У Омского литературного музея имени Достоевского – новый, четвертый за последние пять лет директор, Алина КИЛЬДЮШЕВА. «КВ» знакомят читателей с Алиной Анатольевной и ее музейным делом.
— Для вас стало сюрпризом назначение на этот пост или вы были к нему готовы?
— Вообще жизнь всегда полна сюрпризов, тем она и интересна.
— Вы были знакомы с Виктором ВАЙНЕРМАНОМ? Вам не кажется странным его уход, ведь он столько сделал для музея?
— Я лично с ним не знакома, но знаю, что Виктор ВАЙНЕРМАН был одним из первых сотрудников отдела литературных экспозиций Омского областного краеведческого музея. И, как вы правильно заметили, много сделал для образованного из этого отдела в 1983 году литературного музея, занимая пост директора.
— А почему ушла предыдущая директор Наталья БОРЗОВА?
— Я думаю, что этот вопрос корректней будет задать самой Наталье БОРЗОВОЙ, и узнать, почему она ушла.
— Вы намерены долго оставаться на нынешней должности? Не пугает частая за последние несколько лет смена руководства?
— Не хочу загадывать. Время покажет. Частая смена руководства не пугает – наверное, у каждого были свои причины уйти из музея.
— Как вам новый, женский, коллектив?
— Женский коллектив в музее нисколько не удивил, скорее, наоборот, удивил бы мужской. Как-то уже стало традиционным, что в музеях в основном работают женщины.
— Вам легко удается руководить людьми?
— Да, я обладаю лидерскими качествами, которые помогают мне добиваться поставленных целей.
— Что вы успели сделать, став директором?
— Пока я нахожусь в процессе знакомства — с коллективом, музеем, экспозицией, фондами, планами на будущее, текущими делами.
— В 2007-м и 2008 году вы получили гранты от Фонда содействия отечественной науке и Российского гуманитарного научного фонда. Расскажите, что это за фонды и на какие исследования были выделены гранты?
— Гранты выделили на проведение исследований по теме моей диссертации «Социовозрастные особенности женщин в культуре первобытных обществ бронзового века западной Сибири». Гранты Фонда предназначены для поддержки научной работы молодых ученых РАН. В конкурсе принимали участие граждане РФ — учащиеся очной аспирантуры научных учреждений Российской академии наук, достигших определенных успехов в научной деятельности. Региональный общественный Фонд содействия отечественной науке создан в 2000 году Президиумом Российской академии наук совместно с тремя крупными российскими бизнесменами — Романом АБРАМОВИЧЕМ, Олегом ДЕРИПАСКОЙ и Александром МАМУТОМ. Гранты Российского гуманитарного научного фонда предназначаются для поддержки более широкой аудитории участников конкурсов.
— Вы продолжаете заниматься наукой?
— Да, до сих пор провожу исследования. Являюсь автором более 40 публикаций по проблемам культурологии, музееведения, истории и археологии. Совсем недавно издана была моя монография «Женщины в культуре первобытных обществ» об определении социовозрастных особенностей женщин и их социального положения в культуре первобытных обществ бронзового века лесостепи и южной тайги Западной Сибири по материалам погребальных памятников.
— Наука для любого музея важна?
— Научно-исследовательская работа в музее — одно из ведущих направлений. Результаты находят отражение в экспозициях и выставках. Публикация каталогов коллекций, путеводителей по экспозициям и выставкам и другие издания музеев – все это результат научных исследований. Уже обычным стало, что музей выступает организатором научных и научно-практических конференций, от регионального до международного уровня, чтений, семинаров, круглых столов. Многие музеи признаны авторитетными центрами в изучении профильных наук и поддерживают тесные связи с научными учреждениями.
— В чем специфика музея Достоевского?
