Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Владимир МАЛЬЦЕВ: «45-этажная башня, на мой взгляд, станет одним из символов Омска, таким же, как музыкальный театр или метромост»

30 апреля 2014 11:50
4
5771

С тех пор как 14 марта на очередном заседании архитектурно-градостроительного совета Омска архитектор Владимир МАЛЬЦЕВ представил эскизный проект апарт-отеля высотой  150 метров, который планирует возвести на стрелке Иртыша и Оми ОАО «Бизнес-Технологии», в СМИ и в социальных сетях не стихают споры вокруг 45-этажной высотки. Архитектурному сообществу в целом и главному архитектору Омска Анатолию ТИЛЮ пришлось по душе высотное решение апарт-отеля, но часть омичей уверена, что новое здание будет подавлять архитектурный ансамбль исторического центра и территорию Омской крепости. О чем думает автор проекта, один из самых известных архитекторов Омска, и как он реагирует на критику, выяснял обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

 

— Владимир Сергеевич, вы на 100% уверены, что лучшим архитектурным решением для этой территории станет здание высотой в 45-этажей?

 

— На самом деле поиском архитектурных решений для этого участка и до нас занималось очень большое количество людей, и наша мастерская с 2009 по 2012 год разработала три основных варианта и шесть подвариантов архитектурных решений апарт-отеля. Два из них были даже одобрены градостроительным советом с учетом доработок для дальнейшего проектирования. Но все эти решения, на наш взгляд, не соответствовали масштабу и характеру застройки на этом участке набережной и только добавляли каши в хаотичную и разноплановую панораму, которая открывается с Иртыша. Если левый берег Оми в районе стрелки «держит» здание речного вокзала, то правый берег рассыпается. Мы и сами были не совсем довольны предыдущими вариантами, поэтому взяли некоторую паузу. Отсрочка была связана и  с тем, что в 2012 году еще не завершилась работа над проектом планировки центральной части Омска, и оставалась надежда, что появится какая-то достойная идея. Второй нерешенный вопрос — на тот момент отсутствовал проект охранных зон памятников архитектуры. Мы хотели дождаться и этого документа. Место очень ответственное, и мы все это прекрасно понимаем.

 

Идея высотной доминанты в этом месте родилась, кстати, когда мы изучали градостроительные материалы 70-х годов, выполненные московским Гипрогором под руководством архитектора В. ПОСТНОВА, великого градостроителя, ныне уже покойного, к великому сожалению. В старом генплане Омска нас подкупила идея высотного объема, который авторы поставили в створе улицы Тарской. И когда мы стали анализировать эту идею, то пришли к выводу, что все последующие градостроительные концепции не собирали городское пространство, не придавали ему нового звучания. Идея доминанты в этом месте, предложенная авторами генплана 70-х годов, обосновывалась тем, что этот участок расположен в фокусе расходящихся от стрелки Иртыша лучей в виде улиц и магистралей. И нам показалось очень заманчивым осуществить эту интересную идею.

 

— Коллеги-архитекторы встретили достаточно дружелюбно вашу высотку на набережной...

 

— Прежде чем вынести нашу концепцию на суд градостроительного совета, мы выслушали мнение большого количества своих коллег. Выслушали всех, кого мы уважаем, к чьим словам внимательно прислушиваемся, и практически все эту концепцию поддержали. Да и на градостроительном совете были преимущественно позитивные высказывания. А полного одобрения мы и не ждали, собственно. В любом профессиональном сообществе есть люди, которые, решая свои задачи, будут критиковать все, что сделано не ими.    

 

— Общественники тоже высказывают критические мысли. Многие опасаются, что высотное здание не впишется в исторический центр и будет подавлять Омскую крепость... 

