20 июня на пресс-конференции губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ заявил: «Я не вижу сегодня министерства промышленности. Либо его надо называть министерством промышленных инноваций и инвестиций — тогда будет понятней. Что за министерство промышленности, когда чуть ли не вся омская промышленность сегодня интегрирована в вертикальные структуры. Функции управления оно не выполняет. Поэтому оно должно уйти департаментом в министерство экономики, чтобы оно было встроено в тот процесс, который сегодня реально существует». Далее в рамках телепередачи «Диалог с губернатором» Виктор Иванович сообщил, что реорганизация минпрома произойдет уже в июле. Однако до сих пор мы не слышали иной, отличной от губернаторской точки зрения на полезность и необходимость министерства промышленной политики, связи и информационных технологий. Главный редактор «КВ» Марат ИСАНГАЗИН обратился по этому вопросу к председателю совета директоров группы компаний «Росэнергосервис» (Москва) Александру ГОРБУНОВУ, который возглавлял омский минпром с 2009-го по 2012 год.
— Александр Владимирович, В Омской области начали говорить о ненужности регионального минпрома. И действительно, почти все крупнейшие омские предприятия входят в федеральные холдинги, а значит, решают свои проблемы в головных компаниях независимо от омского минпрома. Участвовал ли в последние годы минпром в развитии этих предприятий?
— В настоящее время в состав вертикально-интегрированных структур входят 10 омских промышленных предприятий из 55 экономикообразующих. А всего в регионе осуществляют деятельность в промышленных отраслях ведения минпрома Омской области около 1000 крупных и средних организаций. Здесь важно учитывать, что и люди, работающие на предприятиях-филиалах холдингов, и активы находятся на территории области, а значит, хотим мы того или нет, помнит об этом руководство холдингов или нет, но эти предприятия – такая же часть жизни региона, как и остальные...
Работа с холдингами — это подготовка программ развития омских филиалов, привлечение средств на реконструкцию, обеспечение загрузки предприятий. В результате работы с федеральными органами власти и холдингами в 2012 году обеспечен двукратный рост объемов выпуска продукции по гособоронзаказу на омских предприятиях ОПК и увеличены объемы авансирования его исполнения.
Уже в 2013 году по результатам совместной работы с холдингами привлечено около 2,4 млрд рублей федеральных бюджетных средств на проведение модернизации, технического перевооружения, выполнения НИОКР омскими предприятиями машиностроения в рамках реализации федеральных целевых программ.
Отмечу, что само название «Министерство промышленной политики…» содержит в себе важный аспект деятельности этого органа власти, ведь промышленная политика определяется как совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Ту модель регулирования развития отрасли, которую приняло министерство в начале 2000-х, я бы охарактеризовал как «способствование развитию и продвижению». Именно в рамках такой модели министерство действовало и в период 2009-2012 гг., да и в настоящем многие действия министерства хорошо укладываются в эту модель.
Насколько мне известно, в настоящее время по предложению минпрома осуществляется подготовка заключения генеральных соглашений о сотрудничестве между правительством Омской области и руководством промышленных холдинговых структур, в состав которых входят омские предприятия. Подготовлены и находятся на согласовании проекты соглашений с ОАО «НПК „Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского“, ФГУП „ГКНПЦ им. М. В. Хруничева“, ФГУП „НПЦ газотурбостроения “Салют», ОАО «Корпорация Тактическое ракетное вооружение»; в проработке – соглашения с ОАО «Российская электроника», ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“, ОАО „Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнёва“.
Данные соглашения направлены на укрепление взаимодействия с холдингами по обеспечению загрузки мощностей омских предприятий, проведению их технического перевооружения, решению социального блока вопросов – повышение заработной платы, создание благоприятных условий труда, обеспечение жильем работников и др.
На территории Омской области в отрасли „энергетика“ действуют только филиалы крупнейших компаний – ОАО „ФСК ЕЭС“, ОАО „МРСК Сибири“, ОАО „ТГК-11“, центры управления которых находятся в других городах – Москве, Красноярске, Новосибирске. Одной из важнейших функций минпрома является формирование инвестиционных программ развития предприятий электроэнергетики. Именно минпром определяет, какие проекты должны быть включены в эти инвестиционные программы на уровне филиалов, а уже только потом программы согласовываются в холдингах, федеральных структурах. И если необходима защита инвестиционных программ на высоком уровне – предприятия энергетики снова обращаются в минпром, который отстаивает отдельные проекты перед федеральными структурами.
Существует программа развития электроэнергетики в Омской области, к подготовке которой привлекаются все крупные и мелкие структуры – предприятия энергетики, органы власти, научные сообщества. Специально для организации этой работы с 2008 года действует совет по развитию электроэнергетики в Омской области, который координируется специалистами минпрома.
