29 октября в администрации Липецкой области состоялась церемония подписания соглашения о партнерстве между зарегистрированной в Омске Межгосударственной корпорацией развития и Корпорацией развития Липецкой области. Соглашением предусмотрено долговременное сотрудничество в области отбора и экспертизы перспективных экономических проектов, направленных на создание высокотехнологичных, инновационных производств в Липецкой области и других регионах Российской Федерации, и реализации крупных экономических проектов, в том числе создание инновационных кластеров на территории Липецкой области. А накануне обозреватель «КВ» Лев АБАЛКИН встретился с генеральным директором Межгосударственной корпорации развития, руководителем омского радиозавода имени А.С.Попова Иваном ПОЛЯКОВЫМ и задал ему ряд вопросов.
— Иван Викторович, весной текущего года появилась информация, что подписан протокол о намерениях с некой крупной китайской компанией и что заметная часть объемов радиозавода имени Попова будет загружена новым совместным проектом. Хотелось бы узнать, что это за проект и в каком он сегодня состоянии.
? ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» и китайская ZTE Corporation в сентябре 2011 года подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки, производства и внедрения на территории России и сопредельных государств протокола GoTa в стандарте CDMA.
? Чья это разработка?
? На сегодняшний день данный протокол в этом стандарте принадлежит ZTE Corporation. Однако при продвижении он сталкивается с определенными трудностями, требует достаточно серьезной адаптации к условиям рынков третьих стран. Мы договорились, что первым нашим совместным проектом будет создание пилотного района в городе Казани при проведении универсиады в 2013 году. Однако в ходе этой работы мы столкнулись с необязательностью китайской стороны. Во всяком случае, если формально смотреть на те пункты соглашения, которые с ними были подписаны, то больше половины условий, которые мы выдвигали и закрепляли в данном соглашении, китайскими партнерами на сегодняшний момент либо выполнены не в срок, либо вообще не выполнены. Мы, правда, обязательств перед организаторами универсиады пока не взяли, так как переговорный процесс из-за этих проволочек затягивается. Вопросом преткновения являются их обязательства передать нам ключевые компетенции программы, которыми управляется оборудование, производящееся китайской стороной. Этого так и не произошло. Соответственно, если этого сделано не будет, то мы как компания, которая серьезно занимается телекоммуникациями, принципиально не будем заниматься переклеиванием шильдиков – это не наш уровень. Очень надеемся, что китайские партнеры все-таки в полной мере выполнят свои обязательства, как взятые ранее, так и проговариваемые на последующих встречах, которые носят для нас принципиальный характер.
? А какие обязательства были с вашей стороны?
? Мы должны были подготовить все условия для начала серийного производства оборудования в данном стандарте связи.
? Базовые станции.
? Да. Протестировать оборудование, разобраться в нем. Мы считаем, что это может стать перспективным проектом для российского оператора Скайлинк, который сегодня входит в Ростелеком, — он может вдохнуть вторую жизнь в данного оператора.
? Что из себя представляет этот китайский протокол?
? Грубо говоря, это сотовый телефон в стандарте CDMA, который имеет еще и функцию радиостанции.
? А что это дает?
? Дает неоспоримые преимущества для структур, которым требуется профессиональная связь, – пожарных, скорой помощи, милиции, которые не могут опираться только лишь на возможности тех или иных стандартах сотовой связи GSM. А еще дает неоспоримые преимущества в стоимости предоставляемых услуг, так как сервисы, связанные с радиосвязью, бесплатны.
? То есть в России и в этих странах, куда вы собирались войти с данным проектом, такого раньше не было?
? В настоящий момент времени целый ряд стандартов профессиональной радиосвязи работает в Российской Федерации. Прежде всего большое распространение получил стандарт TETRA, им оснащены, как минимум, все аэропорты. При проведении Олимпиады в Сочи, например, предполагается использование стандарта TETRA, и вы, наверное, уже знаете, что работа по строительству сети этого стандарта не всегда там идет успешно. Наше решение более современно и более совершенно, оно объединяет в себе возможности, по сути, нескольких стандартов, является более дешевым и более комфортным для потребителей.
