Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

«Разница между Микки Маусом и Чебурашкой состоит только в том, что у Микки есть инструмент, которым он защищен, в виде лицензирования, а у Чебурашки пока нет»

28 марта 2012 13:55
0
2075


14 — 16 марта в Москве в международном выставочном центре «Крокус Экспо» впервые в России состоялась выставка ведущих представителей мировой и отечественной индустрии лицензирования — LICENSING@RUSSIA. Это единственное российское мероприятие подобного рода, которое получило официальное представительство и поддержку LIMA — Международной Ассоциации Участников Лицензионной Индустрии. До этого такие выставки проходили только в Лондоне и Нью-Йорке. Среди участников, собравшихся в Москве, были представители таких известных фирм, как The Walt Disney Company CIS LLC, Dreamworks, Warner Bros., Nike, Art & Design RU, CBA, BBC Worldwide, All Media, Endemol, Europen Licensing Company (ELC) и другие. Обозревателю «КВ» удалось побывать на данной выставке и в рамках пресс-конференции обсудить с ведущими мировыми специалистами перспективы развития лицензионного рынка России и мировую практику. Приводим читателям наиболее интересные моменты из выступления иностранных гостей.

Официальный представитель LIMA в «Новой Европе», руководитель LICENSING@RUSSIA Вильям КРНЯК. Сегодня в Москве собралась команда мечты лицензионного мирового бизнеса, среди которых Ли Энн БРОДСКИ и Грег БАТТЕРСБИ — члены Зала Славы LIMA, а всего в Зале Славы у нас 36 членов. Это уникальный случай, когда таких людей можно встретить всех вместе. Ли Энн БРОДСКИ – член Зала Славы LIMA, одна из самых известных личностей в лицензионном сообществе, пожалуй, самый популярный бренд, с которым она работала, – «Губка Боб». Грег БАТТЕРСБИ – член Зала Славы LIMA, юрист, написал 25 книг о юридических вопросах в лицензировании, консультант LIMA по вопросам авторского права. Издание Corporate Counsel в Новой Англии назвало его «Супер-адвокатом» за деятельность в сфере интеллектуальной собственности. Денни САЙМОН — один из старейших специалистов в области лицензирования и один из лучших лекторов Университета Калифорнии, США. Специализируется на экспертной оценке и определяет, каким образом интеллектуальная собственность может стать лицензионным продуктом. Создатель лицензионных программ для фильмов «Терминатор-2», «Рэмбо», «Альф», а также для актеров Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, участвовал в лицензионных проектах Star Wars. Чарльз РИОТТО — президент LIMA и Адам БЕРГ – вице-президент LIMA.

Ли Энн БРОДСКИ. У Российского рынка огромнейший потенциал. Люди во всем мире любят героев, персонажей, и Россия в этом смысле ничем не отличается от мирового сообщества. Я рада наблюдать, как здесь все только начинает развиваться. Что касается моего опыта, то мне довелось работать с разными брендами, которые являются очень популярными и в России, – это «Снуппи», «Губка Боб – квадратные штаны», «Даша – следопыт», «Гарфилд» и многие другие. «Гарфилд», например, стал международным брендом стоимостью в 1 млрд долларов.

Чарльз РИОТТО. Мне, как президенту LIMA, тоже приятно видеть, что лицензионный бизнес развивается. Если в самом начале пути LIMA состояла на 90% из представителей США, то сейчас их только около 50%, остальные же участники — из других стран. Последние годы мы активно развивались в Европе и Азии и надеемся, что перспективы развития в России будут также велики. LIMA будет активно помогать развитию лицензионного рынка в России, как в информационном, так и в образовательном плане.

Денни САЙМОН. Я работаю в лицензионном бизнесе с 1978 года и являюсь одним из старейших экспертов в этой области. В отличие от моих коллег, которые фокусируются в основном на детских брендах, я работаю с брендами в разных областях, в том числе и с кино-брендами. Примеры моей работы – «Терминатор-2», «Рэмбо», компьютерная игра «Mortal Combat». Мы предприняли грандиозный шаг к расширению LIMA за пределы США. Начинать новый бизнес на новой территории всегда тяжело, и. честно признаться, мы поражены количеством людей, которое увидели здесь, на выставке в Москве.

Грег БАТТЕРСБИ. Действительно, очень приятно видеть на первой лицензионной выставке в России такое количество людей. Помнится, на нашем первом Лицензионном шоу в Нью-Йорке гостей было втрое меньше. Наша миссия в России — предостеречь зарождающийся рынок от «подводных камней», например, помочь специалистам в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Мы, конечно, можем испытывать некоторые проблемы, связанные с языковым барьером, но могу сказать совершенно точно, что лицензированию не нужен язык, оно работает с визуальной составляющей и ценностями бренда, которые в переводе не нуждаются.

