Как сообщает Росстат, по итогам 2010 года российский ВВП вырос на 4%. Это очень неплохо для посткризисного периода. Однако у экономистов данный факт не вызывает особого оптимизма. Надо заметить, что в период с 2003-го по 2007 годы российский ВВП демонстрировал ежегодный рост в 7-8%, при этом цены на нефть выросли от 23 до 90 долларов за баррель. Сейчас баррель нефти стоит больше 110 долларов. Но достигнутые 4% ВВП остаются самыми оптимистическими прогнозами министерства экономического развития России. Почему? За счет каких факторов российский ВВП вырос в 2010 году? На какие темпы роста может рассчитывать Россия в среднесрочной перспективе? Ответы на эти вопросы прозвучали в ходе пресс-конференции «Экономика России в 2011-2015 годах: признаки или призраки роста?», прошедшей в РИА «Новости» 20 апреля. Директор по макроэкономическим исследованиям НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья АКИНДИНОВА и руководитель группы прогнозирования данного института Максим ПЕТРОНЕВИЧ дали оценку экономической ситуации, познакомили с прогнозами и описали вероятные сценарии развития экономики России, а также ответили на вопросы журналистов, среди которых была и московский корреспондент газеты «Коммерческие вести» Наталия ОВЧИННИКОВА.
Предприятия работают на склад
Последние озвученные Росстатом данные о четырехпроцентном увеличении российского ВВП примерно сопоставимы с показателями роста мировой экономики после кризисного падения. По сравнению с развитыми странами это даже немало. Однако результатыанализа, проведенного аналитиками Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, показали, что рост экономики в 2010 году (впрочем, как и в 2009-м) практически на все 100% произошел за счет изменения запасов. В принципе это нормально для посткризисного периода: предприятия, интенсивно сокращавшие запасы готовой продукции во время кризисного сокращения спроса, после кризиса начинают активно их восстанавливать. Однако здесь есть одно но: нельзя до бесконечности «работать на склад». Рано или поздно это повлечет за собой новый виток сокращения производства.
Реальные доходы населения падают
Достигнутые 4 процента между тем не скрыли тревожных факторов, ставших очевидными уже в первом квартале 2011 года. Особое опасение специалистов Института «Центр развития» вызывало падение реальных доходов населения (-2,9% к соответствующему периоду прошлого года) и инвестиций в основной капитал (- 1,5%). А ведь в условиях стагнирующего внешнего спроса основой быстрого роста российской экономики может стать только динамичный внутренний спрос. Но потребительские настроения за данный квартал заметно ухудшились, замечают эксперты.
Статистической загадкой Сергей АЛЕКСАШЕНКО назвал само появление цифры в 4 процента, а точнее тот невероятный скачок, который привел к возникновению этого показателя. По словам директора института, во 2-м и 3-м квартале 2010 года российская экономика фактически топталась на месте, а в 4-м квартале резко пошла вверх. Такими темпами – 2,8% квартал к кварталу(то есть 12% в годовом выражении), экономика России росла только один раз – в 4-м квартале 2007 года:
«В конце 2007 года драйвером роста послужило бурное строительство, ведущееся на рынке недвижимости. Где был спрятан рост в конце прошлого года – нам не понятно. Росстат природу этой статистической загадки, к сожалению, не раскрывает».
Бюджет зависит от нефти
Сейчас российская нефть стоит на рынке больше 120 долл./барр., тогда как вплоть до самого конца последнего докризисного, 2007 года ее стоимость не превышала 90 долл./барр. В период 2003-07 гг. российская экономика стабильно росла темпом 7-8% в год. Сейчас даже 4% представляются оптимистичной оценкой. Почему? Специалисты выделяют несколько важных причин. Во-первых, в предкризисные годы высокие темпы роста опирались на интенсивный приток иностранного капитала (не менее 4% ВВП в год), который подпитывал банковское кредитование и поддерживал потребительский спрос. На данный момент специалисты констатируют отток иностранного капитала. Инвестиционная активность частного сектора заметно снизилась. Заметим, что падение инвестиций – ответ на увеличение налоговой нагрузки и неблагоприятный в целом инвестиционный климат в стране. Как заявил Сергей АЛЕКСАШЕНКО:
— В 2007 году, когда цены на нефть росли, инвесторы были уверены, что российская экономика способна к быстрому росту. Отток иностранного капитала стал заметен в августе прошлого года, когда на поверхность вышла до тех пор неявная политическая конкуренция тандема. Инвесторы решили, что Россия потеряла политическую предсказуемость. Кроме того, после кризиса многие российские заемщики так и не расплатились.
Во-вторых, вследствие проведения популистской политики сильно «разбухли» бюджетные расходы. В 2006 году бездефицитный бюджет получался при цене 19 долл./барр., в 2007 – при 26, в 2008 – при 57, в 2009 – при 107 долл./барр. В 2011 году бездефицитный бюджет достигается уже при 110 долл./барр. На этом уровне рост нефтяных цен уменьшает бюджетный дефицит, а не индуцирует дополнительные бюджетные расходы (и, в какой-то мере, рост ВВП).