— Каким образом минпром воздействует на развитие предприятий, не входящих в холдинги? Что министерство в состоянии сделать и делает для улучшения инвестиционного климата в регионе?
— С 2011 года министерство организует и проводит совместные совещания омских предприятий с крупными структурами федерального уровня. Это позволяет нашим предприятиям наладить более тесные контакты со своими потенциальными заказчиками, увидеть перспективные направления сотрудничества. Один из примеров – ряд встреч с муниципальными образованиями и предприятиями Республики Саха (Якутия), в том числе с крупнейшей алмазодобывающей компанией „АЛРОСА“. К настоящему времени компанией заключены договоры с ЗАО „ПО “Электроточприбор» на поставку светодиодных светильников, ООО «НПО „Мир“ на оснащение объектов компании системами управления энергосбережением и энергоэффективностью. Общая сумма договоров, заключенных в 2012 – 2013 годах, составила около 100 млн руб. Подготовили документы для участия в конкурсах на поставку продукции ОАО „ОНИИП“ (комплексы радиосвязи стандарта „ТЕТРА“), ФГУП „НПП “Прогресс» (системы виброизоляции), в стадии проработки — предложения по продукции ОАО «Омский электромеханический завод (опоры ЛЭП) и ОАО „КБТМ“ (машина для завинчивания свай), ОАО „НПП “Эталон» (программно-технические средства термоконтроля производства).
Налажено взаимодействие с системообразующими российскими компаниями (ОАО НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», ОАО «ТГК-11») по вопросу размещения заказов на изготовление омскими предприятиями уникальной высокотехнологичной продукции для топливно-энергетического и транспортного комплексов.
В условиях отсутствия полномочий, законодательно предоставленных региональным органам исполнительной власти, минпромом Омской области решались многие вопросы в рамках проведения процедуры банкротства ООО «Омск-Полимер», в том числе по погашению задолженности по заработной плате работникам предприятия. Минпромом проведен ряд встреч с участием представителей основного кредитора АО «БТА Банк», комитета кредиторов, конкурсного управляющего, на которых обсуждались варианты погашения задолженности по выплате заработной платы работникам ООО «Омск-Полимер». Кроме того, проведена большая работа с потенциальными покупателями имущества ООО «Омск-Полимер» (вырученные средства от реализации незаложенного имущества направлены на погашение задолженности по заработной плате).
— Планируется, что министерство промышленной политики должно стать департаментом министерства экономики. Значит ли это, что круг задач, решаемых минпромом, узок и ограничен и их можно решить в рамках департамента? И действительно, в чем принципиальная разница подходов этих двух министерств? Почему их нельзя объединить?
— Минпром постоянно осуществляет взаимодействие с федеральными органами, руководством холдингов, полномочным представителем Президента РФ в СФО, органами власти субъектов РФ по вопросам развития промышленности региона. Это требует определенной статусности представительства в этих структурах. Кроме того, министерством за время его существования (с 2004 года) налажены связи с указанными структурами, которые при реорганизации скорее всего будут утрачены. На мой взгляд, есть опасность, что функции минпрома в министерстве экономки будут размыты и на фоне потери статусности представительства, потери налаженных связей формирование и исполнение промышленной политики нивелируется до формальных мероприятий.
Кстати, очень хорошо укладывается в промышленную политику и деятельность рабочей группы, созданной в соответствии с распоряжением губернатора Омской области от 27 мая 2013 года № 87-р минпромом Омской области. Министерство определено ответственным за разработку концепции развития инновационно-технологического комплекса (технопарка). Рабочую группу возглавил первый заместитель министра промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ. Подготовлено и проведено два заседания рабочей группы, по итогам которых принято решение о создании технопарка на базе ООО «Омсктехуглерод» и Института проблем переработки углеводородов СО РАН. В настоящее время рабочей группой проводится работа по разработке и наполнению структуры проекта технопарка.
По направлению «энергетика»: стратегическое развитие энергетического комплекса в рамках подготовки Программы развития энергетики и повседневное обеспечение надежности энергоснабжения потребителей — эти функции также выполняются минпромом, действует штаб по обеспечению безопасности электроснабжения. Обязательность функционирования штаба, кстати, предусмотрена федеральным законодательством.
Только по этим двум функциям минпром регулярно отчитывается перед Министерством энергетики Российской Федерации в рамках всероссийских совещаний. Отмечу, что и уровень представительства в Минэнерго России должен быть достаточным – не менее министра, что в условиях департамента в минэкономики невозможно.
— Существуют ли в других регионах министерства, аналогичные омскому минпрому?
