О новой тарифной политике, о новых тарифах на 2013 год, нормативах на общедомовые нужды, безучетном потреблении, спорах между энергетиками, а такжео судьбе муниципального предприятия «Омскэлектро» обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с председателем РЭК Омской области Константином МАРЧЕНКО.
— Константин Викторович, вы уже несколько месяцев возглавляете РЭК, должны быть, по логике, и кадровые решения…
— Грандиозных – пока нет. Одному из руководителей отделов было предложено поискать новую работу. Оба моих заместителя сейчас в отпусках. Когда выйдут на работу, должны будут рассказать, как они видят перспективы развития Региональной энергетической комиссии в рамках новой тарифной политики, озвученной губернатором Омской области. А после этого будут делаться выводы.
— И какова эта новая тарифная политика? Можно ее сформулировать, чтобы было понятней, чем она отличается от политики прежнего правительства региона?
— Понимаете, проблема в том, что система жилищно-коммунального хозяйства в последние четыре года в связи с тенденциями сдерживания роста тарифов испытывает серьезные проблемы, вызванные недофинансированием. Это с одной стороны. С другой – уровень доходов населения еще не настолько высок, чтобы вытягивать на своих плечах всю систему ЖКХ. Поэтому наша задача – поддерживать баланс интересов. В некоторых сельских муниципалитетах, например, нормативы сегодня зашкаливают. А почему? Да потому что органы местного самоуправления установили их еще в стародавние времена, в отдельных еще в прошлом веке и с тех пор не пересматривали. Местечковый популизм заключался в том, что сначала были предвыборные обещания, потом реализовали наказы избирателей, а когда заканчивался срок полномочий – опять нужно избираться.
— Система ЖХК, откровенно говоря, не слишком эффективна, и не хотелось бы ее неэффективность поощрять…
— На мой взгляд, мы, потребители коммунальных услуг, больше поощряем неэффективность системы ЖКХ не деньгами, а своей потребительской инертностью. Приведу пример. Когда РЭК разрабатывала нормативы на общедомовые нужды, мы собрали большую экспертную группу, порядка 30 человек. Пригласили для обсуждения все заинтересованные стороны – и управляющие компании, и ресурсоснабжающие организации, и политические партии. Процесс был максимально публичный и открытый. Я почему-то думал, что эта тема вызовет горячий интерес. Увы. И даже на пресс-конференции для омских СМИ, собранной после утверждения нормативов, практически не прозвучало никаких вопросов.
— Не совсем понял…
— Чтобы ресурсоснабжающие организации работали эффективно, сокращая свои затраты, мы для начала сами должны научиться считать ресурсы, которые потребляем. Вот смотрите, на сегодняшний день РЭК получает по 30-40 жалоб от граждан в день по общедомовым нуждам (ОДН) на горячую и холодную воду. Жалобы приходят напрямую, нам их пересылают из правительства Омской области, из региональных министерств, есть и написанные лично президенту и премьер-министру. При этом ни одной жалобы по ОДН мы не получили из тех домов, где установлены общедомовые системы учета. А таких домов в Омске пока мало. Из 17890 многоквартирных домов на территории города Омска установлено общедомовых приборов учета воды всего 800, их список есть на сайте РЭК. По теплу оприборены примерно 25% многоквартирных домов. По электрической энергии учет организован лучше – общедомовые и индивидуальные счетчики у 96% потребителей. Оставшиеся 4% — это, как правило, асоциальные слои населения и бывшие общежития.
— Системы учета в старых домах – это и дорого, и хлопотно, согласитесь…
— Соглашусь. И сам я сталкивался с примерами, когда подрядчики, составляя смету, завышали цены на материалы в три раза. А недавно РЭК завершила проверку по жалобе гражданина, который три года не может запустить прибор учета в эксплуатацию. Поставщик тепла отказывается принимать прибор учета тепла в эксплуатацию, поскольку монтаж осуществлен с нарушениями требований. Этот гражданин и решение суда имеет на руках, и вроде бы подрядная организация, с которой он судится, вполне серьезная, никуда не сбежала, не обанкротилась, тем не менее положительного результата (учета потребляемой энергии по счетчику) нет.
