Градостроительный совет Омской области 13 декабря рассмотрел вопрос о состоянии территориального планирования в регионе. Срок подготовки документов терпланирования и градостроительного зонирования – 31 декабря 2012 года. И если большинство генпланов поселений, а также правил землепользования и застройки в области уже утверждено, то с принятием схем территориального планирования муниципальных районов чиновники запаздывают. На 100% такая схема подготовлена только в Омском районе. А в 18 районах стадия подготовки подобных схем нулевая.
Как сообщил министр строительства и ЖКК Омской области Виталий ЭРЛИХ, на сегодняшний день генеральные планы и правила землепользования и застройки утверждены в 96% поселений и в городе Омске. Тем не менее многие проблемы остаются еще не решенными. В частности, органам местного самоуправления было рекомендовано утвердить схемы территориального планирования в текущем 2011 году. «Казалось, что это была реально выполнимая задача, и в конце прошлого – начале текущего года минстрой обеспечил все районы, за исключением Саргатского, исходными данными, плановыми картографическими материалами, провел учебно-методический семинар на эту тему с демонстрацией положительного опыта на примере Павлоградского района, — рассказал Виталий ЭРЛИХ. — Нам надо было лишь определить места планируемого размещения объектов районного или поселкового значения. Результат такой: сегодня на заседании мы рассматриваем схему муниципального планирования Омского района. Это единственная схема, которая разработана в этом году и прошла процедуру согласования».
Кроме того, органам местного самоуправления рекомендовали подготовить и утвердить в 2011 году в каждом муниципальном районе не менее одного проекта планировки и межевания территорий и площадок комплексной малоэтажной застройки. Облправительство считает целесообразной подготовку таких проектов в каждом поселении. В итоге к концу этого года в 13 районах утверждены 23 проекта планировки, 20 проектов находятся на стадии разработки. Но 13 районов не приняли решения о подготовки таких проектов. «Два из них говорят нам о нецелесообразности проектирования площадки комплексной застройки в связи с большим количеством свободных мест на территории существующих районных центров, где есть необходимость точечной застройки – это Оконешниково и Нижняя Омка, — возмутился Виталий ЭРЛИХ. — При этом совместно с минстроем самими же районами выявлено около сотни площадок, пригодных для комплексного жилищного строительства. Поэтому в 2012 году необходимо сосредоточить усилия по подготовке проектов планировки, поскольку именно наличие этих проектов позволяет максимально сократить сроки предоставления земельных участков и устранить имеющиеся барьеры».
По словам Виталия ЭРЛИХА, районы оказались не готовы освоить 1,7 млн рублей на подготовку документов территориального планирования из-за несвоевременного проведения конкурсов и других процедур. «Надо прямо сказать, что некоторые органы местного самоуправления демонстрируют иждивенческую позицию, — добавил он. — Они задерживают процесс территориального планирования и создают угрозу чрезвычайной ситуации на своей территории – ведь в скором времени будет запрещена выдача документов на строительство, реконструкцию, резервирование земельных участков для муниципальных нужд, перевод земель из категории в категорию».
Как сообщили на заседании, все 7 лет со времени принятия Градостроительного кодекса в числе отстающих находятся Муромцевский, Седельниковский, Оконешниковский, Одесский, Саргатский и Калачинский районы. Перед сельскими руководителями поставили новую задачу – закончить подготовку проектов территориального планирования и градостроительного зонирования в первом полугодии следующего года и подготовить как можно больше проектов планировки комплексного освоения территорий.
— Половина муниципальных образований сегодня этой работой не занимаются, — добавил первый заместитель председателя правительства Омской области Валерий БОЙКО. — И состояние дел в этой сфере вызывает у нас огромнейшее беспокойство. Главы муниципальных районов и сельских поселений считают, что у них достаточно пятен по райцентрам для строительства и не надо развивать площадки комплексной застройки. Но они глубоко заблуждаются, эти площадки мы, а тем более они не в состоянии обеспечить инженерной инфраструктурой. Там состояние и электрических, и водопроводных сетей ужасное, их практически все нужно менять. И не участвуя в конкурсных отборах на получение финансирования, у них на самом деле нет никакой перспективы.
Кроме того, по словам Валерия БОЙКО, в этом году власти столкнулись с тем, что не смогли провести конкурс по муниципальным поселениям на строительство пожарных депо нового типа. Конкурс не провели только потому, что не смогли сформировать необходимый пакет документов. «Это вопросы, которые связаны уже не только с проблемами жилищного строительства, но и с безопасностью функционирования любой территории, начиная с сельского поселения, — добавил он. — Получив 54 пожарных автомобиля, теперь мы вынуждены приспосабливать сараи и базы для хранения этой новой пожарной техники».
В итоге Валерий БОЙКО предложил устроить выездные проверки и спросить с глав районов и специалистов, которые занимались проектами: что делалось на местах? «Сегодня мы обозначили новые сроки, чтобы закончить эту работу до 1 июля 2012 года, но нужно еще будет провести жесточайший анализ, почему так произошло в некоторых районах», — резюмировал чиновник.