— Из 12 субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, самостоятельные органы исполнительной власти в сфере промышленности имеются в 8 регионах, в том числе в семи это министерства (Омская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Тыва), в одном (Кемеровская область) департамент – в зависимости от принятой в регионе структуры органов исполнительной власти. То есть они есть там, где, собственно, и существует промышленность. В Омске она есть.
— Можете ли назвать реальные вещественные результаты работы омского минпрома за вашу бытность министром? Чего реально удалось добиться?
Я работал министром промышленной политики с марта 2009 года по июль 2012 года. Большой блок работы в этот период – это как раз взаимодействие с федеральными органами, руководством холдингов по решению вопросов успешного функционирования омских предприятий в составе холдингов, защите их социально-экономических интересов, получению федеральной поддержки.
Министерством был подготовлен и направлен ряд соответствующих обращений губернатора Омской области в Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства об оказании поддержки «ОМО им. П.И. Баранова» — распоряжением правительства РФ от 10.12.2009 № 1893-р предприятию выделены федеральные бюджетные средства в сумме 568 млн руб. на увеличение уставного фонда. В 2010 году «ОМО им. П.И. Баранова» выделена субсидия из областного бюджета в размере 50 млн руб. на погашение долгов по заработной плате.
В рамках развития промышленных предприятий, входящих в состав федеральных структур, осуществлялись встречи с руководством холдингов, в том числе:
— в марте 2011 года — с генеральным директором ОАО «НПК „Уралвагонзавод“ О.В. СИЕНКО по рассмотрению вопросов, связанных с перспективами развития производственной площадки ОАО „КБТМ“. В настоящее время предприятие обеспечено заказами, лидирует среди предприятий ОПК по объемам производства за 2012 год;
— в марте 2011 года — с главным инженером космических ракетных комплексов „Ангара“, „Байтрек“ КБ „Салют“ Г.Б. КЛЕЙМЕНОВЫМ, в мае 2011 года – с руководителем Федерального космического агентства В.А. ПОПОВКИНЫМ по рассмотрению вопросов о ходе реализации программы реконструкции и технического перевооружения ПО „Полет“ для обеспечения серийного производства РН „Ангара“. В результате проведенных министерством мероприятий Минобороны РФ и „ГКНПЦ им. М.В. Хруничева“ подписано решение, согласно которому ПО „Полет“ назначено ответственным за производство ракет „Ангара“ и разработку соответствующей проектной документации. С 2010 года предприятию ежегодно выделяется около 1 млрд. руб. из федерального бюджета на проведение реконструкции.
Министерством осуществлялось сопровождение реализации инвестиционных проектов — содействие в решении вопросов энергоснабжения, выбора площадок для строительства, получения разрешительных документов и др. В результате проведенной работы в регионе запущен ряд новых производств, в том числе:
— в июне 2010 года — Омский стекольный завод — оказывалось содействие в получении разрешительных документов, работе с поставщиками энергоресурсов и коммунальных услуг, в решении вопросов благоустройства территории;
— в мае 2011 года — завод по производству ваты медицинской из льноволокна — реализация предложенного министерством варианта размещения завода в г. Калачинске позволила сократить затраты на оформление разрешительных документов по проекту почти на 70 млн руб.;
— в мае 2009 года — завод по производству силикальцитного кирпича с применением в качестве сырьевых материалов золы омских ТЭЦ в рамках проводимой работы по определению основных направлений использования золошлаковых отходов омских ТЭЦ;
— в 2009 году – организовано совместное российско-белорусское предприятие ООО „Омсклидагромаш“ по выпуску зерноуборочных комбайнов „Лида“;
— в 2010 году – организован выпуск зерноуборочных комбайнов „Полесье“ в рамках подписанного трехстороннего меморандума между правительством Омской области, ПО „Гомсельмаш“ и ОАО „База снабжения “Сибирская»;
— в июне 2010 года — завод по производству шпона и фанеры ООО «НПК „Сибирский лес“;
— в октябре 2010 года — установка по производству полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий и крупнейшая в России установка изомеризации легких бензиновых фракций ОАО „Газпромнефть — ОНПЗ“;
— в мае 2012 года — I этап комплекса по смешению, затариванию, хранению и отгрузке масел „Омского завода смазочных материалов“;
— в 2012 году — установки гидроочистки бензинов каталитического крекинга и дизельного топлива на ОАО „Газпромнефть – Омский НПЗ“ – решались вопросы подключения к сетям электроснабжения.
Реализованы меры, направленные на организацию производственного процесса в созданном с участием Омской области ОАО „Высокие технологии“, в том числе по созданию на предприятии представительства Министерства обороны Российской Федерации и получению лицензии на право производства и ремонта авиационной техники, включая авиационную технику двойного назначения.