? Она где-то в мире уже работает?
? Локально в Китае эти решения реализованы. Но мы считаем, что в том виде, в котором этот прокол работает в КНР, он не может полноценно работать в России. Прежде всего в силу того, что потребители профессиональной радиосвязи, в том числе структуры силовые или околосиловые, не могут полагаться в своей деятельности исключительно на зарубежные решения. Мы, Российская Федерация, должны быть гарантированы, что это оборудование будет работоспособно в любых условиях и не будет выведено из строя в силу каких-то объективных или субъективных причин.
? В таком случае программа должна быть отечественная.
? В таком случае мы должны досконально разбираться в этой аппаратуре, и если мы являемся ее производителями, то мы – радиозавод имени Попова — должны брать на себя обязательства по гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
? Что из себя представляет ваш китайский партер?
? Это второй по величине производитель телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов в Китае. И одна из крупнейших в мире компаний в этом сегменте.
? И что они говорят о задержках?
? Понятно, что у них есть определенные опасения в силу неурегулированности двухсторонних отношений в вопросах интеллектуальной собственности. Вы знаете, что это одна из острейших проблем. Но мы стараемся эту проблему решить в ходе переговоров, которые по-прежнему ведутся. Если говорить о нашей готовности к практическому производству, она сейчас оценивается в 90% с нашей стороны.
? В перспективе все-таки имеется в виду только локальный охват — в аэропортах, в городе Сочи во время Олимпиады?
? Не только... Наше предприятие является еще и членом ассоциации DMR- производителей. Это еще один стандарт профессиональной радиосвязи, который получил широкое распространение в ряде европейских стран и который мы также продвигаем. Поэтому наше решение взаимодействовать с ZTE основано на том, что в результате мы сможем предложитьпотребителю целый ряд решений различных стандартов связи. Например, сейчас об использовании DMR думают железнодорожники, а кто-то наоборот — видит больший потенциал в использовании CDMA.
? А вот по вашей собственной разработке нового стандарта связи HPIP, о которой мы уже говорили несколько раз, как она продвигается?
? Мы развернули несколько пилотных районов и сейчас тестируем оборудование и всю инфраструктуру, с этим связанную. Когда пройдем тот этап, который для себя наметили, обязательно об этом расскажем.
? Какие еще наработки есть у радиозавода имени Попова?
? Прежде всего, давайте говорить, что наш завод является крупнейшим в мире разработчиком и производителем оборудования специального назначения. Это безусловный приоритет нашей деятельности, мы создаем несколько линеек продуктов для потребителей в вооруженных силах, для потребителей в силовых структурах. Достаточно зайти на сайт радиозавода и прочитать о тех или иных новинках и проведенных государственных испытаниях — мы об этом достаточно регулярно сообщаем. Что касается взаимодействия с сегментами невоенными, то мы намерены укреплять наше сотрудничество с компанией Ростелеком — прежде всего по направлению предложения решений в области радиосвязи. Также мы начинаем с компанией РЖД обсуждать проект по развитию и совершенствованию сети их связи. Это потенциально большой проект. Но он также находится в стадии обсуждения. Если говорит о цифрах, то все эти проекты капиталоемки и по необходимости вложений с нашей стороны, и с точки зрения потенциала рынка. По сегодняшним расчетам программа модернизации сети связи компании РЖД оценивается специалистами в несколько миллиардов долларов. Наши решения более эффективны и более привлекательны по цене — примерно в три раза, если говорить в деньгах.
? В рамках Межгосударственной корпорации развития какие проекты сейчас осуществляются?
? Наша приоритетная задача — создание различных инновационных продуктов в странах ОДКБ и их внедрение. Мы существуем чуть больше года и вложили значительные средства в разработку целого ряда продуктов телекоммуникационного характера. Сейчас ведем работу над созданием первого отечественного высокоскоростного маршрутизатора. Законодателем моды и безусловным лидером на этом рынке является компания CISCO. Мы хотим создать продукт, который был бы более адаптирован для российского рынка, а по своим базовым характеристикам не уступал решениям компании CISCO.
