Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Омские лифты работают до первой серьезной аварии

30 ноября 2011 12:51
0
1762

Технический регламент о безопасности лифтов вступил в силу в октябре 2010 года, и за прошедший год в Омске не изменилось ровным счетом ничего. В прошлом году требовали замены 1 280 подъемников, на сегодняшний день нормам технического регламента не соответствуют уже 1 560 лифтов, а в следующем году подойдет срок замены еще, как минимум, для 250 лифтов. А заменили в 2010-2011 годах всего 16 подъемников. Участники круглого стола, проходившего в пресс-центре «Комсомольской правды в Омске» 22 ноября, в очередной раз развели руками и признали, что выход из тупиковой ситуации, в которой оказалось лифтовое хозяйство, есть только один – финансовая помощь со стороны государства.

Кто заплатит за банкет?

Напомним, что в соответствии с нормами технического регламента о безопасности лифтов, который был утвержден постановлением правительства в октябре 2009 года, а вступил в силу в октябре 2010 года, эксплуатация лифтов, отработавших свыше 25 лет, запрещена. И главный вопрос, по которому уже два года не могут прийти к единому мнению власти, собственники жилья и участники рынка коммунальных услуг: кто же возьмет на себя бремя финансирования этого недешевого мероприятия.

— Все сводится только к постоянным обсуждениям, а с места не двигается ровным счетом ничего, — уверяет генеральный директор ООО «Сибирский лифт» Сергей КОСТРИК. – Профинансировать замену лифтов, которые не соответствуют требованиям технического регламента, обязан, согласно закону собственники жилья. Денег у них нет. Реально ли с каждой квартиры собрать по 40 тысяч рублей? На мой взгляд, нереально. Можно, конечно, ссылаться на закон, но в тех домах, где лифты требуют замены, живут люди преимущественно пожилого возраста, и они просто не в состоянии выделить из своей пенсии такие средства. Государство передавало им жилье в собственность в достаточно, скажем так, изношенном состоянии.

По мнению руководителя лифтового завода, значительную часть финансирования работ по замене подъемников, отработавших нормативный срок, обязан взять на себя бюджет. Не важно какой: федеральный, областной, муниципальный. В других регионах, по словам Сергея КОСТРИКА, власти поступают именно так. Только для Тобольска, в котором проживают всего 100 тысяч человек, омское предприятие изготовило в 2010 году более 100 лифтов. Профинансировал замену подъемников в многоквартирных домах Тобольска областной бюджет. Собственники жилья тоже поучаствовали своими деньгами, но вносили лишь от 5% до 15% необходимой суммы.

— А в Омске, где уже более полтора тысяч лифтов нуждается в замене, нет вообще никакой реальной программы, в которой были бы предусмотрены источники финансирования, — посетовал Сергей КОСТРИК.

Поддержал коллегу и представитель ООО «Импорт-Лифт Сервис» (Могилевлифтмаш) Вячеслав ПЕТРОВ.
— Пока все находятся на уровне «нам нужен лифт». А когда я говорю: хорошо, а как вы будете платить, где у вас деньги — темы для разговоров сразу заканчиваются. Крупных управляющих компаний, которые смогут осилить лизинговые программы, в городе не много, и мы все их знаем. А остальные – это конторы, у которых в активе только стол и стул. С такими контрагентами банки даже разговаривать не станут о кредитах и лизинге, — считает Вячеслав ПЕТРОВ.

Проблему можно начать решать, по мнению начальника сектора содействия реформированию ЖКХ министерства строительства и ЖКК Омской области Александра ЗАХАРЧЕНКО, хотя бы через участие города в федеральных программах, направленных на реформирование ЖКХ, но для участия в них у муниципалитета должна быть, как минимум, своя программа по развитию лифтового хозяйства, а не декларации о намерениях, как сегодня. Впрочем, с федеральным финансированием тоже не все гладко. Реальные деньги, которые выделялись на замену лифтов, шли через Фонд содействия реформированию ЖКХ, а он завершает в этом году свою деятельность.

— О продлении срока работы фонда ЖКХ еще на пять лет сегодня много разговоров, но никакой конкретики пока нет, — пояснил Александр ЗАХАРЧЕНКО. – И не будет до тех пор, пока Госдума не утвердит изменения в федеральное законодательство. На данный момент мы можем говорить лишь о сумме в 145,7 млн рублей, которую планировалось получить, но, опять же, при условии, если Омская область выполнит программу 2011 года.

Именем закона

Из пояснений Александра ЗАХАРЧЕНКО стал ясен ответ и на вопрос, почему полторы тысячи старых лифтов в Омске до сих пор не выведены из эксплуатации.

