22 июля на базе ОАО «Омский НИИ приборостроения» открылся Центр по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов «система на кристалле», и он, как объявило региональное правительство, стал первой очередью технопарка, чьи резиденты будут заниматься разработкой и производством самых современных радиоэлектронных компонентов для средств связи и микроэлектроники. Управляющую компанию первого омского технопарка возглавил экс-ректор Омского государственного университета Владимир СТРУНИН. О том, каким, по задумке учредителей, должен быть технопарк, откуда возьмутся деньги на развитие и по каким критериям будут отбираться резиденты, Владимир Иванович рассказал обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ.
– Владимир Иванович, что именно вы возглавили? Какая правовая форма у технопарка?
– Я возглавил ОАО «Омский технопарк радиоэлектроники», управляющую компанию, задача которой – организовывать работу на определенных условиях и на определенных территориях малых инновационных предприятий, чтобы они могли заниматься мелкосерийным производством изделий, востребованных радиопромышленностью. Подобный вид деятельности меня привлекал давно. Мне были интересны и вопросы оценки эффективности реальных разработок в научных коллективах, их инновационная и инвестиционная привлекательность, и вопросы внедрения этих разработок в реальное производство. Еще будучи проректором по науке ОмГУ, я начал реализацию проекта «Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор, который в настоящее времЯ вполне неплохо функционирует, являясь, по большому счету, предтечей технопарка. В бизнес-инкубаторе вызревали наиболее жизнеспособные стартапы.
– Управляющая компания уже зарегистрирована?
– 10 июля состоялось собрание учредителей общества, и в данный момент мы проходим процедуру регистрации.
– Кто учредители?
– Омский государственный университет, Омский государственный технический университет, Омский НИИ приборостроения и Корпорация развития Омской области. Уставный капитал общества – 1 млн рублей. У всех учредителей равные доли – по 25%.
– Имущество какое-то передается технопарку?
– Принцип построения любого технопарка – он одинаков для всех стран. Технопарк имеет в управлении производственную инфраструктуру, которую предоставляет в аренду резидентам. Чаще всего это приспособленные производственные помещения или производственные мощности. Все это предусмотрено и нашей концепцией. В перспективе технопарку будут, конечно, передаваться в управление часть производственных площадей ПО «Иртыш», но вопросы собственности решаются не очень быстро. Мы очень постараемся, конечно, решить все юридические вопросы до конца 2015 года.
– Нисколько не сомневаюсь в самой идее создания технопарка. В теории у нас всегда все хорошо. Но если мы обратимся к российской практике, то увидим, что успешно функционирующих технопарков в России буквально единицы. Все остальные – это много шума из ничего.
– Я тоже достаточно большой скептик, поэтому первым делом, прежде чем согласиться на новую должность, стал выяснять, какими производственными площадями и ресурсами для развития будет наделен создаваемый технопарк. Я отдаю себе отчет, что без ресурсов, в том числе финансовых, это будет очередное мертворожденное дитя. Поэтому до конца года нашей главной задачей станет поиск любых возможных источников финансирования. Насколько я знаю, в бюджет области 2015 года уже закладываются средства на развитие технопарков в объеме 50 млн рублей. Учредители планируют совместно участвовать в различных федеральных конкурсах по выделению субсидий и грантов, которые проводят федеральные министерства, в частности Минпромторг РФ и Минобразования РФ. Причем распределяются и достаточно большие грань – до 300 млн рублей на три года. И без софинансирования, что немаловажно. Есть еще федеральная программа государственной поддержки технопарков, но в эту программу мы пока не попадаем. Эти ресурсы мы сможем привлекать, когда у нашего технопарка появится имущественный комплекс.
– ОНИИП будет вкладывать деньги в технопарк?
– Конечно. Он уже вкладывает.
– Когда в технопарке появятся первые компании-резиденты? Хотя бы раньше 2015 года?
– Конечно. Площади уже выделены, первые резиденты уже определены.
– Кто, например?
– Например, малое инновационное предприятие «Универ ТМ», которое занимается технологиями 3D-прототипирования, с помощью которых создаются любые сложные формы для любого литья. Благодаря инновационным решениям можно изготавливать изделия без пресс-форм, штампов и других видов сложной технологической оснастки, производство которой всегда было очень затратно. «Универ ТМ» – это уже действующее предприятие из межвузовского бизнес-инкубатора, у него реализован небольшой производственный цикл, и теперь это производство нужно масштабировать, чтобы выйти на более серьезный уровень. Есть у нас в университете разработка по сенсорам, которая практически готова к внедрению в производство. Есть перспективные разработки и у малых инновационных предприятий технического университета. Главное, здесь ни в коем случае не должно быть никаких личных амбиций и подходов, никаких лоббирований. Чтобы технопарк заработал, мы сейчас должны поддерживать только тех резидентов, кто имеет реальные, готовые к внедрению в производство разработки.
– Чтобы не профанировать саму идею?
– Если вместо технопарка у нас выйдет профанация, то в общественном сознании надолго сохранится негатив. Мы сейчас просто не имеем права вкладывать деньги, а потом развести руками: мол, ничего не получилось.
– А что получат в технопарке резиденты?
– Производственные площади и оборудование в аренду по очень льготным расценкам.
– Бесплатно?
– Бесплатно нельзя. Это было бы нарушением действующего законодательства.
– Какой предполагается штат управляющей компании «Омский технопарк радиоэлектроники»?
– Учитывая имеющееся на сегодняшний день количество ресурсов, о штатном расписании думать пока рано. Понятно, что нужен юрист и бухгалтер, но мне не обязательно брать их в штат. А свой зарплатный вариант я вообще не рассматриваю. До тех пор, пока технопарк не встанет на ноги.
– Вы сказали, что отказываетесь от зарплаты на период становления технопарка?
– Совершенно верно. Чтобы никто не думал, будто технопарк – это очередная бюджетная кормушка.
– Будете совмещать управленческую работу в технопарке с преподавательской деятельностью?
– Кафедру я в любом случае оставить не могу. Университетская площадка – это фактически часть технопарка. У ОмГУ в настоящее время заключены договоры о сотрудничестве с семью предприятиями радиопрома – ОНИИП, ПО «Иртыш», заводом им. Козицкого, ЦКБА, «Мир», «Навигационные системы», «Омск-Инфо». На базе ОНИИПа создан филиал кафедры, где проходят и практические, и теоретические занятия для студентов. Наши студенты приходят на предприятия с третьего курса, имея уже хорошую теоретическую подготовку, и получают возможность освоить современные технологии. Предприятия такой вариант устраивает, потому что к выпуску студентов из университета они получают уже готовых специалистов, ориентированных на профили деятельности предприятия.
– Мне всегда казалось, что ряды инженеров ОНИИПа пополняются за счет выпускников радиотехнического факультета ОмГТУ...
– У нас нет конкуренции с радиотехническим факультетом, каждый занимает свою нишу. Технический университет – и это отличие признается сегодня уже всеми – готовит хороших технологов. А мы готовим разработчиков, для которых необходимы глубокие базовые знания теоретической физики, математики, программирования. Выпускники нашей кафедры экспериментальной физики и радиофизики ОмГУ уже два десятка лет успешно работают на омских предприятиях радиопрома.
– Спасибо, Владимир Иванович, что нашли время ответить на наши вопросы. Надеюсь, все ваши идеи реализуются.