12 декабря в центральном офисе ОАО «Газпром» в Москве состоялась уже традиционная ежегодная встреча топ-менеджеров компании и главных редакторов региональных СМИ. Руководство холдинга, включая председателя правления Алексея МИЛЛЕРА, нашло время, чтобы поделиться своими планами о том, как будет достигнута цель по выводу Газпрома в лидеры мирового энергетического рынка, а обозреватель «КВ», побывавший на этой встрече, всех очень внимательно выслушал. И выделил для читателей «КВ» основные моменты в стратегии развития газовой монополии.
Европа – это риски
Главным приоритетом, по словам Алексея МИЛЛЕРА, был и останется именно российский газовый рынок, наполнить который в полном объеме – это задача № 1.
— Эта задача не так проста, как кажется на первый взгляд, — заверил Алексей МИЛЛЕР. — Порядка 150 млрд кубометров газа мы поставляем в Европу, а на российский рынок более 300 млрд кубометров. Соотношение – один к двум. Но при этом российский рынок, который в два раза больше, чем европейский, приносит в два раза меньший доход. Это осознанная политика, которая проводится правительством, мы поддерживаем эту политику, но с пониманием того, что к 2015 году страны единого экономического пространства – Россия, Белоруссия, Казахстан – выйдут на свободные цены, и мы ожидаем в ближайшей перспективе увеличения финансовых поступлений на российском рынке. А это тем более важно, поскольку мы все видим, что происходит в европейской экономике, видим эти макроэкономические риски, которые там есть. И в этой части Газпром пока уязвим.
Второй приоритет – газовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Регион развивается в последние годы очень высокими темпами. Когда Газпром, по словам Алексея МИЛЛЕРА, реализует проект стоимостью 10-15 млрд евро в Европе, то европейцы воспринимают эти инвестиции как очень значительные. На азиатских рынках такой порядок цифр никого не удивляет.
— Я думаю, в течение ближайших 20 лет, а для газовой отрасли это совсем немного, объемы продаж газа на азиатских рынках будут не меньше тех объемов, которые Газпром экспортирует в Европу, — пояснил глава Газпрома. — В настоящее время рассматривается вариант трубопроводного экспорта газа совокупным объемом до 68 миллиардов кубометров. Это больше чем мощность двух европейских проектов — Северного и Южного потока.
Продукты на перспективу
Особо Алексей МИЛЛЕР выделяет будущий Восточный газотранспортный коридор (газопроводная система из Сибири во Владивосток), который станет основой и для Восточной газовой программы Газпрома и поспособствует росту экспортных поставок сжиженного природного газа (СПГ) на мировые рынки. Именно сжиженный природный газ, по мнению Алексея МИЛЛЕРА, поможет Газпрому стать глобальной компанией. Для реализации СПГ нет нужды строить дорогостоящие трубопроводные системы, а доставлять его можно практически в любую точку мира морским транспортом. А строительство новых мощностей по производству СПГ позволит Газпрому уже к 2030 году контролировать порядка 14% мирового рынка СПГ.
Еще более перспективный продукт – синтетическое жидкое топливо (СЖТ), которое производится не из нефти, а из природного газа.
— Запасов нефти, как все мы знаем, хватит только на несколько десятилетий. А объемы разведанных запасов газа таковы, что для России эта проблема в 21 веке вообще неактуальна. А что это значит? Это значит, что вопрос производства моторных топлив совершенно спокойно решается, даже если запасы нефти закончатся. Современные технологии позволяют производить синтетические жидкие углеводороды из газа. Причем они получаются такой степени экологической чистоты, которая вообще недостижима при производстве моторных топлив из нефти и нефтепродуктов. Опытные установки для производства СЖТ в настоящее время имеются, в этом направлении мы будем двигаться и будем выводить, без сомнений, этот перспективный продукт на рынок.
… и газификация всей страны
На сегодняшний день уровень газификации в среднем по России немногим превышает 63% (в городах – 69,9%, в сельской местности – 46,7%), и этого, по мнению Алексея МИЛЛЕРА, явно недостаточно.
— За последние годы уровень газификации существенно вырос, но этого все равно недостаточно для такой сложной в климатическом плане страны, как Россия, — считает глава Газпрома. — Но проблема в том, что газификация – это улица с двусторонним движением. Это задача, которую Газпром не может решить в одностороннем порядке. Мы доводим газ до границы поселков. А газопроводы внутри поселений и готовность потребителей к приему газа – это уже зона ответственности субъектов РФ и ее бюджетов.
