С 1 декабря наиболее востребованные функции Управления Росреестра получила Кадастровая палата по Омской области. Теперь здесь ведется прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а также принимаются запросы на выдачу сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. При этом штат Кадастровой палаты не увеличится, а в итоге сокращение очередей в Управлении Росреестра по Омской области ожидается на 20%.
На пресс-конференции, состоявшейся 29 ноября в пресс-центре «Комсомольской правды», руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Росреестр) Сергей ЧАПЛИН рассказал, что в прошлом году штат его служащих сократили на 5%. В следующем году также ожидается 5-процентное сокращение, поэтому часть функций передается на подведомственные структуры. При этом спрос на услугу по госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней ежегодно растет. Сегодня в омских подразделениях ежедневно принимается более 1 500 заявлений на регистрацию права. Сергей ЧАПЛИН посетовал, что омичи предпочитают самый кустарный способ подачи документов – при личном обращении заявителей. «Он пользуется наибольшим нареканием, так как очереди все равно имеют место быть, хотя с ними и борются, — добавил чиновник. — Когда в полдевятого утра мы открываем двери, как минимум, несколько десятков человек там уже стоят. К сожалению, штат сотрудников увеличить мы не можем, тем более что отделы на прием документов и так самые большие — 52 человека».
Чтобы сократить нарекания, в ряде подразделений Росреестра внедрили автоматизированную систему взаимодействия с заявителями с использованием электронной очереди. Это исключило возможность продажи мест в очереди посредниками. Есть и другие способы подать документы – прием по предварительной записи (лично или по телефону), отправка документов по почте. Но пока они используются не очень активно, например, за 2010-2011 годы по почте было принято всего 12 пакетов документов. По словам Сергея ЧАПЛИНА, будущее за другим, уже более популярным и продвинутым способом – с использованием программы предварительной подготовки данных в электронном виде. Заявитель заранее формирует файл с необходимыми данными на флэшке и вместе с пакетом документов представляет его специалисту. В итоге прием занимает не 20-40 минут, как при обычном режиме, а всего две-три минуты. Кроме того, внедрен еще один способ, при котором заявитель может вообще не появляться в здании Росреестра, а заполнить заявление на интернет-портале госуслуг.
Однако проблема очередей все равно остается актуальной. В связи с этим на федеральном уровне было решено часть полномочий Росреестра передать в Кадастровые палаты по регионам. Таким образом, без увеличения штатной численности Росреестра во всех его территориальных органах появились дополнительные «окна» по приему документов.
Как уточнил директор ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области Андрей ПЛАТОНОВ, место приема документов никак не повлияет на сроки рассмотрения заявлений и регистрацию прав и сделок, поскольку информация в электронном виде автоматически будет передаваться в Управление Росреестра. «С 1 декабря Кадастровая палата принимает заявления на госрегистрацию права собственности, на регистрацию договоров дарения, купли-продажи, ипотеки, договоров аренды и принимает запросы на выдачу копий договоров и других документов, выписки о правах, — рассказал он. — Будет действовать такая же система предварительной записи заявителей по телефону. Кроме того, можно будет подать заявку на прием через интернет-портал Росреестра или при личном обращении. А зал приема оборудован камерами, и через интернет-портал Росреестра в режиме онлайн можно оценить загруженность наших окон».
— Офис для себя выбирает каждый сам – Росреестр или Кадастровая палата, никого перенаправлять или выгонять мы не будем, – добавил Сергей ЧАПЛИН. – Но то, что очереди совсем будут отсутствовать, – смелость заявить об этом я на себя не возьму. Думаю, первоначально очереди уменьшатся незначительно, люди будут привыкать. А в дальнейшем, полагаю, процентов на 20 они сократятся.
По информации регионального Управления Росреестра, наделение подразделений ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области новыми полномочиями будет осуществляться поэтапно: первый этап начинается с 1 декабря в областном центре и 10 районах области. С 16 января 2012 года к ним присоединятся оставшиеся 22 территории области.