Все рубрики
В Омске вторник, 23 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 79,3146    € 92,8621

Екатерина СПЕХОВА: «Говорят, что в эпоху перемен жить сложно, но я считаю, мне повезло трудиться в этот период»

5 марта 2014 12:29
1
6758

Екатерина СПЕХОВА уже около полугода руководит департаментом образования администрации города Омска. Обозреватель «КВ» Ольга УМОВА расспросила Екатерину Витальевну о том, как продвигаются очереди в детсады, как приживается в омских школах новый закон об образовании и что для нее в работе директора департамента оказалось самым сложным.

— Екатерина Витальевна, в 2013 году планировалось создать в Омске 2600 мест в детских садах, а в итоге было создано более 3100 мест. А как продвинулась очередь?

— Очередь продвинулась намного серьезнее, ведь у нас около 11 тысяч детей перешли из детсадов в первые классы. Так что за год путевок в детсады мы выдали почти 15 тысяч. За счет чего еще удалось обеспечить местами такое количество детей? Во-первых, мы открывали новые группы в детсадах, открыли два детсада после реконструкции (№ 128 и № 55). Во-вторых, были построены детский сад в мкр № 5 и детсад «Абвгдейка», который департаменту образования не подведомственен, но очередь в городе в любом случае и благодаря ему немного продвинулась.

Кроме того, в июле 2013 года вступили в силу новые СанПпиНы по дошкольному образованию, и они позволили нам увеличить наполняемость групп. Если раньше на ребенка в среднем было 2,5 кв. м, то теперь норматив составляет 2 кв. м. В итоге предельная максимальная численность достигла у нас 30 детей на одну группу. Где-то помещения позволяют сделать группы больше, но мы не можем, потому что если все 30 детей в один день придут, то один воспитатель не справится. Как правило, в группу ходит  процентов 80 детей от списочного состава.

Наконец, мы открывали дошкольные группы в общеобразовательных школах и переводили туда детей из детских садов. И по итогам 2013 года мы пришли к тому, что на территориях Советского, Ленинского и Октябрьского округов у нас не осталось детей старшего дошкольного возраста в очереди. В Кировском и  Центральном округах в очереди есть такие дети. К сожалению, пока мы не успеваем за темпами строительства жилья на Левом берегу, хотя все возможные меры принимаем для этого.

А какие на 2014 год планы по увеличению мест в садиках?

— На 2014 год цифра увеличена в сравнении с достигнутой в прошлом году. Это 3700 мест. Начинается строительство детсада в мкр Прибрежный. и в ближайшее время, мы уверены, начнется строительство в мкр Кристалл-2. Садики, которые будут строиться по концессии, мы пока не считаем, потому что сейчас региональное министерство имущественных отношений только ведет отбор. И когда концессионер будет определен, к работе приступит, тогда мы будем понимать, когда появятся новые места и сколько.

— Каково ваше мнение по поводу нового федерального закона об образовании? Как внедряются его положения на практике, легко или со скрипом?

— На протяжении 20 лет федеральный закон об образовании не менялся. И в последние годы было очень много поправок в этот документ. Так что новый закон появился закономерно, и он кардинально отличается от старого. Если раньше в законе было лишь два субъекта – обучающийся и педагог, то сейчас появился еще и третий – родители. Очень хорошо, что в новом ФЗ сформулированы все необходимые понятия, что очень много статей уделено качеству образования. Вступление в силу отдельных положений закона будет продолжаться вплоть до 1 января 2016 года, и нам предстоит за это время серьезно изменить нормативную базу в наших учреждениях. Стараемся не бежать впереди паровоза, потому что нормы пока только апробируются, и мы уверены, что будет по ним еще масса подзаконных актов и разъяснений. У нас определены сроки, намечены планы по реорганизации уставов образовательных учреждений, все проходит нормально.

Любопытно, что новый закон предполагает создание образовательных комплексов, когда в одном учреждении есть все ступени образования, начиная от дошкольного и включая дополнительное. Для ребенка это очень удобно. И это, на мой взгляд, правильно, когда родители забирают ребенка из школы вечером, и он не болтается после уроков один, без присмотра. Во второй половине дня ребенок должен заниматься внеурочной деятельностью, посещать кружки, секции. И уже с 1 сентября у нас появятся такие образовательные комплексы, в которых под одной крышей все это мы попытаемся организовать.

-Сколько в омских школах учителей? Какова доля учителей пенсионного, предпенсионного возраста? Каков процент учителей с высшим образованием?

— Педагогических работников у нас чуть более 7 тысяч. Из них 19%  — это те, которым более 55 лет. Больше всего педагогов – 55,6% — в возрасте от 35 до 50 лет, и это неплохой показатель. И наконец, 14,6% — молодые педагоги  в возрасте до 30 лет. Что касается образования, у 89,5% педагогов оно высшее. Есть и  те, кто пришел в школу после педагогического колледжа, но большинство из них, как правило, охотно идет учиться на высшее без отрыва от работы, и такие программы у педуниверситета сейчас есть. Приходят работать в школы и студенты на небольшую часовую нагрузку, и мы это приветствуем.

