24 июня генеральный прокурор Юрий ЧАЙКА подписал приказ о назначении новым омским транспортным прокурором Дмитрия КОЗЛОВСКОГО. Ранее он занимал должность заместителя красноярского транспортного прокурора. Свое первое интервью он дал корреспонденту "КВ" Георгию ГОРШКОВУ.
— Дмитрий Викторович, какие сферы охватывает омская транспортная прокуратура?
— Омская транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного, внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере, а также за Омским ЛУ МВД России, Омским следственным отделом на транспорте Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ и другими.
— В каких проверках за три недели с вашего назначения успели поучаствовать?
— В навигационный период омской транспортной прокуратурой совместно с представителя контролирующих органов на внутреннем водном транспорте Омского региона регулярно проводятся рейды по реке Иртыш. В частности, на прошлой неделе в ходе проведения очередного рейда были выявлены нарушения в сфере безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта в действиях капитанов судов ООО «Прибой» и ОАО «Омский речной порт». В связи с этим в отношении них возбуждены дела о совершении административных правонарушений, в адрес директора ООО «Прибой» внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения закона.
Отмечу также, что рейды по реке проводятся с участием сотрудников полиции, которые имеют алкотестеры, поэтому в обязательном порядке члены команд всех остановленных судов проверяются на предмет употребления алкоголя и наркотических веществ. За истекший период навигации 2014 года лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения при управлении транспортными средствами, не выявлялось.
— Ваш предшественник Эдуард БРЕЖНЕВ в интервью «КВ» в 2011 году рассказывал, что красноярская транспортная прокуратура, в которой вы до этого работали, занимается надзором только за объектами железнодорожного транспорта.
— Действительно, в Красноярске за объектами водного и воздушного транспорта надзирает Енисейская транспортная прокуратура, красноярская же — за деятельностью железнодорожного транспорта и таможни. В Омске такого разделения нет.
— Сколько человек работает под вашим руководством? Никого не привлекали из прежней команды?
— Нет, в омской транспортной прокуратуре сменился только руководитель. Всего в омской транспортной прокуратуре10 оперативных работников. Моими заместителями являются Станислав НЕМЦОВ и Александр ШИЧКИН, последний исполнял обязанности транспортного прокурора до моего назначения.
— Планируются ли изменения в омской транспортной прокуратуре?
— В составе сотрудников — нет. Но до сентября текущего года прокуратура переедет в здание, расположенное по ул. Лермонтова, 27, где также располагается Омская таможня (на данный момент транспортная прокуратура располагается по адресу: Лобкова,1. — Прим. «КВ»).
— Подводилась ли уже статистика правонарушений за первое полугодие 2014 года? Наблюдается ли рост?
— В Омской области за первое полугодие 2014 года было выявлено свыше 500 правонарушений в сфере транспорта. Приоритетными направлениями надзора в прошедшем полугодии являлись соблюдение законодательства о противодействии коррупции, незаконной миграции, в сферах обеспечения безопасности на железнодорожном, воздушном, внутреннем водном транспорте, обеспечении транспортной безопасности, противодействии терроризму, защиты прав потребителей, охраны труда и трудовых прав граждан, бюджетного законодательства.
— А главной темой 2013 года, насколько я понимаю, был речной транспорт и расследование трагедии, произошедшей с теплоходом «Полесье», принадлежащим ОАО «Омский речной порт». Планируете ли обжаловать решение суда о возврате Омскому речному порту лицензии на пассажирские перевозки?
— Поскольку в 2013 году я являлся оперативным сотрудником красноярской транспортной прокуратуры, об указанной трагедии мне известно в основном из новостей.
Уже приехав в Омск, я подробно ознакомился с материалами проверки, проведенной по транспортному происшествию. Омская транспортная прокуратуру в соответствии с требованиями ГПК РФ не имеет полномочий обжаловать решение суда апелляционной инстанции.
