В результате развала Азовской птицефабрики 150 жителей района останутся без работы.
23 марта 2011 года Арбитражный суд Омской области вынес решение, в котором отказал Федеральной налоговой службе в начале процедуры банкротства в отношении ЗАО «Русь» (Азовская птицефабрика). Предприятие задолжало ФНС почти 1,5 миллиона рублей. Но эта новость не принесла облегчения работникам птицефабрики: сейчас в арбитражном суде на рассмотрении находится несколько исков от кредиторов ЗАО. Общая сумма финансовых претензий, по словам собственника, составляет более 8 миллионов рублей. Глава администрации Азовского немецкого национального района Виктор САБЕЛЬФЕЛЬД считает, что ситуация на предприятии угрожающая: только задолженность по кредиту, привлеченному ЗАО «Русь», вместе с пенями и штрафами — 200 миллионов рублей. Судьбу Азовской птицефабрики в начале апреля решит областная комиссия, в которую войдут представители министерства сельского хозяйства, Государственной инспекции по труду и профсоюза работников сельского хозяйства. При худшем сценарии развития событий 1 июня рабочие места потеряют 150 сотрудников ЗАО «Русь».
За «Русью» пока не будут наблюдать
В конце декабря 2010 года Федеральная налоговая служба (ФНС) обратилась в арбитражный суд с иском о признании ЗАО «Русь» несостоятельным (банкротом). ФНС указала, что задолженность предприятия перед налоговым органом составляет почти полтора миллиона рублей.
Долг ЗАО перед налоговиками состоит из НДФЛ (налог на доход физических лиц), пени и штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Арбитражный суд указал на то, что плательщиками НДФЛ согласно 207 статье Налогового кодекса (НК РФ) являются физические лица. Следовательно, ЗАО «Русь», как юрлицо, не может быть плательщиком НДФЛ — оно является налоговым агентом.
Пунктами 4 и 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Из этого можно сделать вывод, что руководство птицефабрики несколько приуменьшило долги по зарплате. Так, ставка НДФЛ – 13% от дохода физического лица, задолженность по НДФЛ без пеней и штрафов составляет 1 миллион 77 тысяч рублей. Получается, что предприятие должно сотрудникам 8 миллионов 284 тысячи. Если разделить эту сумму на количество рабочих, получается, что каждый должен получить по 33 тысячи 138 рублей. По словам следователя Следственного комитета по Азовскому району Андрея ВИДЖЮНАСА, задолженность по оплате труда на сегодняшний день составляет около 3,5 миллиона рублей и по сроку не превышает 20 дней, даже если исходить из этого, получается, что за 20 дней сотрудники птицефабрики заработали по 14 тысяч рублей (в неопубликованном «КВ» интервью директор ЗАО «Русь» утверждал, что средняя ежемесячная зарплата на предприятии составляет 10 тысяч рублей). Работники ЗАО «Русь» говорят, что зарплату не получают больше двух месяцев: предприятие не рассчиталось за февраль и март).
Сославшись на определение Высшего арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 года, судья Любовь РАСПУТИНА указала на то, что требование к налоговому агенту, не перечислившему в бюджет удержанный налог, имеет особую правовую природу и не подпадает под положение статей закона «О несостоятельности (банкротстве)» и не может рассматриваться в арбитражном суде. Поэтому первую процедуру банкротства – наблюдение — на предприятии пока вводить не будут.
Бог поможет
По словам следователя следственного комитета по Азовскому району Омской области Андрея ВИДЖЮНАСА, ситуация на Азовской птицефабрике нормализовалась: предприятие рассчитывается по долгам перед налоговой, задолженность по зарплате небольшая. Полностью выйти из кризиса предприятию помогут предстоящие праздники: 24 апреля православные отмечают Пасху, и спрос на яйца, а соответственно, их стоимость, значительно увеличатся: «Проблемы у предприятия начались в октябре 2010 года. Зарплата не выплачивалась, и в результате прокурорской проверки в отношении генерального директора ЗАО «Русь» Валерия ПЕТРОВА 6 октября было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда», штраф от 1 до 5 тысяч рублей. — Прим. «КВ») и ст.13.19 КоАП («Нарушение порядка предоставления статистической информации» влечет наложение штрафа от 3 до 5 тысяч рублей)»
Следователь говорит, что ЗАО «Русь» также имеет задолженность перед Пенсионным фондом в размере 3 миллионов рублей, но она уже почти погашена.
