Градостроительный совет города Омска 21 июня рассмотрел проекты реконструкции трех транспортных развязок и строительства подземного пешеходного перехода у остановки «Улица Рабиновича». Проектные предложения презентовал главный архитектор ООО НПО «Мостовик» Александр ГАЦЕНКО, уточнивший, что они работают на субподряде у другой проектной организации – Омскдорпроект.
Кольцо превратят в перекресток
Как рассказал докладчик, недостаток развязки на пересечении проспекта Королева с улицей Заозерной – трамвай, который дважды пересекает транспортное кольцо и создает основные помехи для прохода транспорта. Еще одна проблема – аварийноопасный выезд с улицы Волкова. Проанализировав интенсивность движения, проектировщики выяснили, что по нормам кольцо может пропускать 5 600 машин в час, а в реальности в час пик здесь проходит в среднем около 6 200 автомобилей, поэтому возникают пробки. По словам Александра ГАЦЕНКО, самое целесообразное здесь – превратить кольцо в перекресток повышенной пропускной способности со светофорным регулированием и с правыми поворотами, на которые можно будет уходить на красный свет. Еще один светофор предлагается поставить на перекресток с улицей Волкова. Трамвай планируется пустить на обособленном полотне по проспекту Королева с поворотом на Заозерную без пересечения с развязкой. Правда, для этого придется отодвинуть вглубь квартала предполагаемый магазин на углу двух магистралей, но этот объект еще не запроектирован. Такое решение обойдется без больших перекладок инженерных сетей, а существующие наружные теплотрассы на градсовете предложили убрать под землю. Г-н ГАЦЕНКО добавил, что после реконструкции перекресток будет пропускать 145% машин от существующего потока. Предложенное решение градсовет одобрил и принял за основу. Вопрос переноса теплотрассы под землю предложили включить в инвестпрограмму владельцев коммуникаций.
Эстакада обойдется дешевле тоннеля
Следующей была рассмотрена развязка на пересечении улицы 15-я Рабочая с улицей Хабаровской со строительством тоннеля под железнодорожными путями. Чтобы построить ее по варианту с проколом автомобильной трассы под Транссибом и улицей Хабаровской, нужно будет организовать временный железнодорожный переезд и снести целый квартал частного сектора южнее улицы 15-я Рабочая. Стоимость этого варианта – 950 млн рублей, при этом движение поездов не останавливается. Второй вариант – эстакадный, как на улице 21-я Амурская. Он также реализуется за два этапа, эстакада строится методом надвижки пролетов над железной дорогой, а жилье на первом этапе (две полосы движения) при этом не сносится. Цена этого варианта – 600-800 млн рублей в зависимости от числа сохраненных жилых домов на втором этапе (еще две полосы движения) и применения различных подвариантов эстакады. Александр ГАЦЕНКО отметил, что эксплуатация тоннеля в год обойдется городу примерно в 10 млн рублей (особенно затрудняется уборка снега), а эстакады – 6-7 млн, поэтому они предлагают все-таки второй вариант.
Улице Конева помогут избавиться от тромбов
Затем градсовету презентовали проект реконструкции улицы Конева от проспекта Комарова до метромоста. На первую очередь здесь предлагается заново сделать перекресток с 3-й Енисейской и реконструировать его для большей пропускной способности. Далее на Конева должны появиться два левых поворота, чтобы можно было заехать на будущую улицу Крупской и подъехать к магазинам. Полная реконструкция ожидает и перекресток улиц 70 лет Октября – Конева с отдвижкой от него остановок и устройством светофора у «Метромолла», и еще один перекресток появится с проспектом Комарова за «Континентом». Все это должно позволить увеличить скорость и пропускную способность перекрестка, чтобы снять тромбовое движение. «Но что бы мы здесь ни делали, снять напряжение с улицы Конева мы полностью не сможем, нужна реконструкция до трех-четырех полос улицы 3-я Островская, по которой идет поток в сторону «Арены Омск» и в Нефтяники, – рассказал Александр ГАЦЕНКО. – Однако первым делом нужно сделать вынос АЗС на Конева и закрыть строительством станцию метро «Заречная».
Большие споры разгорелись вокруг устройства пешеходного перехода на метромосту, где уже погибло двое омичей. Г-н ГАЦЕНКО предложил четыре варианта. Первое решение – вовсе закрыть здесь остановку общественного транспорта или перенести ее ближе к перекрестку со светофорами. Второй вариант – поставить светофор на мосту. Третий – это строительство подземного перехода, при этом тоннель нужно будет прокопать под метро, а затем подниматься на мост (это высота 4-этажного здания) и пройти еще 100 метров до остановки. В этом варианте предусмотрены два лифта, которые будет проблематично обслуживать зимой, и стоит он 260 млн рублей. Четвертый вариант – сделать надземный переход, который обойдется минимум в 100 млн рублей. Рассматривалась еще одна идея — сделать проход под четырехпролетным мостом над Замарайкой, который сейчас затоплен (цена вопроса – 150 млн рублей), но здесь при расчищении реки могут возникнуть вопросы экологов и минприроды, поскольку это охранная зона.
Красный путь перекроют
В завершение выступления Александр ГАЦЕНКО презентовал пешеходный переход на Красном пути у остановки «Улица Рабиновича». Стоимость объекта – 90 млн рублей, переход можно будет построить за 7-8 месяцев, при этом крупные коммуникации не выносятся, но есть проблема, как его прокопать. При ведении работ закрытым способом можно будет не останавливать движения по Красному пути, но тогда переход обойдется в 160 млн рублей, а время строительства займет 12 месяцев. Поэтому переход все-таки скорее всего будет строиться традиционным открытым способом, хотя это принесет неудобства жителям – когда будут перекапывать улицу, дорогу придется сдвинуть к девятиэтажному дому на Красном пути, вырубить деревья и поменять окна в квартирах на шумозащитные. Еще один вариант – закрыть сначала одно направление по Красному пути из Нефтяников в центр, а затем обратное, и задействовать для движения улицу Волочаевскую, но троллейбус на время строительства ходить уже не будет.
Председатель правления Саморегулируемой организации НП «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Юзеф МОСЕНКИС отметил, что все это удовольствие будет стоить не один миллиард рублей, и предложил получить более достоверную сметную стоимость. Директор городского департамента строительства Сергей КОЗУБОВИЧ прокомментировал, что применялась оценка объектов-аналогов, и рассказал, что рабочая группа определила эти развязки, дороги и переходы в качестве самых приоритетных. «У нас осталось 1,5 млрд федеральных средств, как только мы их освоим и финансирования не будет, то на этом все закончится», — добавил он.
Подводя итог обсуждению, главный архитектор Омска Анатолий ТИЛЬ сообщил, что на улице Конева нужно использовать более дешевый надземный вариант перехода, но будут просчитаны и альтернативы со сдвижкой остановок и подземным проходом. А на Хабаровской очевиден вариант переезда с эстакадой. При строительстве подземного перехода на Рабиновича главный архитектор предложил сделать более оригинальную архитектуру и при работах просто сократить те сроки, когда улица Красный путь будет разрыта. «Эта решаемая задача, — уверен г-н ТИЛЬ. — Одно дело, закроем Красный путь на 3-4 месяца, а другое дело – на недельку».