Ли Энн БРОДСКИ. У лицензирования нет языка и рамок. Когда мы запускали Dora The Explorer (в Российском варианте это «Даша – следопыт»), мы представляли ее мексиканской девочкой, но, когда бренд презентовали во Франции и Корее, мы столкнулись с тем, что ее воспринимают как местную девочку, и никто даже не вспомнил о том, что она изначально задумывалась как латиноамериканка.

Денни САЙМОН. С помощью лицензирования развиваются разные бренды, не только детские и медийные, но в том числе и косметические, и fashion, и lifestyle – они все международные. Россия находится в особенном положении, она становится частью мировой экономики, приводя на рынок международные бренды, связанные с напитками, ювелирными украшениями и т. д. У вас есть еще и собственные бренды, которые можно и нужно развивать, например, это бренды, связанные с музейным лицензированием.

Вильям КРНЯК. Россия является сокровищницей традиционного искусства, здесь много музеев, где выставлено большое количество произведений искусства, как современного, так и древнего. И людям нужно научиться использовать лицензирование как некий инструмент, ведь это мощное средство общения для тех игроков, которые выступают на данном рынке. Людям нужно научиться трансформировать те ценности, которые они имеют, в язык лицензирования, благодаря этому они будут доступны не только на местном уровне, но и на международном. Я очень уважаю Россию за то, что она дорожит своими национальными ценностями и интеллектуальной собственностью. Я думаю, что благодаря выставкам-конференциям, как эта, российская собственность будет по достоинству оценена и на международном рынке.

Грег БАТТЕРСБИ. Мы видим развитие потребительского поведения в России, и чем больше оно развивается, тем больше влияет на лицензионный процесс. Если говорить о российских брендах, популярных во всем мире, – это, разумеется, ФАБЕРЖЕ! А также алкогольные бренды, которые завоевали свою репутацию на лицензионном рынке. Говоря же о том, как мы смотрим на Россию, мы смотрим на нее не только как на лицензиата, но и как на поставщика идей и брендов, то есть интеллектуальной собственности, которая может прийти на западный рынок.

Денни САЙМОН. Недавно на мировом рынке лицензирования игроком стал Китай – это 2 млрд долларов в год, которые неуклонно растут к 3 млрд от общих доходов лицензирования в мире. К слову, лицензионный рынок США составляет 140 млрд долларов.

Чарльз РИОТТО. Лицензионный процесс требует времени, чтобы развиться и набрать обороты, но глядя на растущую покупательную способность, можно сказать, что границ нет, рынок может расти бесконечно.

Денни САЙМОН. Продолжая разговор о Китае, можно сказать, что те международные бренды, которые в самом начале были там совсем неизвестны, сейчас являются наиболее значимыми на китайском лицензионном рынке. И еще один очень важный аспект – это вопрос пиратства и правовой защиты. По мере развития рынка пиратство усиливается, и вы в будущем с этим столкнетесь.

Ли Энн БРОДСКИ. С развитием цифровых и социальных технологий медиабренды начинают распространяться со скоростью света. И здесь единственный способ избежать пиратства – моментальное реагирование и выпуск лицензионной продукции. Именно в тот момент, когда продукт созрел и люди хотят его купить, но не имеют возможности – появляются пираты.

Грег БАТТЕРСБИ. Позволю себе сделать что-то вроде предсказания. Россия очень похожа на США, потому в ближайшие 5 лет российский рынок лицензирования достигнет объема 1/3 американского рынка и будет продолжать развиваться. Через 10 лет объем рынка будет равен уже 2/3 и составит не менее 75 млрд долларов.

СМИ. Какие бренды хорошо чувствуют себя на рынке?

Ли Энн БРОДСКИ. Если вы посетите презентацию Disney, то уйдете с ощущением, что в лицензировании уже давно все сделано и все, что сделано, – это Disney, но это не так. Хорошее самочувствие брендов на рынке зависит от их ключевых ценностей и характера брендов — именно это имеет наибольшее значение для потребителя. Например, «Симпсоны» – веселые и у них легкое отношение к жизни. Или «Хеллоу Китти» – бренд, не имеющий медийной основы, но все же привлекающий своим видом. Angry Birds — тоже стали очень популярными, даже несмотря на то, что у них не было массовой медийной поддержки.

Грег БАТТЕРСБИ. Отмечу, что все, что касается лицензирования, не только индустрия развлечения и медиа. Если вы были на презентации компании Disney, то видели, что ее продукт составляет 51% всего американского рынка лицензирования. Остальные 49% – доходы от лицензионных продуктов из других сфер. Очень важно отметить, что брендом номер один является Disney. Бренд под номером два – «ICONIX», который относится к категории fashion. На шестом месте спортивные бренды, например NBA. И на девятом месте в десятке лидеров бренды университетов. Еще одной важной составляющей является лицензирование персон, к примеру, Джессика СИМПСОН собрала более 3 млрд долларов в лицензионной программе. Лицензирование базируется на взаимодействии: креативности, активных, готовых к сотрудничеству лицензиате и лицензиаре и, конечно, интеллектуальной собственности.

