависимости от выработки. Помимо оклада работники имеют процент от продаж. У нас сезонные работы, я стараюсь делать так, чтобы в сезон и я, и люди зарабатывали. Поэтому сотрудники заинтересованы работать качественнее, и я над ними не стою и не показываю пальцем что делать.
Где вы берете семена?
— Семена закупаем самые передовые немецкие, голландские, американские, в основном гибриды, они дороже сортов, но результат получается лучше. Мы сотрудничаем с барнаульской фирмой, у них особая экономическая зона, поэтому их семена дешевле, чем если заказывать напрямую. С московскими компаниями сейчас работаем нечасто, так как бывали случаи, когда нас обманывали.
— Сколько денег вы уже вложили в развитие?
— Сельское хозяйство затягивает – нужно постоянно вкладывать деньги: то в теплицы, то в землю, то в специалистов. Я не считал, но думаю, что 15 миллионов уже потратил. Вливания нужно делать постоянно, думаешь: «Вот это сделаем и заработаем!», но процесс не останавливается: то одно нужно купить, то другое.
— Вы часто ездите за рубеж, может быть, какую-нибудь идею на своем предприятии воплотили?
— За границей очень развита продажа цветов в садовых центрах и на выставках. В 2010 году мы создали садовый центр, теперь в одном месте у нас представлен весь ассортимент выращенной продукции, разного возраста и по разной цене. Кроме этого у нас есть такая услуга как самообслуживание – оставляем лопату и люди сами выкапывают понравившиеся цветы. Это удобно как покупателям, так и нам. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что с 17 по 21 августа мы будем проводить очередной День поля. На нашей площадке организации, занимающиеся выращиванием посадочного материала, садоводы-любители и фермеры покажут свои достижения,.