С помощью зрения человек получает до 90 % информации об окружающем мире. Поэтому потеря возможности видеть для многих становится настоящей трагедией. Молодой омский ученый разрабатывает метод раннего выявления глаукомы – необратимого заболевания, плохо поддающегося лечению. В чем особенности уникальной методики, сколько человек подвержено такому заболеванию, как глаукома и как избежать страшного недуга, выяснил корреспондент «КВ» Максим ДУБОВСКИЙ.
— Григорий, тема вашего проекта на У.М.Н.И.К.е «Количественная оценка увеосклерального пути оттока внутриглазной жидкости». В чем заключается изобретение? И какова сфера его применения?
— Существует такая болезнь, как глаукома. Это постоянно прогрессирующее заболевание, которое, к сожалению, неизлечимо. Она характеризуется снижением зрительной функции, причем это происходит практически незаметно для пациента. Глаукома связана с повышенным или нестабильным уровнем внутриглазного давления. Когда нарушается баланс между выработкой и оттоком внутриглазной жидкости, происходят скачки офтальмотонуса (внутриглазного давления). При повышенном офтальмотонусе внутриглазное давление давит на сетчатку и зрительный нерв. Под действием избыточного давления происходит механическое сдавление зрительного нерва и сетчатки и нарушение их кровоснабжения.
Глаукома – это группа заболеваний (более 60), характеризующихся повышенным или нестабильным уровнем внутриглазного давления, сопровождаемых снижением зрительной функции и повреждением диска зрительного нерва.
Абсолютное большинство глауком (до 98 %) – это ретенционные глаукомы, то есть когда ухудшен отток внутриглазной жидкости.
Внутриглазная жидкость оттекает двумя путями: через дренажную систему глаза (около 70 %) и через увеосклеральный путь. Увеосклеральный путь оттока – это собирательный термин, который обобщает все пути оттока внутриглазной жидкости, проходящие не через дренажную систему глаза.
По показаниям увеосклерального оттока можно судить о протекании глаукомной оптической нейропатии. В офтальмологии важнее всего выявить глаукому на начальном этапе. На это направлены все силы ученых. Наш метод позволяет это сделать.
— Как вы будете оценивать увеосклеральный отток внутриглазной жидкости, вы хотите создать какой-то прибор?
— Методика, разработанная омским ученым Николаем Владимировичем КОСЫХ, заключается в следующем: проводится электронная офтальмотонография – на роговицу глаза устанавливается датчик, который оценивает общий отток жидкости. После этого больному в глазную щель устанавливается перилимбальное вакуумное компрессионное кольцо – это омская разработка, не имеющая аналогов. В вакуумной камере создается пониженное давление, перекрывается дренажная система глаза, что позволяет оценивать увеосклеральный отток внутриглазной жидкости. Мой научный руководитель, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой офтальмологии Омской медакадемии Олег Иванович ЛЕБЕДЕВ работал над этим методом вместе с Николаем Владимировичем КОСЫХ. После смерти КОСЫХ этой темой долго никто не занимался, Олег Иванович предложил мне доработать метод. В мире никто ничего подобного не делал, зарубежные ученые не могут проводить исследования на живом человеческом глазе. Заинтересованность в нашей разработке высокая – на конференции по офтальмологии ко мне подходили коллеги и интересовались особенностями методики. Патент на метод принадлежит Омской медакадемии. Я планирую создать алгоритм, который позволит назначать максимально эффективные для конкретного пациента гипотензивные капли.
— Может ли этот метод получить широкое распространение?
— Думаю, да. Единственным ограничивающим фактором является техническая сложность: нужно правильно установить компрессионное кольцо, датчик, наложить разрежение. С первого раза сделать все правильно практически ни у кого не получается. Для этого метода не нужно особых условий, единственное, что требуется – стандартный офтальмологический кабинет.
— Как борются с глаукомой сейчас?
— В медицине есть такое понятие, как препараты первой группы выбора – это те, терапевтический эффект которых на порядок выше побочного действия. Врач назначает препараты этой группы, и если по каким-то причинам они не подходят, вынужден назначать препараты второй, третьей группы. Наш метод позволит выбирать оптимальные лекарственные средства для конкретного пациента.
— Капли нужно закапывать всю жизнь?
— Да, глаукома – неизлечимое заболевание. Хорошо, если дело ограничится каплями. Если глаукома прогрессирует и капли не помогают, может быть назначена операция. Потеря зрения при глаукоме – не самое страшное, после этого могут появиться сильные глазные боли.
