В сентябре «Билайн» отметил свое 20-летие. В конце августа – 10-летие своего присутствия в Омске. Воспользовавшись случаем, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» Кирилла РЯЗАНОВА, также в августе отметившего свое 30-летие, об итогах, с которыми филиал подошел к своим юбилеям, о перспективах сотовой связи и новой конфигурации омского сотового рынка.
— Кирилл Сергеевич, начнем с ваших персональных результатов. 23 сентября исполнился год, как вы стали руководителем филиала в Омске. Что удалось сделать за это время, а что не удалось?
— В принципе год был достаточно успешным. Удалось сделать многое. В целом по Сибири динамика нашего филиала – одна из лучших. По выручке мы за этот период, с сентября 2011-го по сентябрь 2012 года, выросли примерно на 20%. А показатель OIBDA увеличился в полтора раза. То есть доходность бизнеса росла даже более высокими темпами, чем выручка, в том числе за счет оптимизации наших расходов. Не менее активно, чем в продажах, мы приросли за год в инфраструктуре – строили новые базовые станции 3G как по городу, так и по области, строили транспортную сеть, увеличивали пропускную способность существующих базовых станций, переводили их на IP-технологию.
— За счет чего такой рост?
— Точек роста много на самом деле. Например, услуги междугородней связи. Когда мы добавили опцию льготного межгорода на тарифном плане «Разоблачение», сразу получили резкий рост выручки, и теперь развиваем это направление, вводим льготный межгород и на других тарифных планах. Большие резервы есть в сегменте мобильного Интернета. Причем если до недавнего времени наш основной трафик шел через модемы, то в настоящее время быстро растет число пользователей, которые пользуются интернет-сервисами со своих смартфонов и коммуникаторов. Для них, собственно, мы и вводим новые тарифы со льготными опциями на мобильный Интернет. Отдельное направление роста – рынок корпоративных коммуникаций.
— Вы имеете в виду так называемые конвергентные услуги?
— Я имею в виду все услуги связи для бизнеса. Сейчас их список настолько обширный, что даже трудно сказать, какие услуги связи мы не предоставляем – от простого проводного телефона в офис до системных решений для бизнес-центров и торговых комплексов, которые уже работают в «Меге», «КИТ-Интерьере», «Маяке» и в «Бауцентрах». Есть перспективные решения для бизнеса и в сегменте передачи данных. Для массового рынка услуги по передаче данных – это, как правило, просто доступ в Интернет, а для корпоративного рынка спектр услуг намного шире, в том числе с использованием шифрованного канала. Я сам пользуюсь такими услугами и в любой точке мира, где есть Интернет, могу получить доступ ко всем данным и программам на рабочем компьютере со своего планшета. В сегменте М2М, передачи данных от устройства к устройству, мы предлагаем не просто sim-карты с тарифным планом, а комплексное, продуманное решение – «Центр управления М2М». С его помощью наши клиенты могут не просто получать информацию с любого датчика в далекой тайге, но и самостоятельно управлять всеми параметрами подключений. Например, что произойдет, если какой-нибудь ушлый сотрудник вытащит SIM-карту, скажем, из счетчика или из датчика где-нибудь на насосной станции, вставит ее в модем и начнет качать фильмы? Правильно, компании придет счет на несколько десятков тысяч рублей. А если использовать «Центр управления M2M», можно настроить оповещение, которое сразу предупредит администратора системы о том, что SIM-карта начала работать в другом оборудовании. Можно сделать так, что SIM-карта сразу заблокируется и не будет работать в чужом устройстве. Экономия налицо.
Растет спрос и на услуги, которые основаны на технологиях позиционирования на местности – «Автомониторинг» и «ПОИСК» (Позиционирование объектов и сотрудников корпорации). Первая заточена под отслеживание корпоративного автотранспорта. Причем по желанию систему можно укомплектовать различными датчиками, и в результате вы будете знать не только, где находится автомобиль вашей компании в тот или иной момент, но и сколько водитель сжег бензина в движении, сколько на холостом ходу, а сколько – попросту слил. Вторая услуга отличается меньшей точностью определения координат, к ней не подключаются дополнительные фишки, зато она доступна на любой корпоративной SIM-карте «Билайн». В результате вы можете подключить ее на все служебные номера, и при помощи удобного web-интерфейса отслеживать местонахождение любого из ваших сотрудников. Особенно это актуально для компаний, у которых большой штат торговых представителей, курьеров, которые по долгу службы много времени проводят «в полях». Кроме того, вы можете задать на карте зону любой формы и размера, в которой должен находиться ваш сотрудник. И при выходе его из этой зоны получать SMS-уведомление на телефон. Если торговый представитель должен объезжать торговые точки на Левобережье, а сам поехал домой на Московку, вы об этом узнаете еще до того, как он переедет через Ленинградский мост.