— Но штрафных санкций все же удалось добиться?
— Да, ОАО «Омский речной порт» и и.о. генерального директора организации Максим ПОНЕДЬКО на основании постановлений омской транспортной прокуратуры за нарушение лицензионных требований привлечены к административной ответственности в виде штрафов 100 и 20 тысяч рублей соответственно.
В Омском речном порту в рамках расследования трагедии на «Полесье», а также проведенных проверок, было выявлено множество и других нарушений закона, в целях устранения которых приняты меры прокурорского реагирования — в адрес и.о. генерального директора внесено представление, в отношении должностных лиц возбуждены дела об административных правонарушениях, в порядке ст. 37 УПК РФ в отношении фельдшера, осуществлявшего осмотр судоводителей, в органы полиции направлены материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, по результатам проверки уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 159 УК РФ, впоследствии прекращено в связи с амнистией. По трагедии на «Полесье» наказание в виде лишения свободы получил только капитан судна Юрий РАТЬКО — 4,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
— В апреле 2014 года омская транспортная прокуратура требовала привлечь к ответственности должностных лиц Обь-Иртышского управления Ространснадзора за махинации с госзакупками при покупке 2 патрульных катеров на 31,8 млн рублей. Чем закончилось дело?
— В отношении начальника Обь-Иртышского управления Госморречнадзора Владимира ВАСИЛЬЕВА было возбуждено административное дело по факту изменения условий госконтракта на поставку товаров (ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ). Управление антимонопольной службы по Омской области требования прокуратуры поддержало, однако ВАСИЛЬЕВ обжаловал решение в районный суд. Разбирательства до сих пор продолжаются. Что касается катеров, то согласно договорам петербургский поставщик, ЗАО «Компания ТОП Марин», должен был их доставить в Омск до 1 декабря 2013 года. Однако, как установлено проверкой, на территории региона их не было и в конце марта 2014 года. Один так и находился в Санкт-Петербурге, а другой – в неполной комплектации в Тобольске. В настоящее время один катер доставили в Омск, второй находится в Тобольске.
— Выявлялись ли еще какие-нибудь нарушения в Обь-Иртышском управлении?
— По итогам первого полугодия 2014 года в Омском линейном отделе Обь-Иртышского управления Госморречнадзора выявлены нарушения требований законодательства, обеспечивающего свободу экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) (федерального закона № 294 (О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля).
В связи с этим в адрес начальника Обь-Иртышского управления Госморречнадзора внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, по результатам рассмотрения начальник Омского линейного отдела привлечен к дисциплинарной ответственности.
— В июне Октябрьский суд вынес приговор экс-заместителю Омского таможенного поста Омской таможни Дмитрию ПАТРАКОВУ — 5 млн рублей штрафа за получение взятки. Каких требований придерживалась транспортная прокуратура? Будете ли обжаловать решение в вышестоящей судебной инстанции?
— Мы считаем решение суда справедливым. Гособвинение в лице транспортной прокуратуры придерживалось примерно тех же требований — мы не настаивали на лишении свободы, только штраф. У ПАТРАКОВА имелся ряд объективных обстоятельств для применения к нему статьи 64 УК РФ (назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление). Во-первых, он не был ранее судим. Во-вторых, у него на иждивении находились несовершеннолетние дети. Третья причина — неудовлетворительное состояние здоровья ПАТРАКОВА. Кроме того, он полностью признал свою вину.
— Следом за этим Западно-Сибирское следственное управление на траспорте СК возбудило уголовное дело и в отношении начальника Омской таможни Алексея БОЧКАРЕВА по подозрению в избиении подчиненного.
— Да, действительно в отношении руководства Омской таможни было возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Его расследуют следователи по особо важным делам Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ.
— Почему омское дело передали в Новосибирск?
- Поскольку я не являюсь руководителем следственного органа, поэтому не могу ответить на этот вопрос.