— Существует статистика распространенности глаукомы?
— Первичной открытоугольной глаукомой страдают от 1,5 до 3 % популяции. В эту статистику включаются как младенцы, для которых это заболевание неактуально, так и люди старшего возраста. В возрасте от 60 до 70 лет это значение удваивается. Существует еще первичная закрытоугольная глаукома, вторичная открыто- и закрытоугольная и врожденная. Только в Омске на диспансерном учете сейчас 30 тысяч больных глаукомой.
— Какие факторы вызывают это заболевание?
— В группе риска находятся пациенты с пониженным или повышенным системным давлением, с нарушениями микроциркуляции, например, сахарным диабетом, заболеваниями центральной нервной системы. Также люди, страдающие близорукостью.
— На что следует обратить внимание в первую очередь?
— Если вам 40 и больше лет, и кто-то из родных страдал заболеваниями глаз, нужно обязательно раз в три года измерять внутриглазное давление. Также следует обеспокоиться, если возрастные изменения глаз происходят быстрее: например, если за два года пришлось сменить очки для чтения с +1 диоптрии на +2,5, следует обратиться к врачу. Симптомы глаукомы: болезненность в надбровных дугах, быстрая утомляемость глаз, сочетающиеся с болями в глазах головные боли, мигрень, радужные круги при взгляде на источник света, слезотечение, чувство тяжести, распирания в глазах. В общем, симптомы не совсем очевидные.
— Почему вы выбрали именно офтальмологию?
— Офтальмология привлекла меня «ювелирностью», эта дисциплина требует от врача большой точности. Кроме того, офтальмолог никогда не останется без работы: очень много пациентов страдают нарушением работы органов зрения. Сначала я хотел стать нейрохирургом, на втором курсе я проходил практику в отделении гнойно-септической реанимации БСМП-1. Я помогал лечить 19-летнего пациента, моего ровесника, две недели от него не отходил. Он попал под грузовик, у него был перелом основания черепа, началось гнойное воспаление. Наметилась положительная тенденция, в пятницу я с ним попрощался, а когда пришел в понедельник, на его кровати лежал другой пациент. В воскресенье мой больной умер. Я очень долго переживал. С тех пор решил заниматься офтальмологией: из 700 патологий, которыми занимается эта дисциплина, только две могут привести к летальному исходу.
— Не секрет, что врачи зарабатывают не очень много. Почему вы пошли учиться в медицинский?
— Мне родители привили мысль, что достаток мало зависит от специальности. Можно, к примеру, торговать сантехникой и быть номером один в отрасли. Не важно, кто ты по специальности, благополучие зависит от того, как много и как продуктивно ты работаешь. «Не пойду учиться на врача, потому что мало денег платят» — ерунда полная! Нужно быть хорошим специалистом, и работа и деньги найдут тебя в любом случае! Нужно биться за свое дело, боятся отстать от коллег. Может быть, мои воззрения связаны с тем, что я долгое время занимался спортом.
— Каким?
— Плаванием.
— На прошлой недели я общался с У.М.Н.И.К.ом Дмитрием БЕЛАНОМ, он кандидат в мастера спорта по плаванию. Получается, что пловцы – одни из наиболее развитых в интеллектуальном плане спортсменов?
— Скорее всего дело в целеустремленности спортсменов. Мне, к сожалению, не удалось выполнить норматив кандидата в мастера спорта, на тренировках я необходимый результат показывал, а на соревнованиях не получилось. Я плавал стайерские дистанции, моя любимая – 800 метров вольным стилем. Я считаю, что спорт очень помогает в жизни.
— Григорий вам больше нравится работать в больнице или преподавать студентам?
— Мне нравится и то и другое. Я не ожидал от себя, что мне так понравится читать лекции. В этом году впервые принимал экзамен. Выяснилось, что я обожаю ставить пятерки, не люблю четверки и тройки, а двойки – ненавижу.
Биография
Григорий Михайлович родился 7 сентября 1985 года в Омске. В 2002 году окончил гимназию №19 и поступил на лечебный факультет Омской государственной медицинской академии. В 2008 году окончил вуз и поступил в клиническую ординатуру на специальность «Офтальмология» В 2010 поступил в аспирантуру на специальность «Глазные болезни». В настоящее время пишет кандидатскую диссертацию на тему «Патогенетическое обоснование применения основных гипотензивных препаратов у больных первичной открытоугольной глаукомой».
Не женат.