Чарльз РИОТТО. Изначально интеллектуальная собственность может привлекать не только самую широкую, но и какую-то определенную узкую аудиторию, как произошло с Harley Davidson — теперь это не только бренд мотоциклов, но и lifestyle: одежда, рестораны, напитки и прочее.

Денни САЙМОН. Помимо того, что я сам представляю брэнды, я также представляю интересы производителей. Помогаю им найти подходящие бренды, лицензии для покупки. Самое важное здесь то, насколько вы можете быть креативными, это и поможет вам получить лицензию. Например, мы продали лицензию производителям монет на чеканку изделий из драгоценных металлов с героями «Звездных войн».

СМИ. Как искать в России креативного производителя?

Ли Энн БРОДСКИ. Вот почему мы любим этот бизнес — здесь нужно проделать долгий путь, чтобы найти того человека, который будет готов создать что-то необычное. И тут возможности безграничны. Именно поэтому нам важны такие профессиональные мероприятия, где все собираются единовременно — правообладатели, лицензиаты, агенты, представители торговли — и имеют возможность обсудить такие вопросы.

СМИ. Как найти лицензиатов в России?

Денни САЙМОН. В настоящий момент есть сложности. Лицензиаты появятся, когда люди, наконец, убедятся в тех преимуществах, которые дает лицензия. Лицензиатов много не бывает, так же как и творческих лицензиаров. Поверьте моему опыту. Но если вы будете ждать готовности рынка 2-4 года, то столкнетесь с гораздо большей конкуренцией.

СМИ. Какова миссия вашей ассоциации и задачи, которые вы ставите в России?

Чарльз РИОТТО. LIMA – Международная организация специалистов индустрии лицензирования. Наша цель — проводить больше образовательных мероприятий, которые будут способствовать формированию контактов и развитию лицензионного рынка в России. Призываю всех посещать подобные мероприятия и в будущем, также приезжайте в Лас-Вегас и Лондон на наши международные выставки. В рамках деятельности LIMA мы осуществляем помощь и устанавливаем взаимодействие между владельцами интеллектуальной собственности и производителями.

СМИ. Российский рынок называют самым большим и самым перспективным рынком в мире. Почему? Какие основные факторы?

Чарльз РИОТТО. Во-первых, очень большой интерес проявляется к знаменитым брендам. Во-вторых, здесь большое количество людей с высокой покупательной способностью и, как показывает эта выставка, огромное количество людей, которые хотели бы узнать, как работает мир лицензирования. По мере того, как люди будут больше узнавать о том, как работает лицензирование, по мере укрепления экономики я думаю, что лицензирование как отрасль будет эволюционировать в России очень быстро.

СМИ. Что может помешать развитию рынка в России?

Чарльз РИОТТО. Первое — это, конечно, пиратство. Инвесторы часто опасаются вкладывать средства в бренды, они боятся, что их собственность может быть похищена пиратами. Еще, естественно, нужно получить больше знаний о том, как работает эта индустрия, и развивать эти знания. Раньше все осуществлялось очень просто: первый крупный лицензионный контракт был подписан ребятами буквально «на коленке». Сейчас таким образом это сделать невозможно, потому что лицензионные соглашения и договоры стали значительно более сложными в связи с тем, что владелец бренда хочет себя всячески защитить от возможного пиратства или использования его собственности без разрешения. Особенно это касается знаменитых брендов, которые имеют высокую стоимость.

СМИ. Сколько, по-вашему, может понадобиться лет на развитие рынка в России?

Чарльз РИОТТО. Я бы предположил, что в течение 5 лет можно будет наблюдать стремительный рост. Когда будет преодолен этот рубеж, думаю, развитие будет идти еще более быстрыми темпами и само население будет больше заинтересовано в том, чтобы знаменитые бренды были им доступны.

СМИ. Значимость данной выставки в российском и мировом масштабе?

Вильям КРНЯК. Россия стала новым фронтом для лицензирования и индустрии, которая с ним связана. Не только Россия, но и страны СНГ, и Евразия в целом. Данную выставкуможно назвать вехой на этом пути, потому что в конечном итоге международная лицензионная отрасль считает эту часть земного шара равной по возможностям. Сам я из Хорватии. Впервые международная и российская интеллектуальная собственность представлены на одном уровне. Я знаю, что в России люди очень умные, способные, образованные и быстро учатся. До настоящего времени Россия еще не знала, какую большую ценность представляет индустрия лицензирования, какие она сулит большие возможности в материальном плане и в плане общего развития. Если быть честным, разница между Микки Маусом и Чебурашкой состоит только в том, что у Микки Мауса есть инструмент, которым он защищен, в виде лицензирования, а у Чебурашки пока нет. Конечно, сейчас я говорю символично. Данное мероприятие является первой международной выставкой-конференцией в этой части земного шара. В конце ее мы объявим о создании специализированной российской лицензионной ассоциации и о сроках проведения конференции в следующем году, что само по себе является подтверждением того, что Россия представляет интерес для международного лицензионного сообщества.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.