Свою очередную пресс-конференцию митрополит Омский и Таврический ВЛАДИМИР (ИКИМ) провел накануне праздника Крещения, 16 января. Активный сторонник полной информационной открытости Русской православной церкви (РПЦ), глава Омской митрополии уже полтора года не перестает удивлять омские СМИ. В этот раз он заявил, что крещенские купания на морозе не являются богоугодным делом и даже могут навредить здоровью сибиряков, а также предложил в будущем году перенести культовый для предыдущей областной власти Рождественский полумарафон на более раннюю дату, заодно сменив его название на Новогодний полумарафон. Владыку ВЛАДИМИРА внимательно выслушал и записал все его предложения обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
О массовых крещенских купаниях
Я не приветствую купания. И патриарх КИРИЛЛ тоже выступил против. Порой сами священники извращают этот праздник. Создается какой-то непонятный ажиотаж вокруг этих купаний. Смысл праздника не в том, чтобы купаться. В день Крещения Господня нужно не купаться, а приходить в храм, чтобы взять освященную водичку. Этой водичкой можно потом освятить свой дом или квартиру. Все можно ей освящать. Для этого водичка и назначена. В эти дни вообще все воды освящаются. И если не имеешь возможности пойти в храм, воду можно взять в любом месте. Но лучше, конечно, прийти в храм.
А купание в проруби — я не знаю, откуда пошла эта традиция. Ничего плохого я здесь не вижу, если для здоровых людей, моржей, то это нормально. А людям со слабым здоровьем — лучше воздержаться, чтобы это не было последним в жизни купанием. Когда человек не привык и бросается в холодную воду, с ним разное может случиться. И даже разрыв сердца. И если человек сам идет на такой риск и с ним что-то случается — получается, что это самоубийство. А самоубийц, как вы знаете, и церковь не отпевает.
О святочных гаданиях
Все наши предки были язычниками. И когда родился Христос, то избранный народ его не принял. Царь Ирод его искал, чтобы убить. А волхвы, персы — они были язычниками. И пришли поклониться Богу-младенцу. Так что я выступаю не против язычников, а выступаю против тех, кто искажает православные традиции. Если он язычник, то почему использует православную атрибутику? Если говорить о гаданиях, то церковь, конечно, в целом против гаданий. Потому что до ужаса иногда доходит. Такие гадания бывают, что не знаешь, куда и деваться. А если это просто сказки, народные традиции — ничего в этом страшного нет.
Об отсутствии губернатора Виктора НАЗАРОВА на рождественской службе
Мы с губернатором разговаривали задолго до Рождества, он хотел прийти на службу, и даже спрашивал у меня, а можно ли прийти с женой. Я ему сказал: конечно, приходите всей семьей. Но мы же все ходим под Богом. Человек приболел. Так получилось. Когда он мне звонил, то кашлял так сильно, что я ему сразу сказал: Виктор Иванович, вы лечитесь, я на вас не обижусь, если вы не придете. ПОЛЕЖАЕВ, когда был губернатором, тоже не всегда приезжал на службу — в Розовке молился, как мне говорили.
О недоделках в омских храмах
Христорождественский собор мы уже фактически взяли на свой баланс. Мы его полностью содержим. В этом году я хочу там поменять крышу, сделать вентиляцию, которой нет, хочу вообще привести этот храм в порядок. Поэтому я даже снимаю старого ключаря и назначаю нового. Что касается Успенского собора, там мы только частично платим сами. Я хочу, чтобы храм все же довели до ума, поэтому не принимаю его на баланс епархии. Его когда строили, то спешили, видимо, и не сделали даже гидроизоляцию стен. А сырость из подвала поднимается вверх. Есть и еще кое-какие нюансы. Практически нет амвона. А это, понимаете, как построить хороший театр, но без сцены. Может быть театр без сцены? Там амвон размером как стол. Я когда хожу, не на иконы смотрю, а под ноги, чтобы не упасть.
И ризницы в Успенском соборе нет, и крещальни нет. Мы сегодня крестим всех, как маленьких детей. Я спрашиваю главного архитектора, почему так плохо построено, а он мне говорит: мы в соответствии со СНиПом строили. ПОЛЕЖАЕВА спрашивал. Он говорит: строили в соответствии с проектом. Но проекты тоже бывают разные. Когда храм Христа Спасителя строили, патриарх постоянно следил за ходом строительства. А ФЕОДОСИЙ, как мне сам ПОЛЕЖАЕВ рассказывал, один раз пришел, побыл 20 минут и ушел. Церковная власть должна была работать. Епархия должна была сказать, как нужно. Но ничего, будем работать, приводить все в порядок. И освятим собор как полагается. Антиминсы я уже освятил почти для всех. А храм освятил только один, который возле аэропорта. Сами священники не знают, как это делается. Зовут: владыка, приезжай на освящение. Посылаю комиссию проверить — ничего не готово.
О новых храмах
Хочется много чего построить, но где деньги взять. Знаете, сколько стоил Успенский собор? За такие деньги можно было три храма построить. Я много строил в Средней Азии. Когда я приехал, там было 56 храмов, когда уезжал — было 128, и я знаю, о чем говорю. А как я добился помощи от власти в Ташкенте, вы не знаете? Вот так же собрал корреспондентов и заявил: хочу перевести епархию из Ташкента в Бишкек. Об этом, конечно, сразу донесли президенту. Он меня к себе вызывает и спрашивает: кто тебе дал право переводить отсюда епархию? Я говорю: а что мне делать? Там АКАЕВ помогает, а тут не то что никто не помогает, а даже мешают. После этого два советника президента и мэр Ташкента мне так стали помогать, что я смог духовно-административный центр построить, которому в Русской православной церкви даже аналогов нет. Я и в Омске такой центр хочу построить. Жизнь поднимается потихонечку, становится церковной. Но здесь — как Господь даст. Хотелось бы, конечно, построить и общеобразовательную школу. Она такая же, как светская, но там будут преподавать и Закон Божий. И детские сады хотелось бы создать. У нас в Омской области очень мало детских садов. Это же правда? В советское время их намного больше было.