Велась работа по привлечению инвесторов для реализации проекта строительства горно-обогатительного комбината на Кормиловском месторождении кварцевых песков, в том числе в июне 2012 года проведена пробная промышленная гидродобыча кварцевого песка с участием потенциальных заказчиков, проведен ряд презентаций проекта, в том числе иностранным инвесторам.
Минпром ежегодно организует участие омских промышленных предприятий в престижном Всероссийском конкурсе „100 лучших товаров России“. Среди регионов СФО Омская область в течение последних лет уверенно занимает лидирующую позицию по количеству лауреатов конкурса. В 2010 году область награждена Золотым дипломом, а в 2011-м Серебряным — за лучшие результаты в организации и проведении конкурса.
В сфере энергетики удалось убедить ОАО „ТГК-11“ начать реализацию масштабной инвестиционной программы, первый результат которой – ввод в 2013 году блока ПГУ-90 на Омской ТЭЦ-3, а ведь фундамент этого проекта был заложен минпромом ранее. Совместно с энергетиками были разработаны мероприятия по реконструкции омских электростанций, следующий шаг – это внедрение к 2016 году на ТЭЦ-3 генерирующих мощностей в объеме 120 МВт.
Удалось приблизить сроки строительства важнейшей для Омской области подстанции 500 кВ „Восход“ – работа велась и с ОАО „ФСК ЕЭС“, и с Минэнерго России. В результате подстанция начала строиться, и ввод в эксплуатацию перенесли с 2017 года на 2013 год. Этот центр питания очень важен для Омской области, так как наш регион получает часть электрической энергии из других энергосистем и основная транзитная подстанция „Таврическая“ сегодня перегружена.
— В чем заключается деятельность министерства в сфере информационных технологий? Какие здесь направления и перспективы?
— Здесь министерство действует по трем направлениям: развитие государственных информационных систем и ресурсов, организация взаимодействия власти и жителей области (речь идет и о государственных услугах в электронной форме, и об информировании граждан через интернет-портал) и развитие бизнеса информационных технологий у нас в области.
Министерство за последние три года включило все органы власти в единое информационное пространство, организовало работу по предоставлению государственных услуг в электронной форме.
Есть и другие примеры: это и работа удостоверяющего центра по выдаче электронных подписей (приобретение такого количества ключей в коммерческих УЦ привело бы к дополнительным затратам бюджета более чем в 11 млн руб.) и переход на электронный документооборот и организация межведомственного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг.
Запущена система видеоконференции в ситуационном центре губернатора области.
Министерство выступило с инициативой создания ресурсного центра по информационным технологиям и безопасности информации – ректор ОмГТУ Виктор ШАЛАЙ поддержал идею, и центр сейчас действует в ОмГТУ.
— Работает ли созданный в 2010 году Центр производственно-технологической кооперации (субконтрактации)?
— Автором идеи создания Центра субконтрактации как одного из механизмов, способствующих созданию предприятиями новых для них горизонтальных связей, формированию новых технологических цепочек изготовления продукции, являлся минпром, НП „Сибирское машиностроение“, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства.
Однако данный центр был создан на площадке бизнес-инкубатора и на протяжении трех последних лет активность данного центра была на низком уровне — общегодовой объем заказов омских предприятий, обрабатываемых центром, составлял порядка 20 млн рублей.
Поэтому вопросы развития межпроизводственной кооперации, как на региональном, так и межрегиональном уровнях, минпром решал в основном в рамках реализации инновационных программ „СибМаш-ТЭК“ и „СибМаш-транс“ межрегиональной инновационной программы СФО „Сибирское машиностроение“. Предприятиями – участниками изготовлена промышленная и научно-техническая продукция, разработаны проекты на общую сумму более 7 млрд руб.
— Какими еще направлениями мог бы заниматься омский минпром?
— Правительством РФ принята государственная программа „Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года“. Необходимо обеспечить участие омских предприятий в этой программе. Будет расширяться и направление информационных технологий – сейчас на федеральном уровне подготовлен ряд инициатив, думаю, осенью они сформируются в федеральные программы. Нельзя оставить без внимания и энергетику – преобразования в отрасли идут, видимо, в ближайшее время появятся уже обновленные программы развития энергетики на федеральном уровне, выйдут новые постановления, необходимо будет взаимодействовать с минэнерго и РЭА для получения софинансирования областных программ.
На мой взгляд, надо развивать направление межрегионального взаимодействия – те заделы, которые созданы в рамках специалистов, координирующих программу «Сибирское машиностроение», потерять нельзя.