В-третьих, индекс потребительских настроений в 1-м квартале 2011 года заметно упал, вернувшись к показателям 2003 года. Таким образом, рост экспортных доходов не трансформируется в рост потребления.
Унылые краски в экономическую палитру вносит также перманентно растущая базовая инфляция на уровне 9,5 процентов и быстрый рост импорта, который, по данным Института, уже к концу 2011 года может составить не менее 25% (по данным Росстата – 20%). Что хорошо для рядовых потребителей, но плохо для экономики в целом. Ведь в итоге импорт перекроет положительное сальдо торговых операций и для поддержания рубля необходимо будет либо тратить золотовалютные запасы, либо допустить девальвацию, что сегодня наблюдается в Белоруссии. По подсчетам специалистов Центра, последнее может у нас произойти уже в 2013 году.
В 2014 — 2015 годах темпы роста резко упадут
Как заметил руководитель группы прогнозирования Института «Центр развития» Максим Петроневич, устойчивой модели среднесрочного развития российской экономики пока не просматривается. Снижение политической неопределенности после завершения выборов может привести к всплеску инвестиций, однако в рамках существующей модели управления он не будет устойчивым. По словам Максима ПЕТРОНЕВИЧА, «основная часть российского экспорта — это нефть и газ. Это все, что позволяет экспортировать текущая транспортная структура. В 2011-2012 гг. темпы роста экономики могут составлять 3-4 %, но необходимо понимать, что он будет достигнут за счет коррекции запасов, а потому будет недолговечным. Если не сработают рыночные рычаги роста, то в среднесрочной перспективе – в 2014-2015 годах темпы роста российской экономики резко упадут».
Максим ПЕТРОНЕВИЧ считает, что действия правительства будут вписываться в рамки так называемой доктрины КУДРИНА основанной на сбалансированности бюджета, который планируется сделать бездефицитным уже в 2011 году. Реформы налогообложения нефтяной отрасли, скорее всего, окажутся нейтральными для бюджета, увеличение налогов ограничится намеченным повышением акцизов на бензин, табак, алкоголь и НДПИ на газ. Кроме того, правительство постарается вписаться в предвыборные расходы. Возобновится накапливание Резервного фонда.
Политическая конкуренция и политическая воля отсутствуют
Как ускорить рост российского ВВП? Этот вопрос остается актуальным при любом бюджете. Специалисты ВШЭ описали два сценария.
В основе первого сценария (Н) лежат планы государства отказаться от повышения налоговой нагрузки в части социальных взносов на высокоэффективный малый и средний бизнес. И наоборот — несколько увеличить нагрузку на добывающие отрасли, крупный бизнес, финансы, где отдача от инвестиций значительно меньше, а зарплаты значительно больше и где рост взносов соцстрахования особо на предприятия не повлиял.Правда, предполагаемый эффект достаточно скромен (несколько ранее — на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в ВШЭ Сергей АЛЕКСАШЕНКО назвал аналогичный сценарий «бег на месте»).
Сценарий Р предполагает борьбу с откатами и распилами и плавное повышение нормы целевого использования инвестиционных средств с 50% до 90% за 2011-2013 гг. Однако этот сценарий возможен только в случае интенсивного повышения качества государственных институтов. Как рассказала журналистам директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья АКИНДИНОВА, между темпами роста ВВП и качеством институтов есть зависимость. Повышение индекса качества института на один балл приводит к повышению роста экономики на 0,31% в год. При этом речь идет не об одномоментном повышении, а о среднегодовом темпе роста в течение продолжительного времени (на вышеуказанной конференции в ВШЭ АЛЕКСАШЕНКО назвал подобный сценарий «прыжок тигра»).
На данный момент коэффициент развития качества институтов в России находится на отметке 2,7 балла из 10. Для Китая этот показатель равен 4,5 балла. По словам АКИНДИНОВОЙ, повышение качества российских институтов до уровня Китая обусловило бы ежегодное увеличение темпов роста ВВП на 0,5 — 0,7 п.п., а в итоге позволило бы России сэкономить три года развития из двадцати. Кроме того, для стран с изначально слабыми институтами стартовый эффект от их реформирования может быть существенно большим.
— Улучшение государственных институтов – вопрос политический. Двигателем всех таких изменений выступает либо политическая воля, либо конкуренция. Политическая конкуренция в России по известным причинам отсутствует, а политическая воля ничем не подталкивается. Опыт других стран показывает, что политическая воля подталкивается либо военными катастрофами, когда страна ввязывается в военную авантюру, проигрывает и понимает, что так жить нельзя, либо проявляется в ходе экономических потрясений. Так что не факт, что политическая воля у нас может вообще проснуться, — заявил Сергей АЛЕКСАШЕНКО.
ВРЕЗКА:
После кризиса российская экономика восстанавливается вяло. Виной тому – снижение инвестиционной активности и отток капитала.
Макроэкономическая стабильность опирается исключительно на растущие цены на нефть. Малейшее колебание конъюнктуры нефтяного рынка может привести к серьезным последствиям.
Старые механизмы роста неэффективны. Их применение ведет к затуханию темпов роста.
Дальнейшее развитие невозможно без воссоздания эффективной системы управления государственных институтов.