А зарплаты трудящимся, согласно стратегии развития Омска, каждые четыре года будут расти почти в 1,5 раза
В пятницу 20 июня в администрации Омска состоялось последнее обсуждение проекта «Стратегия социально-экономического развития Омска до 2025 года». В ее разработке приняли участие представители бизнеса, науки, образовательных учреждений и общественных организаций, органов исполнительной власти Омской области, структурных подразделений муниципалитета, городских депутатов — около 200 человек. Из всех предложенных сценариев развития Омска наиболее приоритетным эксперты выбрали «Город, в котором хочется жить!», как проект самого комфортного города Сибири.
Сильные и слабые стороны
Мэр Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ отметил, что данный проект развития города нельзя рассматривать отдельно от стратегии развития Омской области.
— Акцент необходимо делать исключительно на функциях местного самоуправления, и необходимо их четко увязать со стратегией развития Омской области. Одно от другого неотделимо.
Директор департамента экономической политики администрации Омска Гульнар АЙТХОЖИНА напомнила, что проект стратегического планирования в России, рассмотренный Госдумой в первом чтении еще в ноябре 2012 года, в настоящее время так и не принят. Поэтому стратегия Омска разрабатывались с учетом практики других российских городов: расставления целей, приоритетов, определения сильных и слабых сторон.
Сильными сторонами города Омска эксперты назвали статус города-миллионника, наличие крупных промышленных предприятий, богатое культурно-историческое наследие, высокий научно-технический и образовательный потенциал. Кроме того, к преимуществам Омска отнесли развитую спортивную инфраструктуру, высокую организацию профессионального и массового спорта, а также выгодное географическое положение на пересечении транспортных коридоров и нахождение Омска в тройке городов России с наивысшей солнечной активностью (возможности использования солнечной энергии).
Слабыми сторонами стали высокие административные барьеры для бизнеса, низкий уровень доходов населения, экологические проблемы, дефицит кадрового потенциала. К минусам также относятся удаленность от основных рынков сбыта, слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы и т. д.
Разрешение проблем в Омске и достижение статуса самого комфортного города Сибири должно произойти, по мнению экспертов, за счет стимулирования четырех компонентов: роста конкурентоспособности экономики города и городской среды, улучшение качества жизни населения города и повышение эффективности системы муниципального и общественного управления.
Рост бизнеса
Согласно основным целевым индикаторам стратегического развития Омска индекс промышленного производства с 2012 года к 2025 году должен вырасти на 1,6 процента. Инвестиции в основной капитал – на 2,6 процента. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения – 545 единиц (при 447 в 2012 году). При этом авторы стратегии, видимо, исходя из прогнозов роста предпринимательства, не ставят целью снизить безработицу, а только предотвратить серьезный рост.
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах, в 2025 году увеличится в 2,2 раза. При этом сегодня, по мнению экспертов, обеспеченность торговыми площадями в Омске значительно меньше минимального показателя. На 1 января 2014 года она составляла 973 квадратных метра на 1 тысячу человек при требуемом минимуме в 619 кв. м.
ЖКХ и зарплаты
По данным на 2012 год, уровень износа коммунальной инфраструктуры Омска составлял 70%, к 2025-му его удастся снизить только на 6 процентов. При этом долю ветхого и аварийного жилья в общей площади жилищного фонда к концу реализации стратегии планируется ликвидировать полностью. Уровень зарегистрированной безработицы в 2012 году составлял 0,33% к численности экономически активного населения (с 2016-го по 2025 год ставится планка – не более 0,5%). При этом доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций по данным стратегии в 2012 году составляла 37,7%, а к 2025 году прогнозируется рост до 47%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций, предполагается, будет увеличиваться каждые четыре года почти в 1,5 раза. В данных предприятиях в 2013 году работало 54% населения Омска, в малых организациях и у индивидуальных предпринимателей – 29%. В 2013 году, по данным экспертов, средняя зарплата работников крупных и средних предприятий составляла 28 тысяч 64 рубля и по сравнению с 2012 годом увеличилась 12,2%.
Максимально эффективное бюджетирование
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа в 2012 году составляла 76,7 процента, а к 2025 году рост до 80,8%. Объем поступлений в бюджет Омска доходов от использования имущества в 2016 году за предполагается увеличить в 2,4 раза. Далее рост будет не настолько значительным и в 2025 году составит 285% к 2012 году. Доля площади муниципальных земельных участков, сданных в аренду в 2012 году, составляла 14,4%, к 2025 году ее предполагается увеличить до 17%.
Максимальное достижение уровня качества организации и осуществления бюджетного процесса в Омске предполагается в 2025 году, но уже к 2016 году, по прогнозам экспертов, эффективность мэрии составит 90%.
В завершение обсуждения Гульнар АЙТХОЖИНА ответила, что все конструктивные идеи были учтены:
— Мы постарались учесть все конструктивные замечания, но вошли не все. Например, предлагалось все промышленные предприятия вынести за черту города. Идея понятна, но при одном плюсе много и минусов, не говоря уже о реалистичности воплощения. Поэтому если кто-то увидит, что не все предложения учтены, замечу, что мы постарались учесть те, которые больше всего прорабатывались в первой и второй части стратегии.
Окончательное утверждение стратегии состоится в июле. Полный список проектов и основных целевых индикаторов можно найти на официальном сайте администрации Омска.