Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Олег БРЫКИН, начальник Омского областного управления РОСИНКАС: "Часть знакомых восприняла мой переход так: банковские операции — это круто, а инкассаторская работа тупая — думать не надо"

24 августа 2011 13:00
0
5445

Областное управление инкассации Олег БРЫКИН возглавил 23 марта. О том, что удалось сделать за 4 месяца работы, о состоянии дел на рынке инкассации и ближайших планах он рассказал обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ.

— Олег Вячеславович, поясните, пожалуйста, какова сегодня расстановка сил на омском рынке инкассации?
— Основные игроки – это РОСИНКАС (занимает примерно половину рынка) и НКО «Инкахран» (около 30%). Остальные – это банки, имеющие собственные службы инкассации. Самая крупная из них – в Сбербанке, следующая по размеру у ОТП Банка. У остальных банков службы небольшие.
— Эти службы работают только «на себя»?
— Да, они занимаются внутрисистемными перевозками и обслуживают клиентов банка. Внешних клиентов сейчас возим только мы и Инкахран.
— И никто на вашу долю не посягает?
— Наоборот, в последнее время банки начали понимать, что нет смысла содержать свою службу инкассации с одной-двумя машинами — лучше отдать этот вид деятельности на аутсорсинг. И сдвиги в этом направлении уже есть. Не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее…
Допустим, у банка 8 банкоматов и 3 офиса и он содержит бригаду из трех человек. Им надо в отпуск сходить, кто-то может заболеть – значит, нужны еще какие-то резервы. У меня этот объем работы бригада сделает за 3 часа в день, а потом будет заниматься другими точками. А у него другого объема нет. Но не будет же он платить полставки инкассаторам – кто на таких условиях работать станет?
Нашей бригаде нетрудно по дороге забрать еще одну сумку. Это куда дешевле, чем ехать за той сумкой через весь город. Кроме того, банки переживают за коммерческую тайну — что кто-то уведет их клиента. А мы куда его уведем? Нам остатки не нужны, кредиты не нужны… И нам нет разницы, куда везти сумку – в банк А или Б. Есть тариф, мы закладываем его в маршрут и стараемся выбрать удобное и для нас, и для клиента время.
— Ваши бригады ездят весь день?
— Стараемся подстроиться под клиента. Скажем, в крупных торговых центрах есть требование, чтобы в рабочее время инкассаторы там не появлялась, дабы вооруженные люди не смущали покупателей. Поэтому мы забираем выручку либо рано утром, либо поздно вечером — мы можем себе это позволить. А для службы банка не работать весь день, а потом выйти с 22 до 24 часов, чтобы привезти одну эту сумку… Такое никакими тарифами никогда в жизни не окупишь.
— А за пределы города вы выезжаете?
— Область до 200 км от Омска мы закрываем полностью. Теоретически можем доехать хоть куда, но в Тару или Тевриз не поедем или поедем за такие деньги, что это просто потеряет смысл. Хочу особо подчеркнуть: безопасность перевозок не бывает дешевой! У нас всегда работает бригада из трех человек. Можно сэкономить – послать двоих, но тогда сразу повышается уровень риска. Можно сэкономить на вооружении — у ряда банков сотрудники не вооружены. К сожалению, практика последних лет показывает, что с дубиной никто на инкассаторов не идет. Поэтому, если мы хотим сохранить ценности, у нас должны работать вооруженные и хорошо подготовленные люди.
Сейчас методы входа на рынок зачастую основаны на демпинге: тарифы ставят ниже, но при этом ценности не страхуют или экономят на охране. Внимание клиента на этом не заостряют, а ведь сам клиент не проверяет, сколько человек выходит на маршрут и как они вооружены.
— Некоторые банки вообще предлагают клиентам самостоятельно загружать дневную выручку через банкомат или специальный терминал. Как вы относитесь к этому веянию?
— У нас типовая стоимость заезда – 250 руб. Если график ежедневный, цена может опуститься вплоть до 150 руб. Стоит ли рисковать человеческой жизнью или здоровьем ради таких денег? А ведь помимо вопросов безопасности, есть и чисто технические проблемы.
Во-первых, банкомат не может сразу принять более 40 банкнот. А есть модификации терминалов, которые требуют вносить по одной банкноте. Возможны перебои на линии связи с банком, в банкомате может закончиться чековая лента. Ты деньги сдал, но у тебя нет никакого подтверждения этого. А если деньги не поступили на счет, невозможно совершить какие-то платежи и так далее – выстраивается целая цепочка. Куда девать остаток суммы, которую по каким-то причинам не удалось загрузить? И что делать с монетами, которые никакие устройства не принимают? А ведь сейчас есть и 10-рублевые монеты.
— С этими монетами вообще много проблем. Многие (особенно мужчины, которые привыкли носить деньги просто в карманах) не хотят таскать с собой горсть металла, и монеты быстро выводятся из оборота. Просто лежат по домам, а в магазинах у продавцов нет сдачи.
— Есть информация, что монет по 10 рублей выпущено гораздо больше, чем было банкнот. Но насытить рынок пока не получается. В Омске сейчас очень тяжелая ситуация. Но мы, как подразделение Центробанка, принимаем меры – завозим в регион денежную наличность. И будем завозить до тех пор, пока не удовлетворим потребность.
