21-22 октября в Москве состоялась шестая ежегодная конференция «Российский банковский сектор: возможности и угрозы в новой реальности», в которой приняли участие помощник Президента РФ Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель министра экономического развития РФ Станислав ВОСКРЕСЕНСКИЙ, президент ММВБ Рубен АГАНБЕГЯН, заместитель председателя ЦБ РФ Алексей СИМАНОВСКИЙ, депутаты Госдумы, банкиры. В конференции принял участие и задавал вопросы главный редактор газеты «Коммерческие вести» Марат ИСАНГАЗИН.
— Уже понятно, что не произойдет того, о чем говорил МВФ, — выходана территорию устойчивого ежегодного роста мировой экономики в 3 – 4%. Нас скорее всего ожидает период довольно медленного роста глобальной экономики – около 1 – 2% в год на протяжении предстоящих 5 – 7 лет. Для России это будет обозначать низкие темпы спроса на наши товары, потому что они у нас в основном энергетические или другие сырьевые, а значит, наши темпы роста будут не выше. Очевидно, это скажется на всех показателях: надоходах и расходах бюджета, на показателях, связанных с социальным развитием, на показателях банков, которые будут вести все более консервативную политику. Основания для того, чтобы рассчитывать на радикально другой сценарий, у меня лично нет.
В этой ситуации нужно понять, какие есть дополнительные возможности. Мы видим их прежде всего в связи с расширением пространства инициативы на уровне малого и среднего бизнеса и с государственным спросом на продукцию крупных компаний. Я имею в виду большую активность государства по развитию инфраструктуры. Для того чтобы это произошло, необходимы прежде всего не изменения законов, хотя такие изменения делаются. Главное — в изменении отношения руководителей органов власти на всех уровнях к тому, что является целью работы. Сегодня большинство из них ориентированы на процесс, а не на результат. Никаких конкретных целей перед собой ни один орган власти практически не ставит. Я имею в виду и федеральные, и региональные, и местные органы власти. Для изменения такой целевой установки надо серьезно обновить кадровый состав органов власти и правительства. Прежде всего все, что касается обратной связи. Сейчас президент начал эту работу. Мне кажется, если мы не найдем этот механизм, то наш ждет в дальнейшем очень тяжелый период. Повторяю, что я ничего иного, кроме изменения мотивации, сейчас не вижу.
— Как будет меняться мотивация?
— Первая составляющая этого процесса — обновление кадров, обновление состава правительства и уровней власти на всех уровнях. Это процесс не одного дня и не одного месяца. Этот процесс уже идет, но еще нельзя сказать что пришло новое поколение управленцев. Должны приниматься решения, которые приведут в систему управления более эффективных людей, которые что-то смогли сделать в этой жизни, чего-то добиться самостоятельно — своими руками, своей головой. И надо начать с привлечения этих людей в самых разных качествах — от руководителей, принимающих решения, до непосредственно их реализующих.
— Не совсем понятно, зачем, собственно, менять эту мотивацию? У нас и сейчас много грамотных управленцев во власти.
? У нас до сих пор людям ближе понятие сакральности власти – власть должна быть где-нибудь далеко, и мы должны ждать, пока власть примет решение, и потом ругать эту власть, если решение неправильное или несвоевременное. Сегодня большинство решений в России принимается на федеральном уровне, большинство финансовых потоков завязано на федеральный уровень. Более того, если говорить в целом о финансовой системе, то большая часть финансовых решений завязана буквально на два-три десятка корпораций и крупных организаций различных видов собственности, а значит, буквально на два-три десятка людей. В такой большой стране принятие всех решений двумя-тремя десятками человек является признаком огромной неэффективности. Нам необходима децентрализация полномочий и обратная связь. С проблемой организации власти сталкиваются не только в России, но и в других странах. В Берлине, например, на выборах восемь, по-моему, процентов набрала партия пиратов. Полтора десятка ребят, которые пришли, составили список и прошли в берлинский парламент. Если бы они набрали чуть больше голосов – у них не хватило бы даже людей, чтобы заполнить полученные в парламенте места. А это означает — власть оторвана от настроений в обществе. И если не удастся уже сейчас найти механизм обратной связи, то власть просто потеряет власть.