— Каждый музей имеет свою специфику, иначе бы все музеи были бы на одно лицо. Омский государственный литературный музей, открывшийся 28 января 1983 года, единственный в своем роде. Он одновременно тесно связан с именем Федора Михайловича Достоевского, который бывал в этом здании – бывшем доме комендантов Омской крепости, и музей истории региональной литературы – «литературный дом». Соответственно, экспозиция музея состоит из двух больших частей – «Достоевский и Сибирь» и «Писатели-омичи». Эту особенность, конечно, нужно сохранять, транслировать, развивать.
— Как это осуществить на практике? Есть конкретные примеры?
— Музей — сложный организм. Качественная и эффективная работа музея зависит от успешного развития всех направлений деятельности, основные из которых – фондовая, выставочная, научная, культурно-образовательная деятельность, использование информационных технологий и технологий развития музея, расширение и увеличение посетительской аудитории, тесное взаимодействие с литературными организациями, может быть, не только Омска и области, но и сопредельных регионов. О музее должны знать жители и гости города, он должен быть интересен посетителям, узнаваем среди других музеев города, стать своеобразным символом нашего региона. Сейчас в планах музея еще несколько мероприятий, например проведение III Белозеровского фестиваля.
— Со стороны кажется, что в музеях время замедляется и музейная работа не из самых энергичных. Это на самом деле так?
— Действительно, может показаться, что работа в музее спокойная и неспешная, но это далеко не так. Посетитель, попадая в музей, видит уже готовый результат в виде выставок, экспозиций, слушая экскурсии, лекции и так далее, но он не видит огромного труда, который вкладывают во все это музейные работники. В целом работа в музее интересная и созидательная, значит, не может быть спокойной и неспешной.
— И все же что такое современный музей?
— Сложный вопрос, над которым все думают. Я считаю, что музей в современном мире – это не статичное явление или, по крайней мере, он не должен быть таким, он должен изменяться, соответствовать вызовам времени, быть любопытным и полезным для посетителя, однако он не должен и превратиться в развлекательное место или клуб по интересам. Музей расширяет границы познания и определенным образом театрализует прошлое. Это особая коммуникационная система.
— Как российские музеи встраиваются в рыночные отношения?
— С 2000-х значительно изменились условия деятельности музеев, расширились и усложнились контакты, музеи оказались вовлечены в коммерческую деятельность и пр. Особенно активно новые технологии в музейном деле начали применяться, когда сократилось государственное финансирование. Пришлось заняться поиском стратегии выживания в условиях экономического кризиса 90-х. Во многих музеях созданы специальные маркетинговые отделы. Появились многочисленные публикации по музейному менеджменту, ведется обучение и переподготовка кадров. Внебюджетная поддержка музеев осуществляется через специальные федеральные и ведомственные целевые программы, конкурсы (например, фонд ПОТАНИНА «Меняющийся музей в меняющемся мире», фонд «Династия») и в виде грантов. Важнейшим для музеев является умение привлекать спонсоров, в том числе и с помощью пиара, рассчитанного на посетителей.
— Как обстоят дела с образованием работников музейного дела?
— Обычно музейные работники получают, как правило, базовое образование по профильной или смежной с музееведением дисциплине (педагогика, социология и т.д.). Сейчас в основном сложилась система музееведческого образования, развиваются формы специального образования в области музееведения. В ОмГУ есть кафедра музеологии, экскурсоведения и туризма – там готовят будущих специалистов.
— У вас есть образец для подражания среди музеев?
— Сегодня в мире существуют тысячи музеев с миллионами единиц хранения, которые ежегодно посещают миллионы посетителей, поэтому выбрать какой-то один музей как образец для подражания — нелегко. Но самые лучшие музеи – это сделанные самой природой, например пещеры со сталактитами, сталагмитами и колоннами.
— Кто ваш любимый писатель?
— Любимых писателей несколько, один из них — Булгаков.
— А произведение Достоевского?
— Трудно выделить какое-то одно, но все же мне больше нравится «Преступление и наказание».