Ученые, предприниматели и чиновники обсудили за круглым столом синергетический эффект и прочие преимущества кластерного подхода
Обсуждение промежуточных итогов и перспектив развития агрокластера в 2014 году проходило в минувшую пятницу, 21 февраля, на базе Омского государственного аграрного университета им. П.А. СТОЛЫПИНА (ОмГАУ). По мнению региональных властей именно агроуниверситет станет основным поставщиком инноваций для сельского хозяйства региона. В работе экспертной площадки приняли участие представители науки, студенты, государственные и муниципальные управленцы. Модератором дискуссии был первый зампред правительства Омской области Вячеслав СИНЮГИН.
Один кластер, семь подкластеров
— Давайте сегодня постараемся максимально понятным, ясным языком рассказать, что такое кластеры, как мы движемся, какие у нас точки роста, — сразу задал направление Вячеслав СИНЮГИН для всех, кто хотел высказаться на тему взаимодействия между участниками агрокластера с целью реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и формирования инновационного и кадрового потенциала агрокластера Омской области.
Виталий ЭРЛИХ согласился, что сегодня еще не все омичи понимают, что же такое кластерный подход, и в начале своей презентации стратегии развития агрокластера до 2025 года на всякий случай слегка углубился в экономическую теорию, пояснив отличия кластера от холдинга. Мол, в кластере нет полного слияния, все юридические лица сохраняют свои статусы, но при этом создается единый механизм, позволяющий добиться синергетического эффекта от экономического взаимодействия этих юридических лиц как по вертикали, так и по горизонтали.
Синергетического эффекта, по мнению Виталия ЭРЛИХА, омские аграрии могут добиться в семи направлениях (двух в животноводстве и пяти в растениеводстве), по которым будут сформированы подкластеры. Для этого аграрии должны будут увеличить глубину и эффективность переработки сырья, сформировать общую логистику, расширять общие каналы продвижения сельхозпродукции, а в идеале растениеводческие подкластеры настолько окрепнут, что смогут войти даже в другие кластеры (прежде всего в нефтехимический кластер).
Отдельно глава минсельхозпрода остановился на ресурсном и кадровом обеспечении агрокластера, которое предполагается организовать через ресурсный кадровый центр, создающийся на базе ОмГАУ, в который так или иначе войдут все омские научные и учебные организации, имеющие отношение к сельскому хозяйству. Пока у ресурного центра (на что обратил особое внимание Вячеслав СИНЮГИН) еще нет адреса и таблички на двери, аграрии еще не понимают, куда им обращаться в случае необходимости, но эти формальности, по уверению Виталия ЭРЛИХА, будут обязательно учтены в ближайшее время.
— Задачи, которые мы ставим, — увеличение объема производимой продукции, привлечение инвестиций, увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, — напомнил собравшимся Виталий ЭРЛИХ. — Контрольные цифры развития агрокластера: рост производства сельхозпродукции к 2025 году в 1,4 раза, рост переработки зерна — на 41%, рост производства пищевых продуктов — в 2,1 раза.
У агрокластера директора не будет
Участники обсуждения реагировали на презентацию главы минсельхозпрода весьма заинтересованно. В том числе на контрольные цифры и ключевые показатели. Мол, к 2025 году региону нужно ставить перед собой более амбициозные задачи, чем увеличение объемов производства сельхозпродукции в 1,4 раза, чтобы не потеряться на фоне Монголии и Китая, где аграрный сектор развивается сумасшедшими темпами. Некоторых интересовало, как в агрокластер впишутся фермеры и небольшие предприятия переработки. А профессору ОмГАУ Нине ПОПОЛЗУХИНОЙ хотелось выяснить, почему в отдельный подсектор растениеводства не были выделены производители зернобобовых культур.
По мнению же директора Омского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Льва ЯНЕЕВА и депутата областного Заксобрания Владимира ПУШКАРЕВА, в схемах и графиках агрокластера нужно указывать не абстрактных инвесторов, а найти место банковским структурам, поскольку и сейчас основные инвестиции в сельское хозяйство идут по линии банковских кредитов, и в будущем инвестиционная картина едва ли изменится кардинально.
— Я поддерживаю предложение, что инвестиции нужно расшифровать, — присоединился к дискуссии Вячеслав СИНЮГИН.— И если коллеги из Россельхозбанка не возражают, мы обязательно загрузим их этой темой и включим их в структуру агрокластера. А чтобы им было веселей, возьмем еще дополнительно несколько банков. И нужен механизм, несомненно, по вовлечению новых участников, чтобы человек, желающий построить мельницу или элеватор, понимал, куда ему можно обратиться, чтобы вписаться в соответствующий подкластер. Тогда мы получим более широкий отклик.