 

— Будет подавлять или не будет — это вопрос спорный. В процессе работы подобные сомнения возникали и у нас, мы тоже опасались, не вступит ли высотная доминанта в диссонанс с масштабом застройки этого участка, поэтому мне понятна первая реакция людей. Но для этого мы и проводим градостроительный анализ, чтобы не ошибиться. Именно поэтому мы изначально приняли решение не вклиниваться агрессивно в линию застройки вокруг бывшего плаца, а сегодня выставочного сквера, не нарушать исторически сложившийся масштаб зданий. Мы не вторгаемся в пространство Омской крепости, мы решаем другие задачи. Высотный объем работает исключительно на панораму. Четырехэтажный стилобат возьмет на себя роль зрительного переходного элемента в вертикаль доминанты, и высотный объем не только не будет подавлять Омскую крепость, но и подчеркнет, как мы считаем, вектор стилевого развития, который прошла архитектура за 300 лет — от каретного сарая к 45-этажной башне, наполненной самыми современными инженерными решениями. Далеко не каждый город, кстати, может себе позволить строительство высотного объекта. Себестоимость одного квадратного метра такого здания, по предварительным оценкам, — 100-120 тысяч рублей.

 

— Дорого...

 

— Дорого. Но здание Омского театра драмы тоже казалось в свое время очень дорогим в сравнении с деревянной избой. Хорошая качественная архитектура — она всегда дорогая. Весь вопрос в том, что кто-то должен сделать первый шаг. Я отлично помню, когда был сделан намыв и построена Иртышская набережная, которая развернула город к реке. Событием для Омска стал сначала первый панельный девятиэтажный дом на Чехова, а потом и первый 16-этажный дом на Левобережье. Нам нужно переходить в новое качество. Но для этого Омску необходимо сделать качественный скачок. И я уверен, что общественность нас поддержит. Ну а мы в свою очередь обещаем работать максимально открыто, рассказывать и показывать, собирая все мнения. 

 

— Обычно высотные здания строятся не в одиночку, а группой, формируя деловой центр города. И высотки в даун-тауне как бы поддерживают друг друга. А ваша башня будет стоять в одиночестве. Не опасаетесь, что она подвиснет в воздухе?

 

— Нет, не опасаюсь. В структуре города наш объект — это как ориентир, как маяк. При близком расстоянии, повторюсь, вы не будете его замечать. А издалека он будет очень хорошо заметен. Омску нужны новые знаковые архитектурные объекты. 45-этажная башня, на мой взгляд, станет одним из символов города, таким же, как музыкальный театр и метромост.

 

— А если оставить Омск в покое? Город, как говорят ваши оппоненты, триста лет прожил без высоток, как нибудь и дальше без них проживет. Может быть, нам не нужно  трогать уже сложившийся городской пейзаж?

 

— Категорически не согласен с таким мнением. Омск и так год за годом теряет свои позиции, а если ничего не менять, то скоро потеряет их окончательно. А оппонентам я бы посоветовал посмотреть, как активно строятся высотные здания в соседних с нами городах. Если нет возможности съездить лично, можно открыть карту от Google Екатеринбурга, где в 2011 году в историческом центре города был построен 54-этажный бизнес-центр «Высоцкий». Там общественность сначала тоже всего опасалась, а сейчас Екатеринбург вошел во вкус и строит уже высотный квартал «Екатеринбург-Сити» из четырех башен, одна из которых позиционируется как самый высокий северный небоскреб планеты. Посмотрите,  как быстро развиваются Тюмень и Новосибирск. И в Кемерове уже тоже появились здания выше 30 этажей.

 

— Кто предложил идею высотки — вы или ваш заказчик?

 

— Предложили высотный объект мы. Заказчик сначала взял паузу для раздумий, но все же согласился. Понимаете, чтобы родился необычный проект, выделяющийся из общего ряда, нужно совпадение целого ряда условий. Одно из обязательных условий — талантливый заказчик. Необходимый объем инвестиций в проект апарт-отеля — 4 млрд рублей. Это почти половина годового бюджета Омска, а мы еще капризничаем — хотим, не хотим. Если по каким-то причинам этот проект не реализуется, то следующая возможность дать городу толчок, построив что-либо необычное, появится не скоро. И мы от своих соседей отстанем еще лет на 10.

 

— Аргумент ваших оппонентов: высотный объект перегрузит существующую инфраструктуру центральной части города. Как вы действительно собираетесь решить проблему парковок при полном отсутствии свободного пространства?

 

— Нагрузка на прилегающую территорию и транспортную инфраструктуру от отеля намного меньше, чем от жилого здания, именно поэтому мы сразу планировали на этой площадке строить отель. Это во-первых. Во-вторых, при 60-70 апартаментах мы запроектировали стоянку на 200 мест, для которой выделяем два подземных этажа. Если этих 200 мест окажется мало, мы найдем возможность выделить под парковку часть пространства первых двух этажей.

