Творожная продукция от ООО "Лузинское молоко" 26 ноября стала лауреатом федерального конкурса "100 лучших товаров России", а йогурт "Славянский" — дипломантом. Отметим, что творожный цех на предприятии появился только в прошлом году. С того же времени "Лузинское молоко" стал вновь возглавлять Андрей ЗАЙЦЕВ, который 8 лет назад был первым директором. О структуре предприятия и итогах года он рассказал корреспонденту "КВ" Георгию ГОРШКОВУ.
— Андрей Юрьевич, сколько предприятий сегодня входит в состав ООО «Лузинское молоко»?
— В состав «Лузинского молока» входят 3 фермы, расположенные в деревнях Петровка, Розовка и Новоуральское, а также молочный перерабатывающий завод в Лузине. Практически вся земля у нас находится в аренде: 8,7 тысячи гектаров земли сельскохозяйственного назначения, 105 га — под зданиями и помещениями.
— Чьи земельные участки вы арендуете?
— В Петровке мы арендуем земельные участки у «Омского бекона» и Омского муниципального района. В Розовке земли арендуются у пайщиков. В Новоуральском мы являемся субарендаторами «Омского бекона».
— Какое у вас поголовье скота?
— Сегодня у нас имеется 2080 голов дойного стада. Общее стадо составляет более четырех тысяч голов.
— Какие у вас производственные мощности по молоку?
— Сырого молока мы производим ежедневно более 40 тонн базисной жирности, часть идет на выпойку телятам, остальная — на переработку. Готовой продукции с молзавода мы ежедневно выпускаем порядка 29-30 тонн.
— А как различается производительность на фермах? Какая самая мощная?
— В Петровке содержится 470 голов дойного стада, и получаем самый большой удой на фуражную корову — более 22 литров молока в день. В сутки надаивается более 10 тонн молока. В Розовке содержится 450 голов дойного стада, суточный валовой надой составляет 8,7 тонны. В Новоуральском поголовье дойного стада самое большое — 1167 голов. Поголовье содержится на четырех отделениях. В сутки там производится порядка 18-19 тонн молока фактической жирности.
— Сколько всего наименований продукции вы выпускаете? Насколько я знаю, творожный цех появился у вас недавно.
— Да, творожный цех мы запустили осенью 2012 года, но на полную мощность он стал работать только весной этого года. Теперь мы можем производить тонну творога в день. Всего мы выпускаем более 40 наименований продукции — это питьевое пастеризованное молоко и кисло-молочная продукция разных наименований, разной жирности и в разной упаковке творог трех видов жирности и йогурт, сметана и сливки питьевые. Сметана у нас делается термостатным способом. Еще отмечу, что сливки мы продаем в компанию "Сибхолод" на производство натурального мороженого «Пломбир на сливочках».
— А масло не планируете производить?
— Масло мы производим по остаточному принципу — при наличии избытков жира, в лучшем случае два раза в месяц. Распространяем среди своих сотрудников. Оно получается настолько хорошее, что для прилавков магазинов ничего не остается.
— Продукция «Лузинского молока» продается только в Омской области?
— Основной объем реализуется на территории Омской области. Через дистрибьютора мы поставляем свою продукцию еще в Новосибирскую и Тюменскую области, но в небольших количествах.
— Сколько всего человек работает на предприятии?
— Сегодня в штате состоит 557 человек. В летний период на уборочные работы мы привлекаем дополнительно еще 27 человек.
— Директор казенного предприятия Омской области «Центр питательных смесей» Игорь БОГДАШИН в интервью «КВ» рассказывал, что спустя несколько лет сотрудничества вы решили больше им не поставлять молоко. В чем была причина?
— Нам самим не хватало молока. В свое время я даже обращался в министерство сельского хозяйства Омской области с просьбой помочь Центру питательных смесей, чтобы ему нашли стабильного поставщика и смогли компенсировать необходимый тоннаж по молоку. Но в результате ничего не вышло. Мы сейчас перешли на производство молока для себя, переработка занимает практически сто процентов от общего производства. Излишки молока были только летом, тогда мы немного сбрасывали другим переработчикам. Я бы хотел продавать больше хотя бы на 10 процентов, но завод работает на полную мощность.
— А когда вы перестали поставлять молоко в Центр питательных смесей?
— К концу года.
— В интервью БОГДАШИН также предполагал, что сотрудничество прекратилось из-за смены собственника в "Лузинском молоке".
— Это никак не связано. Акционер сменился давно.
— Планируются ли структурные изменения на предприятии?
— Структурные изменения произошли в мае этого года. Раньше было два предприятия — отдельно «Лузинское молоко» и отдельно молочный завод "Лузинский». Одно занималось переработкой молока, другое — производством кормов и молока. Сейчас они стали одним юридическим лицом.
— Что изменилось после объединения?
— Если брать практику, двигать шашки, то не изменилось ровным счетом ничего. Молоко также поставляется из одного цеха в другой. Произошли изменения в структуре управления предприятия, что положительно отразилось на показателях производства. А также поменялось сознание у сотрудников -ведь теперь мы одно целое и наш результат начинается в поле при заготовке кормов и заканчивается на прилавке магазина в виде качественной готовой продукции
— Но директор молочного завода "Лузинский" в итоге был уволен?