О переименовании Рождественского полумарафона
Я не против спорта и спортсменов, я просто не могу понять, что общего между марафоном и Рождеством. Оказывается, его ПОЛЕЖАЕВ назначил. Ну и что? ПОЛЕЖАЕВ не мог ошибиться? Он же человек, он много ошибался. Я тоже ошибаюсь. Так давайте исправлять ошибки. Давайте проводить марафон хотя бы 8 января. А еще лучше 3 или 4 января. Я свое мнение об этом губернатору и лично высказал, и письмо обязательно направлю. Я много писем пишу. Я такой по характеру — требовательный и к себе, и к другим. А то люди хотят пойти в храм, а тут улицы перекрыты. Гораздо лучше будет отпраздновать Новый год — и пожалуйста, занимайтесь спортом. Вместо Рождественского полумарафона проводите Новогодний полумарафон. Я же не против спорта. Я и сам спортсмен. Долго играл в футбол, занимался борьбой, метанием диска, метанием ядра, у меня и награды были в свое время. Я и сейчас бегом занимаюсь, только смотрю, чтобы никто не видел, а то скажут: что-то с ним случилось.
О владыке ФЕОДОСИИ
Никто ничего не имеет против ФЕОДОСИЯ. Из Омска он уезжать не хочет. Мне он сказал, что ему запретили уезжать врачи. Но его никто и не выгоняет. Епископ, который на покое, может жить там, где он хочет. Полагается по уставу Русской православной церкви, чтобы он жил в монастыре. Но если не хочет в монастыре — пожалуйста. А вопросы к нему возникают по другому поводу. Потому, что он присвоил церковное имущество себе. По правилам все подарки епископам не могут являться их частной собственностью. Это церковное имущество. Если бы я был просто Василий Захарович ИКИМ, мне бы никто ничего не подарил. Мне дарят, как епископу. Значит, это не мое. А когда я приехал в Омск, епархия не имела ни одной машины. Все машины епархии владыка ФЕОДОСИЙ оформил на себя. Они и до сих пор оформлены на него. И дом, где он живет, — его частная собственность. Иконы, картины, которые были в епархиальном управлении, — он все забрал. Когда я его спросил: почему он себе присвоил дом, где он сейчас живет, он ответил, что этот дом ему подарил губернатор ПОЛЕЖАЕВ. Тогда я говорю: знаете, не надо наговаривать на ПОЛЕЖАЕВА, он не имел права вам это подарить. На самом деле есть два человека, которые живут при нем и от него. Эти люди и не отпускают ФЕОДОСИЯ. В этом вся суть. Хотя патриарх КИРИЛЛ владыке ФЕОДОСИЮ и храм предлагал в Москве, и квартиру обещал дать.
О книге архимандрита ТИХОНА «Несвятые святые»
Я полностью его книгу не читал, хотя там есть действительно интересные вещи. Как у кого-то выходит новая книга, я стараюсь читать. Но я их быстро читаю. Через строчку. Мне же все понятно. Отца ТИХОНА я знаю хорошо. Я и сам пишу книги. А он издал первую мою книжку «Врата покаяния». Я ее написал, а название дал он. Маленькая такая книжечка была, а сейчас она уже большая. В двух томах. Скоро у меня должно выйти «Православное супружество», и это будет уже третье издание. Потом должно выйти «Сияние Пасхи». Она у меня фактически готова, нужно только, чтобы редактор посмотрел свежим взглядом.
Стыдно!..
С ФЕОДОСИЕМ мы ступили на Омскую землю почти в одно время, сложное, тяжелое, переломное. Когда людей переполняла злоба, угнетала нищета, терзала неуверенность в завтрашнем дне.
Время, когда духовность и вера были загнаны на задворки души человеческой. Время, когда храмы были разрушены, а устои морали пошатнулись. Мы оба точно и тонко видели и осознавали свою нравственную миссию – побороть ставшее нормой равнодушие, возродить православие, открыть двери храма и показать людям дорогу к добру, к свету, к Богу. Владыка ФЕОДОСИЙ был неутомимым помощником здесь, он преданно служил и Всевышнему, и омичам. Сколько храмов построено, сколько священников рукоположено в сан, сколько людей обращено к вере? Сомневаюсь, что в Русской православной церкви найдется человек, который усомнится в самоотверженности, чистоте помыслов и искренности его служения.
Мне горько видеть сегодняшние нападки на человека, посвятившего свою жизнь благому делу. На закате лет ФЕОДОСИЙ лишился главного в его жизни – возможности служить. Сегодня его хотят лишить тех немногих материальных благ, которые он по праву имеет, изгнать сначала из собственного и единственного дома, а потом и вовсе из региона, ставшего за эти годы родным. Не думаю, что Омская епархия едва сводит концы с концами и настолько нуждается в том более чем скромном скарбе, который ушедший на покой ФЕОДОСИЙ оставил себе. Никто из омичей, истинных прихожан еще не осудил и вряд ли когда-нибудь осудит за это владыку.
Если бы каждый верующий воочию увидел, где живет владыка и чем довольствуется, он устыдился бы людей, наносящих непроходящее оскорбление пастырю, отдавшему служению, вере и людям всю свою жизнь. Обидно и стыдно.
Леонид ПОЛЕЖАЕВ, президент регионального общественного фонда «Духовное наследие»
(http://duhovnoenasledie.ru)