— Логично предположить, что вы довольны динамикой продаж в корпоративном блоке филиала...
— Корпоративные продажи – это один из ключевых драйверов роста. У нас есть что продавать, и мы умеем это делать. Буквально недавно в корпоративном блоке у нас произошли и кадровые изменения – Роман КЛИЧКО, отработавший у нас несколько лет менеджером по крупным клиентам, назначен корпоративным директором. Три месяца он исполнял обязанности руководителя корпоративного блока, и за это время дирекция продемонстрировала хорошие результаты. Цели, которые перед ним поставлены сегодня, еще более амбициозные, но я уверен, он с ними справится. С его помощью нашими клиентами уже стали такие компании, как филиал «МРСК Сибири» — «Омскэнерго», Омская фабрика мороженого Unilever, филиал группы «ПРОДО».
— Раньше абоненты на массовом рынке охотно меняли оператора, если им предлагали более выгодные условия. А как сейчас?
— На мой взгляд, количество таких абонентов значительно снизилось. Сегодня у многих несколько sim-карт. И даже телефон не один.
— То есть простым снижением цены дополнительных абонентов уже не привлечешь?
— Нет, ценовая конкуренция на массовом рынке имеет место, но она уже далеко не на первом месте. Важнее соотношение цены и качества. Цена на голосовой трафик – она и так предельно низкая. Сколько ее ни снижай дальше, больше разговаривать никто не будет. Есть определенная эластичность спроса. И основная конкуренция сегодня, на мой взгляд, идет на уровне технологий.
— Когда, кстати, Омск увидит мобильную связь четвертого поколения?
— Компания выиграла конкурсные торги, которые проводились Роскомнадзором, получила частотный ресурс, позволяющий развернуть сети стандарта LTE во всех регионах. Согласно лицензионным условиям, до конца 2014 года наша компания должна будет развернуть сети LTE как минимум в 12 регионах и как минимум в 30 регионах до конца 2016 года. Мы, безусловно, будем двигаться в рамках лицензионных обязательств, а возможно и с опережением. В каком конкретно году сеть LTE будет развернута в Омске – пока не могу сказать. Сейчас еще и девайсов в продаже нет, поддерживающих стандарт четвертого поколения. Новый iPhone, насколько я понимаю, уже поддерживает LTE, но еще нет точной информации, когда начнутся его официальные продажи в России.
— Когда «Билайн» запускал 3G, то Омск был первым сибирским городом, где заработала базовая станция в этом стандарте. Можно ли рассчитывать, что в случае с 4G наш город будет хотя бы не последним в списке?
— Поверьте, мы постараемся, чтобы Омск снова был в числе первых. Для нас это не в новинку – мы запустили 3G не только первыми среди филиалов «Билайн» по Сибири, но и первыми в Омске. Да и технологию GPRS в 2003 году мы тоже запускали первыми на рынке.
— Будете модернизировать уже существующую сеть 3G или для LTE нужно строить дополнительные базовые станции?
— Все базовые станции сети 3G, которые мы строили в последний год, они фактически готовы к работе в стандарте LTE. Для новых станций необходима минимальная модернизация, то есть установка передатчика нужной частоты и замена программного обеспечения. Это будет не такой длительный процесс, как с 3G, когда мы начинали с 9 базовых станций, потом их стало 15, и мы постепенно наращивали их количество. Сегодня все происходит намного быстрей, чем раньше. Когда накануне Сибирского международного марафона понадобилось обеспечить уверенную передачу данных в сети 3G на одном из участков марафонской трассы, мы ввели новую базовую станцию, которая у нас планировалась на конец года, всего за два дня.
— Чем закончился спор между омской мэрией и омскими операторами связи, в том числе и вашей компанией, из-за непомерной арендной платы за использование опор МПЭП «Омскэлектро» под размещение оптоволоконных кабелей связи?
— Пока ничем не закончился. Сейчас этим вопросом занимаются компетентные органы, подождем их решения.
— Не могу не спросить, что вы думаете о возможном ограничении доступа к видеохостингу YouTube из-за скандального фильма «Невинность мусульман». Компания «Ростелеком» заблокировала доступ к сайту, а вы нет. Вы получали предостережение от прокуратуры?
— Получали, на данный момент проводим юридическую экспертизу. Мы законопослушный оператор и строго исполняем все нормы российского законодательства. В случае если суд признает какой-либо сайт или материал экстремистским, мы обязаны будем оперативно заблокировать к нему доступ пользователей. По поводу фильма «Невинность мусульман» судебного решения, насколько я знаю, на тот момент не было.