Технология SMS, несмотря на повсеместное проникновение Интернета, остается востребованной. Правда, если в начале «сотовой эры» короткие сообщения проходили в основном от абонента к абоненту, то со временем возможности SMS нашли весьма широкое применение в бизнесе. Сначала они стали привычными в качестве универсального канала продаж мультимедийных продуктов и услуг, а теперь широко используются во всевозможных маркетинговых и информационных проектах. Не отстают, кстати, и производственники. После запуска сотовыми операторами внятных и недорогих корпоративных SMS-сервисов потребители получили возможность оперативно узнавать, на какой стадии изготовления находится заказанная мебель или пластиковое окно.
SMS-сервисы стали популярными в качестве инструмента бизнеса прежде всего в силу их доступности и простоты (понятен всем клиентам), а также большого охвата целевой аудитории (известно, что проникновение мобильной связи в России намного более 100%, а SMS входит в пакет услуг всех сотовых операторов). Сыграла свою роль и низкая цена. Затраты на внедрение и поддержку самых простых SMS-сервисов (с WEB-интерфейсом), как правило, очень небольшие (вполне доступные малому бизнесу), поскольку всю программную составляющую в этом случае берет на себя оператор связи. Кроме того, SMS-технологии обеспечивают почти гарантированную доставку информации (абонентами прочитывается, по данным социологических опросов, 93-95% всех поступивших сообщений).
Широко применяются SMS-сервисы в мобильном банкинге, где уже стала нормой практика информирование клиентов с помощью текстовых сообщений (работа в сфере розничного кредитования, транзакции по дебетовым и кредитным картам). Давно и уверенно пользуются возможностями SMS-сервисов службы такси (автоматическое информирование о подаче машины), интернет-магазины (оперативное уведомление о приеме заказа), а также крупные розничные сети, использующие рассылку коротких сообщений своим клиентам в рамках различных маркетинговых кампаний. WEB-интерфейс оператора позволяет в течение секунд сделать рассылку по тысяче номеров. Преимущества промо-акций и программ лояльности, в которых используются SMS-рассылки, вполне очевидны: они на порядок дешевле большинства рекламных мероприятий – стоимость одного контакта с клиентом варьируется от 30 копеек до 1 рубля.
Как показывает практика других городов, весьма эффективны SMS-сервисы и при наличии большой клиентской базы (омский филиал Росно МС уже сообщает своим клиентам о готовности полисов ОМС), и при большом количестве однотипных обращений в абонентские службы поставщиков коммунальных услуг. В Омске оптимизировать сбор показаний приборов учета уже пытается ОАО «Омскэнергосбыт», с апреля принимающее от абонентов показания счетчиков в виде SMS на специальный короткий номер (если информация поступает не по установленной форме, абоненту автоматически приходит ответное сообщение с примером правильного заполнения). Правда, как пояснила «КВ» начальник отдела учета и анализа продаж ОАО «Омскэнергосбыт» Марина МЫШОВА, оценить эффективность новой услуги в компании пока затрудняются. При всех достоинствах системы дистанционного сбора показаний (удобство, простота и понятность) заметной активности абоненты пока не проявляют.
А если есть возможность для прямого подключения к SMS-платформе оператора, то эффективность короткого текстового сообщения возрастает многократно. Предприятие может уже создавать полноценные интерактивные сервисы, интегрированные, например, в систему контроля за производственным процессом. Показателен в этом смысле пример ООО «Форм-пласт», крупного омского производителя изделий из ПВХ-профиля. По словам учредителя компании Сергея ТИМОЩЕНКО, ему пришлось, конечно, потратиться на «железо» и программное обеспечение, зато после внедрения автоматической службы контроля выполнения заказов предприятие получило конкурентное преимущество на высококонкурентном рынке пластиковых окон. Все дилеры ООО «Форм-пласт», которых более двухсот, чрезвычайно довольны, что с помощью SMS-рассылки знают о прохождении своего заказа через определенные технологические этапы (заказ отдан в производство, заказ готов, заказ поступил на склад) и не тратят свое время на уточняющие звонки менеджерам предприятия. Да и менеджеры тоже имеют возможность потратить рабочее время с большей пользой.
По словам директора Омского филиала ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Кирилла РЯЗАНОВА, SMS-сервисы востребованы в основном среди компаний с большой клиентской базой, которым необходима регулярная прямая коммуникация с клиентом. За три года существования у «Билайн» этой услуги ей начали пользоваться уже свыше двухсот омских компаний.
— При грамотном применении SMS-рассылки – очень эффективный инструмент, который позволяет автоматизировать процесс общения с клиентом и при этом сохранить индивидуальный подход, — уверен Кирилл РЯЗАНОВ. – Систему можно запрограммировать на автоматическую рассылку при наступлении определенного события – день рождения клиента, поступление товара на склад или прибытие машины по адресу клиента. При этом экономится значительное время на обзвон клиентов, но автоматический не значит обезличенный. Услуга позволяет к каждому клиенту обращаться по имени и указывать в SMS любые персональные данные (индивидуальная скидка в день рождения, модель прибывшего заказа, адрес, куда подана машина и так далее). В результате клиент даже не догадывается, что SMS отправил компьютер, а не живой человек.
При этом абоненты «Билайн» надежно защищены от спама со стороны компаний, использующих SMS-сервисы оператора. С каждым клиентом, подключающим эту услугу, заключается специальное соглашение, в котором прописано, что компания обязуется рассылать сообщения только тем своим клиентам, которые предоставили письменное согласие на получение рассылки. Если же какая-либо из компаний на свой страх и риск начинает рассылать SMS всем подряд, достаточно, чтобы в колл-центр оператора поступило несколько жалоб на такую рассылку, и договор со спамером сразу же расторгается, а доступ к системе рассылок становится для него закрыт.