Месяц назад, собираясь в отпуск и, как обычно, перебирая в уме необходимые перед этим телодвижения, я понимаю: кое-что из моих налогов до сих пор не уплачено да и водительский штраф висит. У мужа — та же картина. Квитанции, конечно, дома где-то есть, но сумма пени там, безусловно, другая, а «личный кабинет налогоплательщика» на сайте мне почему-то не дал распечатать квитанцию, зато вежливо предложил возможность сразу погасить задолженность, оплатив ее онлайн- картой Сбербанка. В который раз задумываюсь, что карту Сбербанка надо бы завести, — пусть будет. После похода по двум налоговым, где, кстати, вежливые налоговики нам все очень быстро посчитали — и налоги, и, где надо, пеню — становлюсь счастливым обладателем бумажек со штрих-кодами, годных к оплате.
Общая сумма наших с супругом долгов перед государством оказалась около восьми тысяч рублей. Говорю мужу, что процедуру оплаты беру на себя, даром что-ли в соседнем доме на Лермонтова, 32 отделение Сбербанка ремонтировали?
Итак, пятница, 18.00, подхожу к этому офису. На табличке указано, что теперь это офис самообслуживания клиентов Сбербанка, для входа внутрь нужно прокатать карту вышеупомянутого эмитента. Думаю, что, видимо, клиентам банка, карточку имеющим, это довольно удобно, особенно если это самообслуживание круглосуточно. Однако у меня в душе закопошился гадостный червячок сомнения: вдруг подумалось, что теперь я лишена отделения Сбербанка в соседнем доме, а мне это неудобно.
Да, собственно, что это я? Подумаешь, здесь же рядом на Жукова, ближе к мосту, находится вечерний офис Сбербанка! Прыгаю в машину, и через пару минут я там. Захожу, приветливый молодой человек выдвигается мне навстречу, всем своим видом демонстрируя готовность помочь.
Задаю вопрос, могу ли я оплатить здесь налоги.
? Да, конечно. Где ваша карта?
? Карта Сбербанка? У меня такой нет.
? Ну, что же вы, сейчас уже весь цивилизованный мир рассчитывается картами!
? У меня есть карты других банков, но сберовской нет.
? Ну ладно, вы можете оплатить по квитанциям, воспользовавшись банкоматом. Сумма сдачи будет зачислена на ваш мобильный телефон.
? Молодой человек, у меня с собой семь квитанций и четыре купюры — две по 5 тысяч рублей и две тысячные. Если я квитанцию в двести рублей оплачу тысячной, мне 800 зачислится на сотовый?
? Да.
? А если оплатить ее пятитысячной купюрой? Вы в своем уме? Зачем мне столько?
? Ну, это как разговаривать...
? Получается, я смогу оплатить только четыре квитанции, вернее, три, потому что одна из них больше пяти тысяч рублей?
? Ну да...
? У вас есть касса, где можно разменять деньги?
? Нет.
? То есть я иначе никак не смогу оплатить у вас налоги?
? Да, видимо, не сможете, вам нужно в новое отделение на остановке «Площадь Ленина». Езжайте туда.
Со слегка перекошенным лицом сообщаю молодому человеку, что буквально еще сегодня задумывалась о приобретении карты Сбербанка, но теперь готова видеть ее там же, где и этого молодого человека. Еду на площадь Ленина.
Захожу в свежее отделение, в помещении которого раньше был продуктовый магазин, назывался «Елена», кажется. Внутри все красиво, свежо, стильно, стоят удобные диванчики, на которых отдыхают клиенты, ожидающие своей очереди к операционисту. Сижу, жду, расслабляюсь. Меня явно отпустило. Думаю, что, наверное, специализированные отделения исключительно для клиентов себя оправдывают с точки зрения банка, о пока еще неклиентах банк позаботился, строя новые отделения в удобных местах на потоке с хорошим качеством обслуживания. Подходит моя очередь к операционисту.
Симпатичная девушка от души благодарит меня, что я воспользовалась услугами Сбербанка, и сообщает, что очень рада меня видеть. Я отвечаю, что это взаимно, причем абсолютно искренне.
Протягиваю ей квитанции, деньги держу наготове, и тут...
? Ой, вы знаете, у нас сейчас забрали эту функцию, мы не читаем штрих-код. Вы сможете оплатить эти квитанции в банкомате.
? А сдача с купюр будет зачислена на мой мобильный телефон?
? Ну да! (Девушка улыбается моей понятливости).
Не могу объективно оценить, как после этого выглядело мое лицо, видимо, ужасно, потому как выражение лица девушки тоже изменилось.
? Милая девушка! Видите ли, вы сегодня мое третье отделение Сбербанка. Заметьте, практически государственного банка, через который мне бы очень хотелось заплатить государству же налоги.
Рассказываю девушке коротенько историю общения в отделении на Жукова. Поясняю ситуацию несоответствия количества купюр и квитанций. Говорю о своем отношении к сдаче для моего мобильного телефона, вежливо так, конечно, говорю. Девушка проникается сочувствием.
? Неужели он не предложил вам зачислить это на служебную карту и оплатить с нее?
? Нет, не предложил. Если это хотите предложить вы, то решите проблему.
Девушка убегает, как я вижу, в кабинет начальника отделения, проводит там некоторое время и возвращается.
? Будьте добры ваши квитанции!
После этого девушка, действительно не справившись с чтением штрих-кода, начинает ВРУЧНУЮ по СЕМИ квитанциям вбивать реквизиты для оплаты. Очередь за это время изрядно вырастает, а приветливая улыбка операционистки меняется на нервно-сосредоточенное выражение. Когда я протягиваю ей еще и два протокола ГАИ, девушка смотрит в них и, чуть не плача, говорит, что уже ничего не может разобрать, реквизиты видно плохо. Жалея девушку, забираю протоколы. Не знаю, когда улыбка для следующих клиентов вернется на ее лицо. Зато точно знаю, когда лучшее — враг хорошего. Вот она, иллюстрация к выражению. Похоже, прогресс зашел здесь уж очень далеко. Когда теперь мне захочется стать клиентом Сбербанка — пока вопрос.
Юлия МАЛЮТИНА