В чужой монастырь
Глава Азовского района Виктор САБЕЛЬФЕЛЬД оптимизма следователя не разделяет, он говорит, что истинное положение дел на предприятии гораздо хуже, насколько – загадка для администрации района: «Русь» — коммерческое предприятие и не обязано отчитываться перед муниципальной властью: «Банкротство птицефабрики имеет не экономическую подоплеку, это политика собственника, которую он успешно решает. У нас мало рычагов для управления этим процессом, но те, которые есть, мы используем».
Несмотря на предпринимаемые меры, задолженность крупнейшего налогоплательщика района перевалила за 8 миллионов рублей и продолжает расти (для бюджета муниципального образования это ощутимо: размер казны — 70 миллионов без учета дотаций).
«Мы не можем назвать Игоря НИКОЛАЕНКО (акционер ЗАО «Русь», владеет до 99% акций предприятия. – Прим. «КВ») эффективным собственником: на птицефабрике наметился отток кадров, чему руководство способствует, у них резко сократилось производство яйца», — отметил глава района.
Планов – на миллиард, долгов – на 200 миллионов
В августе 2010 года корреспондент «КВ» встретился с назначенным на должность директора ЗАО «Русь» Валерием ПЕТРОВЫМ. Интервью так и не было опубликовано: сначала руководитель ссылался на то, что совет директоров ЗАО не утвердил его в должности, затем говорил, что в материале много неточностей и у него нет времени их исправить. «КВ» попросили прокомментировать фрагменты интервью директора птицефабрики первого заместителя главы Азовского района, начальника управления сельского хозяйства Владимира БРАУНА и главу района Виктора САБЕЛЬФЕЛЬДА.
ПЕТРОВ. В 2010 году мы планируем собрать 80 миллионов яиц. Годовой оборот предприятия составляет 220 миллионов рублей, при этом чистая прибыль — порядка 15 миллионов... Мы подготовили два инвестпроекта, которые одобрены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Планируем получить кредит на развитие производства в размере 1 миллиарда рублей... Если оптимально использовать имеющиеся площади и сократить так называемые санразрывы, можно разместить на территории птицефабрики до 600 тысяч кур. Эти мероприятия позволят увеличить производство яйца с 80 до 124 миллионов штук в год.
БРАУН. «В общей сложности на предприятии работают 300 человек. Руководство планирует снизить численность работников до 150 сотрудников, тем самым сократив производство вдвое. Когда мы требуем от ЗАО «Русь» информацию, они предоставляют ту, которая удобна им, поэтому оперативно вмешаться в ситуацию практически невозможно.
Сейчас они усиленно продают несушек, точную цифру мы не знаем, но видим, как они вывозят кур и инкубационное яйцо с территории предприятия. Долги по налогам – малая толика. Они получили кредит, который не собирались возвращать. Основное тело этого кредита 120 миллионов рублей, с процентами и пенями долг доходит до 200 миллионов.
САБЕЛЬФЕЛЬД. Мы считаем, что они специально придумали эту систему («Торговый дом», ЗАО «Русь» и ООО «Золотой колос». — Прим. «КВ»), чтобы вымывать средства из предприятия и в дальнейшем добиться банкротства птицефабрики. Другого повода создавать такую структуру нет смысла, птицефабрика могла работать как цельное предприятие и сама продавать свою продукцию. Мы считаем, что события, происходящие сейчас на птицефабрике, тщательно спланированы.
Решать дальнейшую судьбу предприятия и искать пути выхода из кризиса будет комиссия при министерстве сельского хозяйства Омской области. Если сотрудники крупнейшего производства района потеряют работу, найти новую им будет сложно: в районе практически не осталось сельскохозяйственных предприятий. Первое заседание комиссии намечалось на 4 апреля.