— Поэтому люди и боятся…
— Мы помогаем чем можем. К сожалению, не все в наших силах.
— Тогда ответьте на вопрос, который касается непосредственно возможностей РЭК. Я тоже внимательно изучил ваши приказы, которыми утверждены нормативы по ОДН. И, мягко говоря, был удивлен. Откуда получились такие большие объемы? На какие нужды уходит такое количество горячей и холодной воды? Как вы их вообще считали?
— В данном случае расчет производился по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, по формуле, в которую мы подставляли значения для наших многоквартирных домов. И когда меня спрашивают, откуда мы взяли 90 литров воды, которые фигурируют в исходной формуле – я ничего не могу сказать. Я не снимаю с себя ответственности за итоговое значение нормативов, но за исходные данные отвечать не могу. Хотя и понимаю, что именно возмущает людей. В моем подъезде, где я живу, последняя влажная уборка проводилась, например, во время субботника, который устраивали сами жильцы. В моем микрорайоне, где несколько старых пятиэтажек и несколько более новых девятиэтажек, в некоторых домах есть поливочные краны. При этом из трех домов, которые я проверил лично, поливочный кран работал только один в одном доме. Я знаю, что зеленые насаждения возле многоэтажек, как правило, поливают бабушки с первого этажа. Но при этом я точно знаю, что никаких вопросов по ОДН не возникнет, если у всех будут стоять общедомовые и индивидуальные приборы учета воды, поэтому могу предположить, что введение нормативов по ОДН – это один из шагов, которые предпринимает Правительство России с целью стимулирования граждан, чтобы они внедряли полный учета коммунальных ресурсов. Следующим шагом, вполне вероятно, станет принятие повышающих коэффициентов к нормативам коммунальных ресурсов при бесприборном потреблении.
— Меня смущает, что в отличие от собственного потребления, которое можно изменить индивидуальными приборами учета, объем общедомовых нужд я не могу проконтролировать никак…
— По-хорошему, отношения ресурсоснабжающей организации с потребителями должны заканчиваться на общедомовом приборе учета. Все дальнейшие отношения, непосредственно с каждым потребителем – это задача управляющей организации. Поставщик тепла или воды выставляет общий счет, а управляющая компания собирает деньги с жильцов и рассчитыватся в том числе за общедомовые нужды. Но такая схема, которая правильная, к сожалению, в России пока не работает. Многие регионы в центральной части России уже столкнулись с проблемой, когда управляющие компании, собирая деньги с потребителей, не рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями вообще. И долги во многих случаях просто зашкаливают.
— Выводят деньги в оффшоры, как это было в Подмосковье?
— В ряде случаев так было, да. Ну а в Омской области, где до сих пор ресурсоснабжающие организации имеют отношения непосредственно с потребителями, проблем гораздо меньше, несмотря на то, что каждому из них приходится содержать собственные абонентские службы.
— Тарифы на 2013 год уже готовы?
— Скажем так, мы находимся в процессе расчета тарифов. Для большинства небольших ресурсоснабжающих организаций, как правило, осуществляющих деятельность на территории сельских районов Омской области, тарифы уже утверждаются, а для таких гигантов, как ТГК-11, МРСК Сибири, Омскэлектро, ОмскВодоканал – тарифные решения еще в работе. Последний срок для заседания правления РЭК, на котором будут рассматриваться тарифы на 2013 год – 27 декабря текущего года.
— Какого повышения коммунальных платежей ждать с 1 января?
— Нет, повышение ожидается только с 1 июля. Если ресурсоснабжающая организация докажет, что она правильно рассчиталась с потребителями в 2012 году, то с 1 января до 1 июля тариф для нее останется на прежнем уровне. Если не докажет, что была честна, тариф понизится.
