Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

"В 90-е годы не было финансирования, инженеров это не останавливало: они ходили на работу не ради зарплаты. Сейчас таких практически не осталось"

17 августа 2011 14:12
0
2466

Александр КОМЯКОВ и Надежда АНАНЬЕВА разрабатывают систему, которая позволит сделать железнодорожные переезды более безопасными. Необходимость в подобном программно-аппаратном комплексе назрела давно: только в 2010 году на переездах произошло 240 аварий, пострадали 140 человек, ущерб железной дороге исчисляется миллионами рублей.
Изобретатели рассказали корреспонденту «КВ» Максиму ДУБОВСКОМУ не только о своем проекте, но и о системе высшего образования, а также об отличиях железнодорожного университета от других.

КОМЯКОВ. Проект называется «Электротехнический комплекс для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах». Дело в том, что в последнее время количество аварий возросло, особенно много таких инцидентов происходит на неохраняемых переездах, их в России порядка 80 %. Основная причина этих аварий – нарушение правил дорожного движения водителями автомобилей: они выезжают на переезд при запрещающем сигнале, бывает, даже, объезжают шлагбаумы. Машинист, подъезжая к переезду, не видит, что там происходит, в результате он не может резко остановиться, чтобы предотвратить столкновение: нужно помнить, что тормозной путь состава при экстренном торможении 1,6-1,8 километра.
— Что будет включать в себя ваш комплекс?
КОМЯКОВ. Наш комплекс представляет собой систему видеокамер, установленных на переезде, и систему обработки данных с этих видеокамер. Информация о ситуации на переезде поступает в блок анализа данных — промышленный компьютер, там она обрабатывается, и машинисту либо по радиоканалу, либо по действующей системе поездной связи передается сигнал о том, что на переезде возможна аварийная ситуация.
— Сколько в России неохраняемых переездов?
АНАНЬЕВА. Всего в России около 11 тысяч переездов, более 8 тысяч – неохраняемые. На многих переездах сейчас стоят видеокамеры, но они могут только фиксировать происходящее. Также большое количество переездов оборудуется шлагбаумами. Неохраняемые переезды по большей части расположены в сельской местности, поэтому для особенно спешащих водителей переезд — это не препятствие. Кроме того, часто из тяжелых фур выпадает груз, наша система не может проанализировать, что конкретно лежит на путях, но параметры и габариты объекта она может определить.
— Подобных разработок не существует?
АНАНЬЕВА. Были проекты, направленные на передачу видеосигнала, при передаче информации возникали задержки, поэтому работы в этом направлении были прекращены. Гораздо проще установить индикатор и устройство, которое может передать сигнал тревоги.
КОМЯКОВ. Разработки в этом направлении ведутся постоянно, но до стадии практической реализации не был доведен ни один проект.
— Существуют ли альтернативы вашей разработке?
АНАНЬЕВА. Да, можно оборудовать переезд заградительным барьером, но поставить их везде практически невозможно и нерационально: такой барьер стоит порядка миллиона рублей, причем рядом с ним должен постоянно находиться дежурный.
За рубежом эту проблему решили проще, но дороже: там аварии на железнодорожных переездах ликвидировали за счет строительства многоуровневых развязок и тоннелей. У них очень мало переездов, пересекающихся с железной дорогой. В Японии пошли еще дальше: пустили поезда по подвесным железным дорогам, а те переезды, что остались, оборудованы шлагбаумами с лазерами. Но это японцы, у нас, если вмонтировать лазеры, их выковыряют.
— Сколько будет стоить ваша система?
КОМЯКОВ. Если убрать стадию разработки программного обеспечения, нужно две видеокамеры, которые стоят около 100 тысяч рублей, и промышленный компьютер, он стоит примерно столько же.
— В появлении подобной системы заинтересованы только РЖД?
КОМЯКОВ. Во-первых, РЖД, во-вторых, региональные власти, потому что каждая авария – удар по имиджу региона.
Помните аварию на переезде, когда вагоны с углем упали в Иртыш? Затраты РЖД только на восстановление моста, который был частично разрушен, составили 70 миллионов рублей. Помимо огромных финансовых затрат, в подобных авариях гибнут люди, этого деньгами не оценить.
АНАНЬЕВА. Наш проект может также повысить экономичность железнодорожных перевозок: если поезд движется равномерно, он потребляет меньше электроэнергии, чем если экстренно тормозит или набирает скорость.
— Как давно вы над этим работаете?
АНАНЬЕВА. Второй год. Сейчас решается вопрос с выбором программного обеспечения, которое будет работать быстрее, практичнее. После этого этапа останется только протестировать систему.
— Сколько лет потребуется на внедрение вашей разработки?
КОМЯКОВ. Все будет зависеть от финансирования. Я думаю, что на голом энтузиазме мы сделаем программное обеспечение для макета, но, для того чтобы наш комплекс работал в реальных условиях, потребуется привлекать программистов.
АНАНЬЕВА. Кстати, насчет финансирования: у нас в вузе есть победители предыдущего конкурса У.М.Н.И.К., им денег не дали до сих пор.
КОМЯКОВ. Им перечислили только часть, финансирование предусмотрено в размере 200 тысяч рублей, а им выдали только 50, прошло уже полтора года.
