Все рубрики
В Омске вторник, 24 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 101,6143    € 105,2512

Виталий ВОЛОДИН: О просвещении и каннибализме

9 октября 2013 11:05
0
3413

Когда у российских туристов в Амстердаме остается последний день до отъезда, они обычно вспоминают, что хорошо бы разнообразить свои впечатления чем-нибудь возвышенным или хотя бы патриотичным. И вместо кофешопов и квартала красных фонарей отправляются в пригород Заандам, чтобы увидеть домик Петра Первого, тот самый, что вдохновил Жуковского на знаменитое «Здесь колыбель империи твоей / Здесь родилась Великая Россия».

Недавно авторы нового единого школьного учебника включили реформы Петра в список самых трудных вопросов отечественной истории, прекрасно понимая, что вряд ли когда-нибудь будет найдена формулировка, которая позволит оценить их однозначно. Что немудрено — уже три сотни лет любая дискуссия на эту тему неизбежно упирается в стену, разделяющую тех, кто настаивает на особом пути России,  и тех, кто апеллирует к европейскому опыту.

В последнее время все чаще приходится   такую позицию: следует ли нам воспринимать западные достижения, если они там окончательно перестали быть моральными авторитетами? Мол, при Петре все было понятно и однозначно. В Европе были просвещение, гуманизм, а также умение пользоваться салфеткой, ножом и вилкой, у нас же лишь бороды, патриархальная отсталость и дикость нравов. Овчинка стоила выделки. А сейчас с той стороны что? Гей-парады, кофешопы и ювенальная юстиция. И надо ли оно нам стремиться стать такими же, как они?

Подобный тезис прост, доходчив и оттого универсален. Мне доводилось встречать его в самых разных ситуациях, вплоть до обсуждения надо ли в России снижать допустимую скорость в городе до стандартных европейских 50/30 километров в час. Впрочем, если чуть ближе познакомиться с историей той же Голландии, он становится чуть менее очевидным.

Например, как вам такой поучительный факт. Незадолго до того, как великий русский царь-реформатор приехал в Амстердам учиться строить корабли и курить трубку, своего великого реформатора и демократа Яна де Витта, объявившего страну республикой «во веки веков», просвещенные голландцы разорвали на куски в самом прямом смысле этого слова. Более того, по свидетельству летописцев,  затем национального лидера сограждане съели. До последней косточки. Вероятно, даже пользуясь при этом салфетками, ножами и вилками. Организатор же этого увлекательного гастрономического действа впоследствии стал английским королем и подписал «Билль о правах», почитаемый ныне как первый документ, зафиксировавший права человека.

И это еще далеко не самый большой из местных парадоксов. Считать, что Просвещение служило панацеей от дикости нравов, это такое же заблуждение, как в каждом, кто отстаивает снижение скоростного лимита видеть сторонника гей-парадов.

Мне же из голландских историй петровского периода понравилась другая. Один местный кораблевладелец фантастически разбогател на работорговле. А отойдя от дел, состояние потратил на то, чтобы в родном городе замостить лучшим булыжником все дороги, вплоть до последнего переулка. Когда у него спросили, зачем, он ответил: «Я видел в жизни достаточно грязи. Пусть те, кто будет жить здесь после меня, увидят меньше».

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий
Еще по теме


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.