— Да, законом определен нормативный срок – 25 лет. Все лифты, которые старше, автоматически попадают в группу риска. На самом деле лифты могут работать больше 25 лет, если их правильно смонтировали и проводили вовремя все необходимые регламентные работы, — напомнил Александр ЗАХАРОВ. – Поэтому закон позволяет эксплуатирующей организации после инструментального обследования конструкции лифта продлять срок эксплуатации подъемника на год и более.

Именно этой возможностью, по словам участников рынка, могли бы воспользоваться управляющие компании, чтобы не останавливать лифты, на замену которых нет денег. И всем подъемникам старше 25 лет можно было бы официально продлить срок эксплуатации на срок от года до трех лет. Правда, диагностика и обследование лифтовых конструкций с использованием неразрушающих методов — удовольствие достаточно дорогое и проблему, по мнению директора ООО «Лифт-Сервис» Александра ВЯТКИНА, не решит.

— Однозначно продлили срок эксплуатации только тем лифтам, на которые обратила свой взор прокуратура, — рассказал Александр ВЯТКИН. – Мы бы с вами не собирались сейчас и не спорили ни о чем, если бы все лифты, у которых превышен нормативный срок эксплуатации, были уже продиагностированы. Цена диагностики – 11 тысяч рублей за один лифт. И это еще без капитального ремонта. Немаленькие деньги, на мой взгляд, поэтому из полутора тысяч лифтов, исчерпавших свой ресурс, утвержденный техническим регламентом, срок эксплуатации не был продлен ни у одного. И что делать дальше?

По словам Александра ВЯТКИНА, в некоторых домах жители, толком не разобравшись, пытались решить проблему привлечением надзорных органов. Правда, заканчивались эти попытки плачевно для самих жильцов, им просто отключали в судебном порядке подъемники, не соответствующие требованиям техрегламента. В доме № 10 по проспекту Королева лифты по решению суда отключили ненадолго, на две недели. За эти две недели ничего, естественно, не изменилось. А в доме на улице 12-го Декабря, жильцы которого пожаловались в прокуратуру, лифты не работали довольно долго. В итоге жильцам все равно потом пришлось собирать 360 тысяч рублей на капитальный ремонт подъемников.

Есть, правда, и другие примеры, когда собственники через суд вынуждали омский муниципалитет выполнить капитальный ремонт и заменить устаревшие подъемники за бюджетные деньги. Таких домов в Ленинском округе порядка 20. Но этот вариант, по словам Александра ВЯТКИНА, уже неактуален. Другие дома, которые обращались с исками позже, побеждали только в первой инстанции. Областной суд все более поздние решения в пользу жителей отменил.

Русский лифт как русская рулетка

Еще одним узким местом, не считая отсутствия денег на обновление лифтового парка, остается вопрос контроля за безопасностью старых лифтов. Ростехнадзор после вступления в силу техрегламента контролировать подъемники в жилых домах перестал. По закону все обязанности по контролю теперь лежат на собственниках этого имущества, то есть на самих жителях дома. А поскольку собственники не всегда имеют возможность разобраться во всех тонкостях законодательства, они, по словам Сергея КОСТРИКА, делегируют свои полномочия по управлению лифтами управляющей компании, которая, в свою очередь, нанимает специализированные организации для их обслуживания и диагностики.

Все эти организации и должны, по идее, объяснить собственникам всю опасность, которую таят в себе старые подъемники. И ответственность за безопасность, теоретически, лежит и на них. Но это только теоретически. На практике, как рассказал Александр ВЯТКИН, ситуация получается весьма запутанной. И владельцам квартир редко удается договориться между собой, чтобы решить судьбу лифта (жителям первого и второго этажей трудно понять проблемы жителей последних этажей), и управляющие компании порой идут на нарушения, чтобы не доводить дело до конфликта с жильцами.

— Сколько бы мы ни работали по разным программам, владельцы квартир на первых и вторых этажах не хотят платить, — рассказал Александр ВЯТКИН. – Если бы в городе этот рынок был более цивилизованный, то полторы тысячи лифтов на сегодняшний день однозначно бы стояли. К сожалению, как только одна управляющая компания начнет отключать устаревшие лифты, через неделю жильцы найдут другую управляющую компанию, которая согласится эти же старые лифты включить опять на свой страх и риск.

Впрочем, Омск в общем списке проблемных городов не на первом месте. Как говорил на Всероссийском совещании по развитию лифтового комплекса, состоявшемся в конце октября, замминистра регионального развития Анатолий ПОПОВ, до 2015 года в России нужно будет заменить порядка 150 тысяч лифтов. В лидерах Санкт-Петербург, где не соответствуют нормам техрегламента 11 тысяч подъемников, Челябинская области – 4 тысячи, а еще Кемеровская – 2,7 тысячи. Омск в тройку лидеров не попал.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.