— Как считаете, средства не перечисляют по вине омского отделения?
КОМЯКОВ. Там ситуация довольно сложная: в конкурсе победили 16 человек, пока каждый не предоставит отчет, документы не могут отправить, по крайней мере, так говорят нам.
АНАНЬЕВА. Пока у нас есть только деревянная табличка с символикой конкурса У.М.Н.И.К. и футболки, которые выдавали на награждении.
— По всей видимости, на конкурс «Старт» у вас нет желания выходить?
— На «Старте» все гораздо серьезнее. Но и там не все гладко: Александр ШИЛЛЕР, сотрудник нашего вуза, который изобрел «гибкое» колесо для железнодорожного транспорта, выиграл в конкурсе «Старт». Ему выдали деньги за три дня до Нового года, и он должен был успеть их освоить. Таким образом, деньги за первый этап у него сгорели.
— Денег, которые выделяет Фонд содействия развитию МП НТС, хватит на то, чтобы завершить работу над проектом?
АНАНЬЕВА. Мы подсчитали, нам достаточно двух черно-белых видеокамер с большим диапазоном рабочих температур. Такая камера стоит порядка 50-60 тысяч, промышленный компьютер стоит около 100 тысяч рублей. Если купить оборудование, то не хватит денег на программное обеспечение.
— Может быть, с финансированием поможет РЖД?
КОМЯКОВ. РЖД не будет финансировать исследовательскую работу. Они могут приобрести только функционирующую модель. Для этого нам нужно проделать очень большой объем работ.
— В последнее время в ОмГУПСе появляется все больше научных разработок...
АНАНЬЕВА. На самом деле разработки всегда были. Одно время в нашем университете разрабатывали даже системы стабилизации для подводных лодок. В 90-е годы не было финансирования, инженеров это не останавливало: они ходили на работу не ради зарплаты.
— И много таких инженеров в процентном отношении?
АНАНЬЕВА. Сейчас таких нет. Они могут уйти в другую сферу, где их талант будет оценен по достоинству.
В университете нужно заниматься наукой, руководство не всегда это понимает: есть люди-преподаватели они умные, талантливые, но в бизнесе им не интересно. На самом деле сложно совмещать бизнес и науку. Подготовка к лекциям и занятиям занимает много времени, а если ты занимаешься бизнесом, у тебя по 33 встречи в день.
Наша задача — прежде всего научить студентов, чтобы нам потом не звонили с железной дороги и не говорили: «Вы кого нам прислали?»
— Сколько сейчас стипендия аспиранта?
КОМЯКОВ. 1 700 рублей.
АНАНЬЕВА. И раз в год две тысячи на книги выдаются. Вы будете при таких условиях наукой заниматься? Кроме того, если вы бюджетный аспирант, ваша трудовая книжка должна лежать в университете, то есть официально вы нигде работать не можете. Вам 23, 24, 25 лет, а вы получаете полторы тысячи в месяц. Наша кафедра с железной дорогой не связана, поэтому заказов от РЖД мы не получаем, например, Александру в этом повезло больше: их кафедра занимается исследованиями, которые интересны железнодорожникам. Всем остальным приходится как-то крутиться. Поэтому у нас очень много аспирантов, которые предпочитают платить за обучение и параллельно работать где-нибудь.
— Преподавателям в этом плане легче живется?
КОМЯКОВ. Конечно, например, я защитил кандидатскую диссертацию, являюсь доцентом, мне на жизнь хватает.
АНАНЬЕВА. В принципе зарплаты в университете сравнимы со средними по городу, если у тебя есть научная степень. Вообще зарплата преподавателя зависит от количества часов, количество часов — от студентов, а число студентов сейчас резко упало. Когда мы поступали, могли подавать документы в один вуз, а они, как правило, относят результаты ЕГЭ в несколько учебных заведений.
— В вашем университете, если мне не изменяет память, всегда был высокий конкурс...
КОМЯКОВ. В принципе да. У нас три категории студентов: бюджетники, те, кто поступил по целевым направлениям от железных дорог, и те, кто сам оплачивает обучение. После обучения целевик обязан отработать пять лет. С другой стороны, если я пять лет проучился в университете, неужели я поеду в какую-то глушь, где три дома? Я очень хорошо подумаю, даже если мне предложат хорошую зарплату.



Биография
Александр Анатольевич родился 22 апреля 1984 года в Омске. В 2001 году окончил школу № 142 и поступил в Омский государственный университет путей сообщения на электромеханический факультет на специальность «Электроснабжение железных дорог». В 2006 году окончил вуз с красным дипломом и поступил в аспирантуру. С 2006 года работал инженером научно-исследовательской части. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Совершенствование системы планирования расхода электрической энергии нетяговых железнодорожных потребителей». С 2009 является доцентом на кафедре «Теоретическая электротехника».
Женат

Надежда Геннадьевна родилась 9 сентября 1980 года в Омске. В 1997 году окончила школу № 37 и поступила в ОмГУПС на специальность «Информационные системы и телекоммуникации на железнодорожном транспорте». В 2002 году окончила вуз, а в 2004-м поступила в аспирантуру. В настоящее время готовится к защите кандидатской диссертации по теме «Электротехнический комплекс для обеспечения безопасности на железнодорожных переездах».
Не замужем.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.