По настойчивой просьбе Газпрома генеральные схемы газоснабжения и газификации уже давно разработаны во всех регионах. На базе этих схем приняты и программы с ежегодным финансированием. Подписаны двусторонние графики синхронизации работ с квартальной и помесячной разбивкой. Газпром, по словам Алексея МИЛЛЕРА, свою часть договоренностей со всеми региональными властями исполняет неукоснительно. Финансирование производится в срок, объемы работ выполняются на 100%. Общий объем инвестиций Газпрома в газификацию регионов России с 2001-го по 2011 год составил 156 миллиардов рублей. В 2011 году (по предварительным итогам) в газификацию инвестировано более 29 миллиардов рублей.
— Мы могли бы финансировать работы по газификации и гораздо в большем объеме, строить большее количество межпоселковых газопроводов, — пояснил Алексей МИЛЛЕР. – Если регионы работают хорошо, если руководители регионов свои обязательства исполняют, то Газпром всегда готов пойти регионам навстречу и выделить дополнительное финансирование на строительство газопроводов. Но далеко не всегда, к сожалению, регионы придерживаются графиков синхронизации. С нами взаимодействуют 63 субъекта РФ, которые можно, условно говоря, поделить на три части. Есть те, кто хорошо работает. Есть отстающие, их приблизительно столько же, сколько лидеров. А все остальные, что называется, чуть-чуть недотягивают. И недотягивают, как мне представляется, именно по той простой причине, что губернаторы не чувствуют толчка в спину, который могли бы дать им местные СМИ.
Крапивинская нефть
Информацией об успехах нефтяного бизнеса Газпрома поделился и. о. заместителя гендиректора ОАО «Газпром нефть» Алексей ЯНКЕВИЧ. По его словам, со времени приобретения Газпромом Сибнефти масштабы бизнеса выросли существенно. Объем запасов нефти увеличился в два раза. Добыча – на 27%. Переработка – более чем в два раза. На сегодняшний день «Газпром нефть» разрабатывает порядка сотни различных нефтяных месторождений в ЯНАО, ХМАО, Тюменской, Томской, Омской, Иркутской областях и в Красноярском крае. Объем годовой добычи углеводородов превышает 57 млн тонн. Переработка нефти ведется на трех НПЗ в России и одном ПНЗ в Сербии общей мощностью порядка 46 млн тонн. Сбытовой блок – это 1 700 АЗС по всей России.
Среди действующих зарубежных проектов Алексей ЯНКЕВИЧ выделил нефтедобычу в Сербии и Анголе. Готовятся, по его словам, к освоению нефтяные месторождения в Венесуэле и Иране, а геологоразведка ведется на Кубе и в Экваториальной Гвинее. Устойчивый рост по всем показателям ОАО «Газпром нефть» демонстрирует в течение уже нескольких лет, но 2011 год станет, по мнению топ-менеджера, наиболее удачным из всех предыдущих.
— Только за 9 месяцев 2011 года мы нарастили нефтедобычу на 7%, переработку – на 11%, розничные продажи выросли почти на 40%, а операционная прибыль увеличилась практически в полтора раза. Причем по большинству показателей эффективности мы находимся на первых-вторых местах, обгоняя такие крупные компании, как ЛУКойл, Роснефть, Татнефть и так далее. Кроме хороших производственных результатов, «Газпром нефть» может похвастаться и большими налоговыми отчислениями во все бюджеты. За весь период после приобретения Сибнефти налогов было уплачено 1,6 трлн рублей.
Впрочем, единственное омское нефтяное месторождение, Западно-Крапивинское, в эту эффективность вписывается с трудом.
— Мы сейчас проводим работу по оптимизации месторождений, ранжируем их, выделяя так называемые проблемные месторождения с выработанными запасами, небольшими объемами и высокой себестоимостью добычи в отдельную категорию. Крапивинское месторождение находится, скажем, в последней квартире, — пояснил обозревателю «КВ» Алексей ЯНКЕВИЧ. — Но мы постараемся вывести и Крапивинское месторождение на безубыточность. Пока во всяком случае планов по его закрытию нет.