? На каком этапе этот проект?
? Думаю, к концу года мы уже получим готовые опытные образцы. Большую работу мы провели в сегменте беспилотных летательных аппаратов. У нас имеется в наличии целая линейка БЛА и уже разворачивается на омском радиозаводе их серийное производство.
? Когда полтора года назад мы с вами встречались на кухонных посиделках в редакции газеты «Коммерческие вести», вы говорили, что корпорация приобрела некую компанию, которая выпускает беспилотники.
? Мы приобрели компанию КБР – Конструкторское Бюро Развития.
? Где оно расположено и чем занимается?
? Расположено на территории ВДНХ в Москве, занимается разработками в области БЛА, в области телекоммуникационного оборудования, мультиплексного оборудования, в области создания маршрутизатора, о котором я уже сказал.
? Вы сказали, что серийное производство беспилотников подготовлено на омском радиозаводе. Серийное — это сколько штук в год?
? Подготовка серийного производства — это способность предприятия создавать неограниченное количество образцов в понятные сроки с возможностью как уменьшения производства, так и планового увеличения.
? Ваши беспилотники представлялись уже на нескольких выставках. Заказы есть?
? Сейчас мы ведем большую работу с целым рядом зарубежных заказчиков по созданию образцов по их требованиям, поскольку каждый заказчик имеет свои требования к данным аппаратам.
? То есть пока вы представляете только возможности?
? Мы год этим занимаемся!
? Целый год.
? В Российской Федерации этим занимаются не менее двадцати компаний. Законодателями в данном сегменте принято считать на мировом рынке американцев, израильтян, кого угодно. Мы только год этим занимаемся. Я конечно понимаю, что успехи китайской коммунистической партии в области строительства высотных здания в Шанхае вас впечатляют, но нужно понимать, что мы все-таки находимся в Российской Федерации и не можем за один год покорить рынок в этом высококонкурентном сегменте.
? Какого типа беспилотные аппараты вы предлагаете?
? Мы планируем производить БЛА различных типов. В частности, в настоящее время специалистами КБР создан беспилотный летательный аппарат вертолетного типа Т-5 для телевизионных съемок, он прошел испытания. Есть готовый образец, который мы готовы продавать, сертификат получен. Создан целый ряд беспилотных платформ типа конвертоплан многовинтовой, три вида аппаратов самолетного типа с размахом крыла от 30 см до 3 метров.. Мало вам?
? Но насколько перспективен этот рынок?
? Мы всегда говорили, что рассматриваем этот рынок прежде всего с целью решения телекоммуникационных задач. С этой точки зрения он чрезвычайно перспективен, поскольку делает инфраструктуру связи несопоставимо более устойчивой и независимой от возможностей внешнего воздействия.
? То есть летит самолет, на нем установлена некая аппаратура и в течение часа-двух дает возможность в каком-то пространстве…
? В течение суток, двух, трех, недели...
? Но его же можно просто сбить, если мы говорим о военном применении, и все.
? А попробуйте сбить на высоте 10 км маленький аппарат. А сбейте сто, которые разом летят. Сбить можно спутник, уничтожить можно достаточно легко наземную цель, можно поразить крупную высоколетящую цель. Малоразмерный аппарат, который находится на большой высоте, сбить не так просто, как иногда кажется.
? Какие еще направления есть у Международной корпорации развития?
? Вам что, мало?!
? Ну, хотелось бы еще узнать. Вы назвали только два-три...
? Какие два-три?! Это порядка двадцати проектов, которые ведутся одновременно. Высокотехнологичных и сложных.
? Когда мы разговаривали с председателем Торгово-промышленной палаты Киргизской Республики Маратом ШАРШЕКЕЕВЫМ, он сказал, что у Международной корпорации развития совместно с Киргизией предполагается некий логистический проект в Омске.