— Многие опасаются, что после введения расчетов с общедомовыми нуждами у того же ОмскВодоканала появятся сверхдоходы…
— Если ОмскВодоканал действительно получит сверхдоход, мы это обязательно выявим и все эти суммы учтем в следующем периоде регулирования.
— Есть еще такие нюансы, как различные тарифы на тепло. Почему потребители, которым поставляют тепловую энергию малые котельные, в том числе фирмы «Октан», лишены права выбора поставщика, при этом платят существенно больше за одну гигакалорию, чем потребители, которые присоединены к теплоисточникам ТГК-11?
— Тариф у «Октана» — действительно высокий, но он высокий по объективным причинам. Здесь РЭК ничего не может сделать. У ТГК-11 тариф ниже, потому что ее теплоисточники работают в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
— Но люди, которых фактически обманули, обещая спасти от монополии ТГК-11, не могут теперь отказаться от услуг «Октана». Что же делать?
— Могу ошибиться, но высока вероятность, что котельные «Октана», расположенные в микрорайонах Прибрежный, Кристалл, Входная, а эта фирма находится сейчас в процедуре банкротства, отойдут к ТГК-11, которая подключит сети теплоснабжения к своим теплоисточникам. И тогда неэффективные котельные будут работать только в летний период в режиме горячего водоснабжения. Соответственно, произойдет и выравнивание тарифа для потребителей. Но есть примеры, кстати, когда небольшие котельные работают вполне успешно.
— Это вы какие котельные имеете в виду?
— ОАО «ЭТК», например.
— ЭТК переходит, насколько я помню, на комбинированную выработку.
— Совершенно верно. И если взять такой параметр, как количество вырабатываемой электрической и тепловой энергии в расчете на одного занятого в производстве, то показатели деятельности ОАО «ЭТК» окажутся даже эффективней, чем показатели муниципального предприятия «Тепловая компания».
— Не могу не спросить вас про Омскэлектро. Проблема старая, перезревшая, тем не менее она не теряет актуальности. И городская администрация, и менеджмент Омскэлектро, и лично экс-мэр Виктор ШРЕЙДЕР, отвечая на мои вопросы, неоднократно заявляли, что для муниципальной сетевой компании РЭК неверно устанавливает тариф. А РЭК все время отмалчивалось. Почему?
— Вы посмотрите сайт Арбитражного суда Омской области и там найдете ответ на свой вопрос. О чем можно говорить, если МПЭП «Омскэлектро» трижды пыталось оспорить тарифы и ни разу не выиграло у РЭК? Думаю никто, включая Виктора Филипповича, вам не говорил, что у Омскэлектро недооценено имущество, что организация имеет не совсем понятную структуру. А как понять, что Омскэлектро забывало исполнять свои обязанности по регулярному предоставлению информации в Минэнерго России об объемах технологических потерь, а потом удивлялось, когда эти потери не включались в тариф? А как быть с потерями Омскэлектро, которые, по правде говоря, очень напоминают банальное воровство. Разве РЭК обязана следить за безучетным электропотреблением?
— То есть у Омскэлектро правильные тарифы?
— Сейчас они установлены уже и судебными решениями, вступившими в законную силу.
— Тем не менее и новая городская администрация объявила обновленному в этом году горсовету, что долги Омскэлектро вызваны «необоснованным распределением котловых денежных средств между сетевыми компаниями»…
— Буквально на днях мы рассматривали котловые тарифы для пяти организаций. Их представители, в том числе Омскэлектро, присутствовали на заседании правления. Вопросов по котлу не возникло ни у кого. Могу продемонстрировать протокол заседания.
— Когда они приходят к вам – вопросов нет. А когда дают интервью СМИ – вопросы есть…
— Мне и самому, по правде говоря, было интересно, какое решение примет горсовет по Омскэлектро. Специально зашел на сайт горсовета и опять увидел то же самое – Региональная энергетическая комиссия виновата в необоснованном распределении котловых денежных средств. Я даже не выдержал и написал письмо в горсовет, чтобы депутаты предоставили наконец документы, обосновывающие такую позицию.