Возник вопрос и об управляющей структуре агрокластера, которая, как считают эксперты, обязательно должна быть, иначе эффект от объединения предприятий в агрокластер проявится очень нескоро. Самоорганизация предприятий-конкурентов — дело хорошее, но слишком длительное, как показывает практика. Мол, каждый будет тянуть одеяло на себя. Как пояснил Виталий ЭРЛИХ, мысли по поводу схемы управления были различные. Продумывался в том числе вариант создания некоммерческого партнерства. Но все же пришли к выводу, что наиболее эффективным будет вариант не прямого управления, а координации кластерного взаимодействия через многосторонние соглашения самих участников агрокластера.
— Директора у кластера, который будет всеми командовать, конечно не должно быть, — считает Виталий ЭРЛИХ. -А кооперация должна базироваться на условиях взаимной выгоды.
— Кластер вполне может существовать без единого ядра в виде управляющей компании, — добавила заведующая лабораторией экономического анализа института экономики и финансов ОмГАУ Оксана ШУМАКОВА. — Но в данном случае, насколько я понимаю, управление кластером все же будет. Но не из единой управляющей компании, а из управляющего ядра, в которое будут входить несколько крупнейших предприятий переработки. И это удачное решение, надо это признать. И еще, на мой взгляд, нужно четче обозначить роль минсельхоза и правительства в агрокластере, а также расшифровать, кто будет являться основным поставщиком инноваций.
Кадры и инновации решают всё
Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров и перспективные направления взаимодействия участников агрокластера для их решения затронул в своем выступлении ректор ОмГАУ.
— Наличие организации, которая обеспечивает кластер кадрами, информацией и инновациями, — это одно из условий успеха при создании кластера, — напомнил Сергей ПЕТУХОВСКИЙ. — И мы сегодня собрались на площадке университета, я считаю, не зря. Именно здесь есть кадры, инновации и информация.
ОмГАУ, по словам ректора, видит себя и в аграрном кластере, и в лесопереработке, и в системе управления водными и земельными ресурсами. По многим направлениям работы университета сформировались уже научные школы, а по отдельным направлениях даже по нескольку школ. Ряд направлений разрабатывается совместно с учеными из СибНИИСХоза. В прошлом году более миллиона гектаров пашни было засеяно сортами зерновых, которые были созданы селекционерами ОмГАУ. Урожайность новых сортов — до 65 центнеров с гектара. Есть успехи у университета и в работе с производителями овощей закрытого грунта. Университет плотно взаимодействует с группой «Титан», которая реализует в рамках агрокластера проект «Биокомплекс».
Направления инноваций, озвученные ректором ОмГАУ, дополнил глава СибНИИСХоза Иван ХРАМЦОВ. По его словам, нужно плотно заниматься исследованиями в области сохранения и восстановления плодородия почв, а также обратить особое внимание на селекционную работу в животноводстве. Без высокопродуктивных пород эффективного животноводства у нас попросту не будет. Как не будет, собственно, и эффективного растениеводства, если омские аграрии не будут инвестировать средства в агротехнологии и сельхозтехнику нового поколения.
Другую сторону кадрового вопроса озвучил глава Большереченского муниципального района Василий МАЙСТЕПАНОВ. По его словам, аграрии и готовы были бы покупать больше техники, но сталкиваются с большими трудностями. И даже не с денежными. Дошло уже до того, что работать сегодня на новой технике некому. Еще одна проблема, по мнению Василия МАЙСТЕПАНОВА, в том, что интересы производителей сельхозсырья и крупных перерабатывающих холдингов диаметрально противоположны.
— «Вимм-Билль-Данн» не захочет идти к нам в кластер. Зачем мы им со своими проблемами? Они нас и так хорошо доят, и имеют от нас все, что хотят, — считает районный глава.— Я говорю об этом объективно, поскольку не первый год в сельском хозяйстве. Если кто-то еще помнит, был такой бренд — большереченское масло. Сегодня этот бренд уничтожен. Наши производители сдают ежедневно молоко «Вимм-Билль-Данну», а в самом Большереченском районе люди пьют молоко, произведенное в Белоруссии и Северном Казахстане. И если бы не мини-молзавод, с помощью которого мы закрываем социалку, ситуация была бы еще хуже.
— Думаю, с «Вимм-Билль-Данном» мы попытаемся найти общий интерес, — подвел итоги дискуссии Вячеслав СИНЮГИН. — Омский нефтезавод тоже много зарабатывает, но мы же обсуждаем с ним вопросы создания нефтехимического кластера. Будем и здесь работать.
А Виталий ЭРЛИХ пояснил, что его министерство открыто для диалога и не просто готово выслушивать экспертные мнения, но и при необходимости будет дорабатывать и дополнять уже сформированную концепцию агрокластера.
— Схема — это не догма, это только скелет, который еще будет обрастать мясом. У нас 2,5 тысячи товаропроизводителей. И если в ходе обсуждения на экспертных площадках будут возникать креативные идеи, мы обязательно будем их учитывать при доработке концепции, - подчеркнул глава минсельхозпрода.