К очередному празднику труда подоспел и очередной отчет о трудовых подвигах региональных чиновников. Ну что тут можно сказать? Вот в прошлом мае, когда областная власть впервые опубликовала декларации о доходах региональных министров за 2009 год, имел место эффект неожиданности. Я бы даже сказал, был легкий шок. Редкое местное СМИ удержалось тогда, чтобы не сунуть свой любознательный нос в карман управленческой элиты и не сравнить доходы омских министров в доходами губернаторов ряда российских регионов (цифры говорили, понятно, не в пользу наших).
В этом году, как мне кажется, ажиотаж утихнет быстрей, хотя, конечно, все еще велик соблазн покопаться в цифрах, и многие в них покопаются, я даже не сомневаюсь. Начнут задаваться странными вопросами типа: а почему г-н ЕРОФЕЕВ заработал больше г-на БЕСШТАНЬКО и г-на АРТЕМОВА? А почему г-н АРТЕМОВ заработал меньше себя самого в 2009 году? Или захотят, например, выяснить, почему бывший министр государственно-правового развития Александр МАТНЕНКО заработал в 2009 году 1,38 млн рублей, а его преемник на этом посту, Максим ДИАНОВ, который почти до конца 2010 года работал лишь советником у губернатора, задекларировал доход в размере 2,70 млн рублей?
Не избежать, понятно, зубоскальства, кривлянья, ерничанья, поисков во всем двойного дна и вторых смыслов. СМИ будут еще некоторое время развлекаться составлением списков и рейтингов по росту, весу (политическому), месту в зале, где проходят заседания облправительства, а потом все полученные данные суммируют, дифференцируют, интегрируют, подсчитают среднее арифметическое и даже, вполне возможно, нарисуют нам портрет средневзвешенного регионального министра. Но все равно этот процесс будет происходить уже без надрыва, истерик, разорванных тельняшек и отчаянных криков «За что боролись!»
За что боролись, как говорится, на то и напоролись. Сегодняшние чиновники – люди от мнений населения независимые. Выбирали их не мы, а губернатор, которого выбирали тоже не мы, а президент. От нашего желания или нежелания не зависит ровным счетом ничего. Если губернатор считает, что первый зампред облправительства Андрей БЕСШТАНЬКО должен зарабатывать 3,5 млн рублей в год, так тому и быть. А много это или мало – кто подсчитает. Где объективные критерии? Кто сказал, что доход министра не может быть в 15-20 раз больше дохода директора сельской школы? В конце концов, нас в области два миллиона, а министров всего-то полтора десятка. И получили они из бюджета каких-то несчастных 42 млн рублей. На эти деньги, по правде говоря, даже приличную сельскую школу не построишь.
Справедливое вознаграждение госуправленца за труд – это вообще вопрос по большей части социально-философский, то есть не имеющий однозначного ответа. И даже внимательное изучение трудов Карла Генриха МАРКСА, создателя революционной теории прибавочной стоимости, нам уже не поможет. Он вообще не задумывался на тему формирования и справедливого распределения прибавочной стоимости в системе госуправления. А если кому-то очень хочется на что-то влиять, пусть участвует в прениях по поводу символики сочинской Олимпиады.