К 1 июня региональный минсельхозпрод должен разработать торговую марку «Омские продукты», которая должна ассоциироваться с экологической чистотой
О небольших производителях, которым под силу осилить качество, но не под силу поднять маркетинг, о высокой конкуренции на омском продовольственном рынке, о безжалостном федеральном ритейле, который не пускает на свои полки местных производителей, и о том, каким нужно быть зонтичному бренду «Омские продукты», чтобы понравиться и производителям, и покупателям, шла речь в пятницу, 7 февраля, на экспертной площадке «Агропищевой кластер», участники которой собирались в синем зале Конгресс-холла.
Как рассказал участникам экспертной площадки глава регионального минсельхозпрода Виталий ЭРЛИХ, главным механизмом эффективного продвижения продукции омских аграриев будет торговая марка «Омский продукт». По словам Виталия ЭРЛИХА, правом производить продукты питания под единой омской маркой наделят только тех производителей, кто будет соответствовать самым высоким требованиям с точки зрения качества. А разработкой марки по поручению губернатора Омской области занимается сейчас минсельхозпрод.
7 февраля участникам экспертной площадки заместителем главы минсельхозпрода Павлом ПАВЛОВЫМ были представлены первые наработки на тему будущего зонтичного бренда, который должен объединить омских товаропроизводителей. Причем как крупных, так и средних с мелкими, «которые не могут себе позволить создать бренд». Деньги на брендостроительство, как заверил чиновник, взяты не в региональном бюджете. Работу дизайнеров и маркетологов оплатили частные инвесторы.
— Наша задача — капитализировать в дальнейшем торговую марку, которую мы предложим для рассмотрения на сегодняшнем экспертном совете, — сделал многозначительное заявление Павел ПАВЛОВ. — Основная идея — сформировать brand essence, идею бренда, понять, чего мы хотим от торговой марки «Омский продукт», которая должна поспособствовать увеличению продаж продукции сельхозтоваропроизводителей Омской области как на внутреннем рынке, так и на рынках других регионов.
Областная марка, как пояснил ПАВЛОВ, должна стать, с одной стороны, аналогом советского знака качества, доверие к которому было очень высоким, с другой стороны — аналогом private label, собственных торговых марок крупнейших ритейлеров. Это, по мнению ПАВЛОВА, весьма перспективное направление, в той же Германии сегодня доля проникновения собственных торговых марок ритейлеров — порядка 80%. То есть налицо усталость потребителей от брендовой многочисленности.
Строить свой бренд областная власть намерена на идеологической платформе природной уникальности Омской области, продовольственном патриотизме омичей и экологической чистоте продуктов, которые в регионе производятся. Для такого позиционирования, как уверяет ПАВЛОВ, у нас есть все основания. В Китае, по его словам, Омскую область уже и сейчас хорошо знают как поставщика высококачественного продовольствия и выделяют среди других субъектов Российской Федерации. Торговая марка «Омский продукт» не будет собственностью производителей. Она будет даваться как бы в аренду. Воспользоваться маркой сельские товаропроизводители смогут вроде бы бесплатно, но не все, а только те из них, продукция которых будет соответствовать современным критериям качества.
Участники экспертной площадки встретили идею создания торговой марки «Омский продукт» достаточно тепло, чего и следовало ожидать. Критические замечания звучали мягко и касались больше мелочей, типа изображения божьей коровки на предварительных эскизах упаковки омского молока. Министр ЭРЛИХ тоже благосклонно воспринял работу, выполненную его заместителем. Но все же поинтересовался, проводились ли уже беседы с крупными омскими производителями продуктов питания и высказывали ли они свои мысли по поводу поддержки омской марки.
— Насколько я понял, эта марка не подразумевает, что на упаковке молока, например, будет размещен и другой товарный знак, — уточнил ЭРЛИХ. — Либо, значит, «Крыночка», либо «Омский продукт». Либо фирменная продукция, либо обезличенная. Вместе никак. Или возможен другой вариант — фирменный знак изготовителя плюс торговая марка «Омский продукт»?
На что ПАВЛОВ ответил, что у крупных компаний, мол, есть ресурсы и для создания, и для продвижения своих марок, есть бренд-менеджеры, и холдингам вряд ли будет интересна марка «Омский продукт». Она нужна больше фермерам и небольшим предприятиям в районах области. Для них эта марка — единственная возможность выйти со своей продукцией на рынки других регионов, пусть даже анонимно. Но если областной маркой заинтересуются крупные омские производители продуктов питания, то и для них ворота не будет закрыты.
Кстати, поучаствовал в обсуждении марки «Омский продукт» и президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ, один из идеологов городского бренда «Омская марка». В целом СВАТКОВ наработки минсельхозпрода поддержал, но все же напомнил, что аналогичные региональные марки есть и в других регионах и некоторые из этих регионов нас уже давно опередили. Еще СВАТКОВ напомнил, что без оператора, который взял бы на себя технические функции, никак не обойтись. И почему-то не поделился собственным опытом по продвижению бренда «Омская марка».