Принято решение о вводе в оборот 25-рублевых монет, и они уже начали чеканиться, но в Омск пока не поступали. В других странах монеты ведь ходят, и вполне успешно. У нас вымываются из оборота копейки, на которые ничего не купишь. Но копейки нельзя отменить, потому что у нас в Конституции записано, что рубль состоит из 100 копеек. А 10, и тем более 25 рублей покупательной способностью уже обладают. И пока такие монеты имеют покупательную способность, они будут возвращаться в оборот.
— Что вам удалось сделать за 4 месяца работы? Видимо, пришлось сокращать штаты?
— Массовых сокращений не было, но прошла оптимизация: кому-то предложили другую работу, кого-то просто выгнали. В коллективе из нескольких сотен человек неизбежно находятся те, кто не справляется.
— А тарифы сильно пришлось поднять?
— Не больше, чем на 10%. Сильно их не поднимешь – на это никто не пойдет. Тут уж как с кем удалось договориться. Это всегда очень кропотливая работа. Первое время я из машины не вылезал – ездил по клиентам. У нас есть расчет стоимости минуты работы бригады инкассаторов. Вот предыдущая точка на маршруте, вот следующая. Замерили время в пути и время на обслуживание и получили стоимость. Все достаточно просто и понятно. 250 рублей за один заезд – для нас нормальная рентабельность, если это в пределах города и в наше время. Если надо возвращаться в точку, которую уже проехали, то тариф будет другой.
Со всеми расчетами я ездил по крупным клиентам, показывал их и разъяснял. Удалось договориться о плавной, но постоянной индексации. Есть и другие схемы оплаты. Если берется определенный процент от перевезенной суммы, то можно годами ничего не менять – сумма оплаты и так индексируется на уровень инфляции. И есть абонементный принцип, когда клиент платит определенную сумму за месяц обслуживания, независимо от числа заездов. Каждый клиент выбирает, что ему удобнее. В любом случае мы обязательно все ценности страхуем. Утратили что-то по нашей вине – обязательно возместим. После пересмотра тарифов провели еще оптимизацию расходов – вплоть до замены поставщиков запчастей. Сейчас этот процесс уже на завершающей стадии.
— Какое из направлений работы вам больше по душе – в ГУ ЦБ, банке или здесь?
— Часть знакомых восприняла мой переход так: банковские операции – это круто, а инкассаторская работа тупая – думать не надо. Но мне интересна эта работа. В Сбербанке очень мало зависело от меня лично, а здесь при приеме на работу был декларирован достаточно высокий уровень самостоятельности. Кроме того, мне интересна задача расширения направлений деятельности. Хочу заострить внимание, что мы простой перевозкой денег не ограничиваемся. Появились банкоматы – мы начали их загружать. Это тоже одна из востребованных услуг, которую мы всем оказываем. Она, конечно, требует специалистов более высокого уровня.
Мы стараемся поддерживать профессионалов: тот, кто выполняет более квалифицированную работу, и получает больше. Когда я сюда пришел, сразу выделил тех, кто обслуживает банкоматы. Это ведь не просто сумку забрать – надо и программу знать, и правила пользования банкоматами разных моделей.
Сейчас мы обсуждаем систему поощрения людей за стаж: дополнительные дни к отпуску и выделение материальной помощи. Мы полностью на самофинансировании, поэтому должны все это делать за свой счет. Но профессионализм всегда окупается – именно поэтому у нас не бывает никаких неприятных историй.
Кроме того, мы запустили еще пересчет денег. Раньше это был козырь НКО «Инкахран» — он и возил, и считал. Теперь у банков есть возможность перейти на аутсорсинг этих операций. Работа эта больших доходов банку не приносит, потому что тариф у всех примерно одинаковый.
— А вы за счет чего можете выиграть?
— За счет объема: то ли ждать, когда привезут 3 сумки, то ли пересчитать 500, собранных со всего города. Раньше было как? Ночью мы собрали деньги – утром увезли в банк не считая. На счета они зачислялись к обеду или к вечеру. Теперь утром эти деньги уже на счетах клиентов, то есть увеличивается скорость оборота денег.
Кроме того, эта услуга интересна иногородним клиентам. Сейчас им приходится держать на местах людей, занимающихся сопровождением расчетного счета, оформлять им право подписи и т.д. После заключения головной организацией договора с РОСИНКАС в Омске достаточно иметь только кассира. Он запаковал деньги, передал нам, а мы их пересчитали и перечислили на счет в другом регионе. И нет необходимости в посредниках.
— Остались еще неохваченные направления для расширения?
— Мало кто знает, что мы еще оказываем услуги физической и пультовой охраны. У нас есть 7 групп быстрого реагирования в разных районах города. Сейчас на пульт выведено порядка 500 объектов, а можно – и 5000.
Я всегда занимался автоматизацией процессов, и сейчас тоже есть кое-какие задумки. Следующим шагом по снижению издержек и экономии времени будет использование штрих-кодирования инкассаторских сумок. Штрих-код будет содержать данные о клиенте и позволит ускорить обработку сумок. Также вместо сумок, требующих опломбирования, можно использовать одноразовые сейф-пакеты из полиэтилена– это значительно удобнее.
— Спасибо за беседу! Остается пожелать вам успехов в реализации всех планов.


 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.