Для стимулирования молодых педагогов у нас проводится конкурс профессионального мастерства «Открытие». Мы постарались создать сообщество молодых педагогов,  постоянно проводим для них семинары и в 2013 году организовывали для них и отдых — дважды вывезли в загородный лагерь, и они смогли пообщаться друг с другом  в свободной обстановке. Они еще молодые, им  хочется потусоваться, им все это интересно, а мы им, в игровой форме даем те новые разработки, которые можно потом брать и внедрять в образовательных учреждениях в работе с детьми. И знаете, в прошлом году на «Открытии» у них горели глаза, и гордость за свою профессию чувствовалась в них настолько, что сама сидела и думала — все же не зря стала педагогом, ведь эта профессия благородная, хотя и тяжелая.

— А по каким направлениям педагогов не хватает?

— Вакансий больше всего по учителям английского языка. За последний год появилась потребность в учителях начальных классов, потому что количество деток увеличилось. И потребность будет сохраняться, ведь мы будем стремиться переводить всех деток в одну смену. Этого требуют новые стандарты образования, хотя на сегодняшний день нельзя сделать одну смену во всех школах из-за недостатка помещений и высокой наполненности школ. С 1 сентября 2014 года в начальной школе одному учителю еще и нельзя вести два класса. И сейчас активно ведем работу с педуниверсистетом по поводу ориентации выпускников начфака именно на трудоустройство по профессии.

Каковы обязанности департамента по организации летнего отдыха детей? 

— Департамент образования является уполномоченным органом по организации отдыха и оздоровления детей. У нас есть лишь пять своих загородных лагерей, и мы открываем ежегодно порядка 150 пришкольных лагерей, но мы осуществляем контроль за деятельностью еще 15 загородных оздоровительных лагерей. Это ведомственные и частные лагеря, собственники которых зарегистрированы на территории Омска. Еще есть шесть санаториев, которые работают в круглогодичном режиме. Так, 1 марта состоялся заезд 200 детей в санаторий «Орленок» Калачинского района, формированием смены полностью занимались мы.

— Екатерина Витальевна, вы занимаете эту должность уже полгода. За прошедшее время изменилось как-то представление о работе директора департамента?

— Представление, наверное, никак не поменялось. Но с каждым днем работы появляются все новые и новые планы, и многого хочется достичь, многое успеть. Говорят, что в эпоху перемен жить сложно, но я считаю, мне повезло трудиться здесь в тот период, когда система образования меняется и  когда есть возможность реализовать те планы и мечты, которые когда-то казались несбыточными.

-Как строится ваш рабочий день, что самым сложным кажется в работе?

— Самым сложным для меня является понедельник, потому что в этот день ведется личный прием граждан. И многие приходят со своими проблемами, с болью, и по-человечески хочется помочь. Но надо мной есть законы, нарушать которые я не могу. В основном приходят с вопросами по предоставлению мест в детских садах. И столько было усилий на решение этой проблемы направлено в 2013 году, что мне казалось, словно у меня вообще не хватает времени ни на школы, ни на дополнительное образование, что я только детсадами занимаюсь.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Когда что-то не складывается, один из немногих способов успокоиться для меня – это вязание, просто нужно взять спицы и начать вязать. И я захожу в магазин, беру моток ниток и вяжу очередной шарфик не ради результата, а ради процесса.

А вообще мое основное увлечение — это все, что связано с организацией детского отдыха. Для того чтобы создавать в этой отрасли комфортные условия, я готова тратить огромное количество и времени, и сил. И здесь я уже не считаюсь ни с выходными, ни с праздничными днями и в любое свободное время еду в лагерь, общаюсь с воспитателями, с детьми. С детьми общаюсь абсолютно на равных, не рассказывая им про свои должности.

 Я много работаю с вожатыми и сама провожу для них много мероприятий обучающего характера. Ведь именно на воспитателе, на вожатом лежит ответственность за то, полюбит ребенок лагерь или нет. И я всегда говорю вожатым, что отношение ребенка к лагерю складывается в первые три дня, которые вожатые должны отработать по максимуму. И отсчет этих трех дней начинается с того момента, когда вы взяли руку ребенка из руки родителя.

Комментарии
Ирр 5 марта 2014 в 22:16:
Хороший, честный, ответственный человек. Чудо, что ее все-таки назначили. Может, часть проблем наших разгребет.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Молодёжной столицей Омской области выбран Полтавский район

Остальные районы губернатор попросил не расстраиваться, так как молодёжную столицу Омской области теперь будут выбирать ежегодно

23 декабря 10:01
2
264

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.