— И как теперь будут строиться взаимоотношения между РЭК и будущим ОАО «Омскэлектро»?
— Пока ничего не могу сказать. Не знаю. У меня даже предположений нет, как вывести Омскэлектро на какой-то приемлемый уровень. Решение об акционировании было принято верное, но сам процесс несколько затянулся. И я очень сильно сомневаюсь, что ОАО «Омскэлектро» успеет получить тариф до конца 2012 года.
— А мне непонятно, почему Омскэлектро, МРСК Сибири и Омскэнергосбыт много лет постоянно судятся друг с другом, периодически попрекая РЭК за нежелание быть посредником в их спорах…
— Зачем им нужен посредник в лице РЭК? Во-первых, судебные процессы – это хороший повод оттянуть процесс расчетов внутри участников котла. Во-вторых, если бы им действительно требовался посредник, они могли бы в договорах предусмотреть такой вариант, как рассмотрение споров в третейском суде. Пусть выберут третейского судью, которому доверяют все стороны, и решают все вопросы без арбитражного суда, быстро и эффективно.
— Кстати, когда в Омск на встречу с губернатором приезжал глава ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», материнской компании ТГК-11, на этой встрече были замечены и сенатор Андрей ГОЛУШКО, и вы. Напрашивается вывод, что ТГК-11 были обещаны за перерегистрацию в Омске какие-то тарифные преференции…
— Могу с полной ответственностью сказать, что между сторонами было достигнуто соглашение о безусловном исполнении законодательства РФ в процессе тарифного регулирования. Ни о каких преференциях при тарифообразовании речи не было.
— Просто мы, потребители, стали недоверчивыми. Вдруг, думаем, ТГК-11 переедет в Омск, а за это ей тариф повыше?
— Тепло подорожает в 2013 году в любом случае, поскольку дорожают энергоносители. Если стоимость природного газа в 2012 году выросла на 15%, то тариф на тепло не может остаться на прежнем уровне. Но это увеличение точно никак не будет связано с местом регистрации ТГК-11.
— Тариф на тепло возрастет не с 1 января, а с 1 июля?
— Да, с 1 января стоимость одной гигакалории тепловой энергии останется прежней. Но при этом изменится норматив. Сейчас все потребители, у которых отсутствуют общедомовые приборов учета тепла, платят по нормативу с разбивкой на 12 месяцев. С нового года они должны будут платить за тепло только в отопительный период (8 месяцев). Общая сумма ежегодного платежа не изменится, но ежемесячный платеж получится выше, естественно.
— Если я правильно подсчитал, сумма в январских квитанциях за тепло должна возрасти примерно на 30%. Люди сильно удивятся. Опять будет много недовольных…
— Однозначно удивятся. А расскажите, как сделать, чтобы люди не удивились? Мы прислушаемся к совету.
— Лучше вы расскажите: соответствуют ли действительности слухи о том, что вы – человек ГОЛУШКО? Вы много лет отработали в компаниях, которые так или иначе были связаны с компанией «Акция»…
— А перед этим я 9 лет работал в структуре областной администрации, которую возглавлял Леонид ПОЛЕЖАЕВ. А почему меня не считать человеком ПОЛЕЖАЕВА? Да, я не стану отрицать, что знаю Андрея ГОЛУШКО. Неплохо знаю Виктора ГААКА, возглавляющего Омский филиал ТГК-11. Давно знаком и с главой регионального минстроя Станиславом ГРЕБЕНЩИКОВЫМ, который в свое время тоже работал в Омскгоргазе. С таким же успехом меня можно назвать и человеком губернатора, поскольку с Виктором Ивановичем мы познакомились еще в 2005 году, когда он возглавил ЗАО «Омскрегионгаз». На самом деле я полностью разделяю стратегию губернатора и играю по правилам, которые определены главой региона.
— Спасибо, что нашли время ответить на вопросы «КВ», и успехов вам.