Противопожарное законодательство, на которое часто жалуются предприниматели, как оказалось, вступает в противоречие и с традиционными ценностями — православной культурой. О том, как и за что омские пожарные штрафуют приходы, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с настоятелем Николо-Казанского собора, секретарем епархиального управления отцом Михаилом.
— Отец Михаил, к каким омским храмам у пожарных возникли претензии?
— Предписания были выданы на Крестовоздвиженский собор, Успенский собор, на здание епархии, тоже историческое, и на две часовни – Иверскую и Серафимо-Алексеевскую. С точки зрения контролирующих органов любой православный храм – это объект с массовым пребыванием людей, где используются источники открытого огня. С такой формулировкой, безусловно, трудно спорить. Невозможно представить себе храм без горящих свечей. И пожары в храмах за тысячелетнюю историю русской православной церкви бывали, конечно, но это все единичные случаи. В последние годы пожары если и случались, то чаще всего во время проведения ремонтных или реставрационных работ, когда огонь вспыхивал по халатности рабочих.
— То есть, на ваш взгляд, требования пожарных к культовым сооружениям избыточны?
— Церковь не остается безразличной к таким понятиям, как безопасность, она тоже ратует, чтобы все было чисто, аккуратно, безопасно и соответствовало законодательству. Но если нам говорят, что по правилам огнетушитель должен находиться рядом с иконой, то такие требования понять трудно. Люди будут смотреть уже не на икону, а на огнетушитель. Или взять часовни – Иверскую и Серафимо-Алексеевскую. Они исторические, хоть и восстановленные заново, очень небольшие, дверь открыл – и вот она, вся часовня. От силы десять человек туда могут войти. О каком пожаре можно говорить в таком помещении? Там что, кто-то будет специально костер разжигать?
Мы, конечно, подчинились, установили пожарную сигнализацию и в Иверской, и в Серафимо-Алексеевской часовнях. По возможности мы сигнализацию во всех храмах и часовнях устанавливаем. Просто в требованиях, как мы считаем, должна быть разумность. У епархии нет таких финансовых возможностей, чтобы устранить все замечания в короткий срок. За проводную сигнализацию в Николо-Казанском соборе, например, где я являюсь настоятелем, подрядчик запросил 300 тысяч рублей. Я нашел другого, а тот составили смету вообще на 500 тысяч рублей. Тогда я стал интересоваться, сколько же стоят сами материалы. Оказалось, только пятую часть от запрашиваемой суммы. Слава Богу, нашлись нормальные люди и сделали эту работу дешевле. В 100 тысяч рублей нам обошлись материалы, примерно столько же мы заплатил за монтаж. Причем установили более современную противопожарную систему – беспроводную, чтобы максимально сохранить стены храма. Когда требования разумные, мы соглашаемся.
Но возьмите Крестовоздвиженский собор, который на улице Тарской. Он был построен в 1870 году. Тогда, наверное, тоже были неглупые архитекторы, они тоже применяли противопожарные технологии, учитывали противопожарные нормы, когда строили колокольню и возводили стены. А сейчас получается, что по новым правилам пожарной безопасности храм, который является памятником истории и культуры, нужно снести и построит заново. А другим способом лестницу на колокольню, не совпадающую с требованиями пожарных, никак не изменить. Не удается пока решить вопрос и с установкой в Крестовоздвиженском соборе пожарной сигнализации. На стенах храма фрески, а как можно на образе пробить канал, чтобы поставить датчики, – я не понимаю.
— На одной из недавних пресс-конференций владыка Владимир говорил, что планирует встретиться с руководством ГУ МЧС России по Омской области, чтобы найти компромисс. Не удалось?
— В июле владыка встречался с Владимиром КОРБУТОМ, епархия получила официальный ответ, что нам дана отсрочка на год для исправления всех замечаний, указанных в предписании. Но господин СЕМАЕВ из отдела надзорной деятельности ЦАО города Омска почему-то считает, что начальник Главного управления МЧС России по Омской области не наделен такими полномочиями и не может устанавливать отсрочку исполнения предписания, выданного инспектором пожарного надзора. Я лично не понимаю, как это может быть, чтобы начальник не имел права принимать какое-либо решение. Разве господин СЕМАЕВ не умаляет тем самым достоинство своего начальства? И мировой судья при рассмотрении дела об административном правонарушении, как ни странно, тоже поддержал пожарных, а в решении указал, что в данном случае епархии было выдано повторное предписание с установлением нового срока для устранения замечаний и мы их не выполнили. Первый протокол об административном правонарушении – штраф в 70 тысяч рублей. Второй протокол – 150 тысяч рублей. По тем же самым объектам. В общем, закон у нас как дышло – куда повернул, туда и вышло.
— А какие проблемы с Успенским собором? Он же новый?
— Совершенно верно, он построен уже по современному проекту, с учетом, казалось бы, всех современных СНиПов, но пожарных все равно что-то не устраивает. Причем претензии к епархии еще можно было бы понять, если бы мы сами строил собор. Так нет же, его построило государство. Он и в эксплуатацию еще не введен, и нам не передан, а стоит на балансе областного министерства культуры. У епархии нет даже договора о пользовании этим имуществом. Мы там вообще никто.
— Насколько я помню, епархия смогла доказать свою правоту в арбитражном суде, когда пожарные оштрафовали Ачаирский монастырь…
— Мы спорим, ходим в суды, подключаем при необходимости юристов, но дело-то не в этом. Нас беспокоит отношение омского пожарного надзора к церкви как таковой, к имуществу церкви, которое собиралось веками.
— Доход каждого прихода и епархии в целом – он формируется только из пожертвований?
— А других доходов у нас нет. Наше служение – оно никак не связано с деньгами. Но расходы есть, и очень немаленькие. В том же Омскэнерго, например, ставки твердые. Нужно зопломбировать счетчики – плати две с половиной тысячи или сиди без света. Если понадобились для строительства храма кран или машина – заплати минимальную ставку в пять-шесть тысяч. Сегодня все очень дорого. Вот и приходится каждый раз выбирать между нуждами, направлять пожертвования только на самое необходимое.
— Раньше, когда епархию возглавлял владыка Феодосий, а ГУ МЧС России по Омской области Владимир ГУРЖЕЙ, отношение пожарных к культовым сооружениям было иным?
— Дело в том, что изменилось законодательство. В действовавших до недавнего времени правилах пожарной безопасности был особый раздел, посвященный культовым сооружениям. В апреле 2012 года постановлением правительства был принят новый документ, в котором никаких исключений для храмов не сделано. Теперь все, в том числе и церковь, должны подчиняться единым требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности. На федеральном уровне с МЧС России понимание достигнуто, было принято решение, что все культовые здания и сооружения, построенные до 2008 года, должны эксплуатироваться по противопожарным нормам, согласованным с Московской патриархией. А храмы, построенные более 50 лет назад, научно-технический совет департамента надзорной деятельности МЧС России рекомендует эксплуатировать даже не по современным нормам пожарной безопасности, а в соответствии с декларацией пожарной безопасности, которая разрабатывается религиозной организацией для каждого храма индивидуально. Мы же не враги сами себе. Мы не хотим, чтобы где-то загорелась проводка, случился пожар и пострадали люди. Все разумные требования – они исполняются.