В мае в омские банковские учреждения поступил запрос, подписанный начальником отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) полиции УМВД России по городу Омску Н. МАКСИМЕНКО. Его существование подтвердили «КВ» два региональных офиса московских банков. Полиция потребовала от банкиров предоставить выписки по счетам ОАО «Газпромнефть-Омск», ОАО «Омскгоргаз», ООО «ЖКХ-Сервис», ООО «ПК «Чистый город», ООО «Сибирский лифт», Автономного учреждения города Омска «Центр содержания и хранения имущества» и еще полтора десятка предприятий за весь период действия этих счетов.
Как утверждает в запросе начальник ОЭБ г-н МАКСИМЕНКО, ими проводится проверка в отношении ООО «УК Жилищник 7» по заявлению некой гражданки «по факту совершения мошеннических действий».
А так как «одним из способов хищения рассматривается версия о хищении денежных средств, сопряженных с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с» и вот тут-то следует перечисление 33 омских компаний, где, кроме указанных выше, перечислены все организации, связанные с лифтами — ООО «Лифт-монтаж», ООО «Сибирская лифтовая компания», ООО «Сибирьлифтремонт», ООО «Сервис-Лифт-1», ООО «Инжлифтцентр», ряд управляющих компаний, ряд «Чистых городов» и три клона самого «Жилищника 7» — ООО «УК Жилищник 7» с ИНН 5503206293, ООО «УК Жилищник 7» с ИНН 5504113919 и ООО «Жилищник 7 плюс».
Помимо выписок по счетам, полиция запросила информацию о лицах, имеющих право снимать денежные средства с расчетных счетов указанных организаций (с приложением копий соответствующих документов) и документы по открытию счетов на данные компании.
Если включение в данный список компаний по обслуживанию лифтов или тех, кто убирает мусор, еще как-то логически можно объяснить, то зачем полицейским информация по счетам за весь период их действия компании «Газпромнефть-Омск» с ее миллиардными оборотами и тысячами контрагентов, совершенно непонятно.
По словам начальника отдела защиты бизнеса омского филиала банка УРАЛСИБ Игоря ВАСИЛЬЕВА такого рода запросов через него проходит до сотни в месяц: «При ответах на эти запросы мы руководствуемся статьей 26 «Банковская тайна» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и выдаем информацию только уполномоченному на то подразделение УМВД». И добавил, что банки предоставляют требуемое далеко не по всем запросам, ориентируясь прежде всего на наличие возбужденного уголовного дела. На ту же статью 26 Закона «О банках и банковской деятельности» сослался в своем комментарии и начальник управления безопасности Омского областного отделения Сбербанка Олег ВАРТАНЬЯН и подчеркнул: «Информацию мы выдаем только в рамках существующего федерального законодательства и при возбуждении уголовного дела».
Как удалось выяснить «КВ» отдел, который возглавляет г-н МАКСИМЕНКО, не является уполномоченной организацией для такого рода запросов. Запросы вправе делатьУправление экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК) УМВД России по Омской области, а не ОЭБ. Что касается статьи 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», там говорится следующее: «В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений». То есть при подозрении на мошенничество банки вправе заворачивать запросы полиции по счетам юрлиц. Надо полагать, поэтому-то в запросе и говорится, что одна из версий предполагаемых хищений в «Жилищнике 7» может быть связана с «уклонением от уплаты налогов». Эдак и при расследовании кражи белья с веревки во дворе можно привязать к налоговым подозрениям и запросить движение по счетам Газпрома.