? Да, мы обсуждаем сейчас вопрос товаропроводящей системы, в которой рассматриваем возможность участия, однако к настоящему времени еще не принято решение, где этот проект реализовывать. Есть вариант Нижнего Новгорода, потому что там есть партнеры, которые нас убеждают прийти к ним, также у нас принципиальные договоренности достигнуты с администрации Липецкой области, чтобы этот проект реализовывался там. Относительно реализации проекта в Омской области такого решения пока нет, принципиальная договоренность о его возможной реализации была достигнута, но, к сожалению, пока мы не можем определить здесь оптимальный логистический путь, поэтому рассматриваем различные варианты.
? Имеется в виду логистический путь Киргизия — Россия?
? Территория Киргизии — один из альтернативных путей транспортировки товаров из Китайской Народной Республики, а также наоборот — в Среднюю Азию и северо-западные провинции Китая из России. Так что это в том числе касается вопросов двухсторонних российско-китайских отношений.
? Предполагается в первую очередь железнодорожное сообщение?
? Нет. Прежде всего рассматриваются автомобильные перевозки.
? А дороги хорошей из Киргизии в Омск, похоже, не наблюдается...
? Мы-то считаем, что Омская область географически расположена очень неплохо. Может быть, появится повод для строительства новой большой дороги. Во всяком случае, на наш взгляд, Омская область должна стремиться к участию в подобного рода проектах. Но стремиться на конкурентных началах, если способна представить свои предложения в том числе по развитию дорожной магистральной сети... Челябинская, Новосибирская области, Нижний Новгород этим активно занимаются. Сейчас мы с Липецком этот вопрос прорабатываем. Вот смотрите – уже пять географических точек, грубо говоря, конкурирующих друг с другом. Готова Омская область в этом участвовать или нет, я не знаю.
? Какие еще у корпорации предложения для Омской области есть? Ведь когда мы год назад встречались на кухонных посиделках в редакции газеты «Коммерческие вести», то говорили, что МКР зарегистрирована в Омске. Она осталась в Омске?
? Пока да. Ну не знаю, какое еще предложение более масштабное может быть, поскольку создание товаропроводящей системы — это проект стоимостью несколько миллиардов долларов. Омск может являться весьма удобной перевалочной базой как в западную часть Российской Федерации, так и в восточную.
? Опять же год назад, насколько я помню, на той же кухне у нас вы говорили, что корпорация приобрела три предприятия. А какие еще два? Или есть еще какие-то приобретения?
? Есть, но вы, я вижу, хотите знать все...
? Все, что возможно.
? Мы ведем большую работу и на зарубежных рынках, и у нас есть компании, которые находятся за пределами Российской Федерации, но это опять же связано с продвижением российских высокотехнологичных продуктов на зарубежные рынки.
? Эти компании входят в корпорацию?
? Надо подумать, как вам ответить на этот вопрос... Пусть это будут компании-партнеры.
? Что вы думаете по поводу разговоров о второй волне кризиса?
? Я считаю, что финансовый кризис, о котором так много говорят, — вещь искусственная. Поэтому мы должны исходить из тех активов, которые имеются и у Российской Федерации, и, в частности, у нас, их развивать, уверенно продвигать свои экономические интересы, не оглядываясь на те или иные спекулятивные индикаторы, инструменты, придумки. Как это делают в Китайской Народной Республике. Они делают ставку на себя, на свой народ, на знания, которые у них есть, они стараются их преумножать. Поэтому путь один – развитие, прежде всего, образования, развитие здравоохранения, фундаментальной и прикладной науки, национального производства. И никакого другого пути еще никто не придумал. Развитие финансовой инфраструктуры. Мы делаем оптимистичные прогнозы развития тех рынков, на которых работаем. Если мировая конъюнктура изменится, значит, Российская Федерация еще в большей степени обратит внимание на национальное производство и удовлетворение внутреннего спроса. Вне или внутри страны — потреблять все равно должны. А значит, есть все возможности для развития.