— Нет. Там получилось так, что оба этих предприятия, вышедшие в 2005 году из «Омского бекона», были разделены на два юридических лица. При этом один и тот же директор работал на полставки и там и там.
— Перед «Омским беконом» у вас есть какие-нибудь обязательства?
— Кроме денежной компенсации за аренду и оказанные услуги никаких.
— Какие-нибудь еще изменения планируются в будущем году?
— В ближайшее время нет. По поголовью возможен небольшой рост, но мы находимся уже на грани. Имеющиеся скотоместа не позволяют больше развиваться.
— Как оцениваете конкуренцию на рынке молока? Появляются новые крупные игроки?
— Новые крупные игроки — нет. Последними серьезными конкурентами, кто к нам зашел, были тюменцы, а именно Ситниковский молочно-консервный комбинат. В основном на рынок заходят и развиваются средние и мелкие игроки, хозяйства и фермеры, которые раньше содержали крупнорогатый скот и дополнительно организовали у себя переработку и производство молочных продуктов.
— А в связи с засухой количество маленьких игроков уменьшилось?
— Нет. Снижение поголовья по статистике есть, но на полках магазинов молоко от тех же производителей.
— Андрей Юрьевич, сейчас середина декабря. Вы уже подводили предварительные итоги года?
— К концу года в общей сложности мы произведем порядка 13,5 тысячи тонн молока сырья, а из этого молока более 9 тысяч тонн готовой продукции.
— По сравнению с прошлым годом показатели изменились?
— Получилось практически так же. Но в этом году нам приходилось покупать корма. Мы потратили более 20 млн рублей на закупку и доставку кормов. Стадо в течение текущего года в итоге мы не сократили. В декабре 2012 произвели выбраковку низкопродуктивных животных и пересмотрели рационы кормления. За счет этого по сравнению с 2012 годом продуктивность получена выше. В 2012 году удой на одну фуражную голову составил 6278 кг молока. В этом году прогнозируем надоить более 6400 кг. А молочный перерабатывающий завод, как я уже говорил, работал по максимальной загруженности.
— У кого вы покупали корма?
— В этом году нас выручили два предприятия. Основная масса кормов в виде силоса кукурузного поставлялась ЗАО «Солнцево Исилькульского района, сенаж СПК «Пушкинское» Омского района.
— Собственной кормовой базой в этом году запастись не удалось?
— Собственной обеспечили только Петровку и Розовку. В Новоуральском была серьезная засуха. Заготовленные корма составляли только 50% от потребности. На эту ферму и перевозились все корма — наши и купленные. Урожайность в прошлом году была низкая, себестоимость кормов увеличилась более чем в два раза. Если сочные корма урожая прошлого года в Новоуральском стоили порядка 5 рублей за кг, то в этом году получена себестоимость в 1,7 рубля.
— Какой у вас годовой оборот?
— Выручка в год составляет порядка 400 млн рублей. Отмечу, что хотяв этом году выручка и была выше, но из-за засухи и недостатка кормов чистой прибыли было значительно меньше, чем в 2012 году.
— К следующему году прогнозы более благоприятные?
— Да, кормов заготовили на полтора года и себестоимость кормов до конца 2014 года будет стабильной.
— Как обстояли дела у ваших конкурентов? У всех было ухудшение финансовых результатов в этом году?
— Анализировать сложно, поскольку у всех разная специфика. Если брать отдельно наш молочный завод, то переработка всегда была в плюсе и серьезных убытков здесь не возникает. В плане производства молока всегда существует сильная зависимость от кормовой базы. В структуре затрат корм составляет 40-50 процентов. Думаю, в убытке не были хозяйства, занимающиеся зерном.
— Сколько у вас уходит на переработку молока?
— В среднем по году на переработку и производство готовой продукции мы затрачиваем 9 рублей без учета стоимости сырья.
— Какую часть расходов вам компенсирует государство?
— Мы получаем субсидии на молоко. Государство нам компенсирует 2,4 рубля за кг молока высшего сорта, 0,80 рубля за кг молока первого сорта. Также получены субсидии на растениеводство – в среднем 515 руб на га.
— Не могу не спросить. Вы были первым директором «Лузинского молока» и спустя 7 лет вновь вернулись. Сильно ли изменилось предприятие за это время?
— Сильно. Переработка, когда мы заходили, составляла порядка 20 тонн. Сейчас после реконструкции холодильных мощностей и складских помещений мы получили разрешение и увеличили производство на 10 тонн в сутки. Валовой надой крупнорогатого скота увеличился тоже примерно на 10 тонн в сутки.
— Скажите, а какой-нибудь новый продукт появится в следующем году на прилавках магазинов?
— Мы каждый год что-нибудь новое производим, один-два вида. Сегодня уже есть несколько идеек, и, я думаю, мы реализуем их к началу года. Но пока предлагаю не раскрывать секрет. Вероятно, этот продукт и будем выставлять на очередной конкурс «100 лучших товаров».