 

— А как вы относитесь, кстати, к критикам? Они вас не раздражают?

 

— Признаюсь, мне не очень нравится безапелляционность, с которой высказывают свое мнение некоторые наши оппоненты. И возмущает порой, что когда приглашаешь их на обсуждение, то они либо не приходят, либо просто не высказывают своего мнения.

 

— Насколько я понимаю, сегодня все спорят только по поводу концепции. Но ведь этажность здания может и измениться в сторону понижения по пути к проекту?

 

— В сторону понижения — вряд ли. Хотя этажность мы действительно определили только  приблизительно — 45-50 этажей. Главное, чтобы здание не вышло за пределы 160 метров.

 

— Вы уже согласовали высоту с Росавиацией?

 

— Пока согласовали 130 метров. Но мы продолжаем переговоры.

 

— В какие сроки планируется завершить проект и начать строительство?

 

— На проект нужен год. Здание у нас высшей степени сложности, поэтому никакие нормы на него не распространяются, мы должны будем заказать технические условия на проектирование в Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций имени В.А. Кучеренко, потом утвердить технические условия в *Минрегионразвития России и только потом можно приступать к проектированию. Начало строительства запланировано на лето 2015-го.

 

— Вы уже думали о том, кто будет строить высотку? Смогут омские компании осилить такой сложный объект?

 

— С подрядчиком нужно определиться еще до стадии проектирования, поскольку нужно знать его возможности. Из омских компаний своими силами с таким объектом может справиться только НПО «Мостовик». Но рассматриваются разные варианты, конечно. Возможность привлечения иностранной компании в качестве подрядчика тоже не исключается.

Комментарии
умная курица 5 мая 2014 в 12:17:
В Екатеринбурге столько выкосили исторических памятников, пожгли, застроили кладбища, что приводить сей пример неэтично. В городе нужно развивать производства, медицину, образование, тогда и строительство подтянется. Строительство и архитектура обслуживают определенные функции, а не наоборот: вот сейчас построим поэффектнее, а потом подумаем, чем набить дом. А результате — «аренда, продажа, недорого».
киви 5 мая 2014 в 12:14:
Не требуется в сердце Омска вбивать 45-этажный гвоздь. Это место крепости, и ничего более. Высотным акцентом тут был, и надеюсь, будет Воскресенский собор. А 4-этажный стилобат, призванный стать переходным от исторической застройки к 160-метровой, сам по себе будет смотреться слишком масштабным. Можно, конечно, смотреть на крепость издалека. Но можно и нужно смотреть в первую очередь изнутри, а этого сделано не было. В крепости нужно действовать «пинцетом» а не «топором». Надеюсь, у заказчика хватит мозгов не поддержать наполеоновский размах архитектора.
Ирр 30 апреля 2014 в 21:39:
Себестоимость одного квадратного метра такого здания, по предварительным оценкам, — 100-120 тысяч рублей.===КОМУ ОНИ СОБРАЛИСЬ ПРОДАВАТЬ ТАКИЕ АПАРТАМЕНТЫ?С другой стороны хорошо — всех буржуев может накрыть одним падающим вертолетом с их вертолетной площадки. Пусть селятся кучно.Кстати, если строить на левом берегу чуть дальше, высотный акцент останется почти тем же, только вот строительство может обойтись на 20-40% дешевле.
Анатолий Генрихович Пиль 30 апреля 2014 в 13:30:
В этом районе нет транспортной инфраструктуры для этого объекта. Подземные стоянки — это одно. А где машины будут ездить? Что такое апарт-отель? Джаст Фит Лайф тоже строит апарт-отель, но они не стесняются говорить что это будет именно жилое помещение. Так и тут. Это просто элитный дом под видом апарт-отеля, чтобы обойти требования к возведению жилого здания. Это из Москвы все идет. Как жители будут ездить к своему дому? Идея небоскреба хорошая, но не в этом месте. А арендаторов под офисы там не будет. В Омске 8, 6 процентов офисной недвижимости пустует. А за 2014-2015 года введут минимум 50 000 кв.метров. Идея мертвая, также как и Вахитова с колесом. Коррупция ж?
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.