Вот и появился у омичей законно избранный мэр. Значит, жаркий политический сезон можно благополучно закрывать. И дело даже не в том, кого именно мы избрали. Избрали, разумеется, достойного, поскольку иного не дано. Просто так получается, что кого ни избирай – результат один. Это кандидаты все разные, а мэры похожи до степени смешения. Они понятны и предсказуемы заранее. Каждый очередной мэр-хозяйственник, закатав рукава, берется за решение социально-экономических задач, устранение накопившихся городских проблем, наведение порядка и постепенно уходит в нирвану. Потом приходит следующий мэр, собирает другую команду и тоже закатывает рукава. Откуда только берется такое количество проблем, что их хватает каждому, ума не приложу.
Правда, одну константу нам все же удалось изменить. Омичи впервые избрали мэра не под чутким руководством горячо любимого Леонида Константиновича. Баланс сместился, центральная точка опоры исчезла, скрипящий десятилетиями механизм замедлил ход, и уже это дает надежду, что в перспективе у нас появится повод для размышлений. Ну а простора для комментаторов уже и сейчас хватает. Лично меня, например, радует, что мы наконец-то получили возможность поставить смелый социальный эксперимент в отдельно взятом провинциальном городе-миллионнике и увидели незамутненную итоговую картинку. Впервые на омичей никто не давил. Впервые из всех утюгов, пылесосов и микроволновок не доносились зомбирующие призывы сделать свой выбор и исполнить свой гражданский долг. Впервые избирательная кампания, на секундочку задумайтесь, прошла без ажиотажа, нагнетаемого за бюджетные деньги. И мы сразу получили убедительный результат – явка провалена.
Не напрягаясь, не прикладывая усилий, омичи побили рекорд страны. Волеизъявлять на выборах омского мэра пожелало всего 17% от общего объема электората. И это при том что почти всю зиму несистемная оппозиция морозила себе сопли на митингах, рассказывала всем про социальные сети, меняющие мир, а как пришло тепло в наш лучший из городов – многообещающая гражданская активность растаяла вместе со снегом. Понятно, что аффилированные с властью омские политологи уже напрягают лобные кости, чтобы низкую явку как-то легитимизировать. Нам скажут, что погода была слишком жаркой и мокрой, число 17 – исторически несчастливым, а курс доллара – слишком высоким. Ну да, сборную России не вовремя выбили из чемпионата Европы по футболу, а сами выборы омского мэра неожиданно совпали с парламентскими выборами в Греции, за которыми внимательно следили мировые фондовые площадки, так что все логично, господа и дамы.
Чего омские политологи не скажут никогда, так это правды. Реальная демократия – она ведь не зависит от их мнения. Она не зависит ни от погоды, ни от количества субъектов малого предпринимательства, ни от активности ядерного электората КПРФ. Реальная демократия опирается во всем мире на средний класс. А среднего класса в Омске нет. Вернее, он статистически ничтожен. И нынешние мэрские выборы эту печальную статистику лишь подтвердили. Пока демократией рулят сверху – электорат послушно прибегает на избирательные участки. А ослабили руление – и сразу к урнам подкрался полярный пушной зверь.