Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Олег СМОЛИН: «Омские ректоры не решились отправиться в Минобр по поводу зарплаты. Сказали: мы не самоубийцы»

12 ноября 2014 12:19
0
3855

7 ноября депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя комитета по образованию Олег СМОЛИН дал в Омске пресс-конференцию, рассказав, каковы перспективы образовательной отрасли в рамках бюджета на ближайшую трехлетку. Его ответы на вопросы журналистов записала обозреватель «КВ» Ольга УМОВА.

О бюджете на 2015 – 2017 годы

В первом чтении федеральный бюджет принят. Ко второму чтению, которое будет 14 ноября, мы подали поправки, которые касаются социальных проблем, образования и прочего. Формально бюджет образования будет увеличиваться, но он будет расти меньше, чем ожидаемая официальная инфляция. На 2015 год ожидаемая инфляция – 5,5%, и я сомневаюсь, что в этом зале есть кто-то, кто этому верит. Отмечу, что при монопольном положении партии власти впервые за последние годы два комитета ГД РФ  — по охране здоровья и по промышленности — приняли отрицательные заключения на бюджет. Заключение комитета по образованию оказалось следующим: считать возможным поддержать бюджет только в случае, если будут учтены принципиальные замечания комитета. Очень хотелось бы ошибиться, но полагаю, что учтены они не будут.

Доля образования за три года сократится с 4,6% до 4,1% от расходной части бюджета. Если ситуация не изменится, модернизация страны обречена. С такой ситуацией мы высококвалифицированные кадры, необходимые  для современной высокотехнологичной экономики, не подготовим. И программа президента по созданию 25 млн высокотехнологичных рабочих мест в нашей стране будет провалена.

Долги регионов РФ за последний год выросли с 1 трлн 300 млрд рублей до 2 трлн 5 млрд рублей. По нашим предварительным данным, при втором чтении бюджета денег добавят на детские сады. Хотя наверняка их будет все равно меньше, чем нужно для решения вопроса.

Об исполнении президентских указов

Посмотрите на президентские указы и поручения, как они отражены в бюджете. По указу о том, чтобы всем детям были предоставлены места в детских садах в 2016 году, – ноль. Указ о том, чтобы, как минимум, половина всех детей получали дополнительное образование из федерального бюджета, – ноль. Поручение о том, чтобы развивать из федерального бюджета спорт в сельских школах, – ноль. Программа модернизации педагогического образования – ноль, программа модернизации технического образования – ноль. Наконец, повышение заработной платы в федеральных учебных заведениях (главным образом, это вузы) – ноль. Но тут, правда, мнения разошлись. Представители Минфина сказали, что принято политическое решение зарплату в вузах пока не повышать и исполнение указа президента сдвинуть на 2018 год. А заместитель министра образования РФ Александр Борисович ПОВАЛКО сказал, что, по его данным, на 60% повышение зарплаты в вузах обеспечивается за счет федерального бюджета. Я возразил, рассказав, что я беседовал со многими ректорами, в том числе омскими, и все они говорят, что почти целиком повышение зарплаты идет на собственные деньги вузов и поэтому развитие вузов останавливается. «Вы пришлите  ко мне ректоров, и я им объясню», – сказал мне Александр Борисович. Я позвонил трем омским ректорам – ни один из них отправиться в Минобр по поводу зарплаты не решился. А вчера на совете ректоров они коротко сказали по этому поводу – мы не самоубийцы. И, к сожалению, это везде, ректоры не хотят идти в министерство, учителя не хотят идти к директору школы. Эта бюрократическая система и принцип «я начальник — ты дурак» распространились очень сильно.

О слиянии школ

В каких-то отдельных случаях, вероятно, слияние школ может быть полезным. Но то, что происходит в Москве со школами, я оцениваю отрицательно, особенно когда ликвидируются школы с программами повышенной сложности. Еще хуже, когда сливают в том числе коррекционные образовательные учреждения, отбирают у коррекционных детских садиков здания. Мой совет омским властям, и мы это обсуждали с Екатериной СПЕХОВОЙ: быть крайне осторожными в этих процессах. Екатерина Витальевна мне сказала, что они проведут родительские собрания, поймут, какой эффект был в результате слияния школ, не будут торопиться с этим, хотя они и получили письмо из федерального министерства с рекомендацией распространять московский опыт.

Кстати, я 17 сентября, выступая в Госдуме, позволил себе процитировать двух директоров школ. Один из них, Евгений ЯМБУРГ, сказал: «Школа все больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами». Более жесткая формула у другого директора школы, из Краснодарского края: «Дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать национальный проект «Образование». Система образования остро нуждается в изменениях. Нам нужно срочно отказаться от системы мертвого бюрократического образования и вернуться к системе образования живого, чтобы для наших педагогов главными были дети и студенты, а не отчеты. 

О продленке

Когда принимали закон об образовании в РФ, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, мы, авторы альтернативного законопроекта «О народном образовании», предупреждали, что с этим законом мы еще нахлебаемся. И платная продленка – один из примеров последствий этого закона. В начале сентября министр образования РФ Дмитрий ЛИВАНОВ  заявил депутатам: что вы привязались, продленка должна остаться бесплатной. Но если открыть ст. 66 ФЗ об образовании, там черным по белому написано, что школы с согласия учредителей могут открывать платные группы продленного дня и устанавливать размер платы в них. Закон не обязывает вводить платную продленку, но в ситуации, когда регионы имеют долги в 2 трлн рублей, они ищут, чем заткнуть дыру. Я общался с Екатериной Витальевной СПЕХОВОЙ, и она говорит, что с введением платы за продленку в Омске количество ребят, посещающих продленку, сократилось на 40%. Я слышал заявление одного из глав сельских районов, который заявил, что им, наверное, все группы продленного дня придется закрывать, потому что в селе платить и подавно никто не может. Выиграет ли страна от этого, не уверен. Есть известная формула: сэкономишь на школе – разоришься на тюрьмах. Мы внесли законопроект о возвращении бесплатных групп продленного дня, сославшись на заявление министра о том, что группы продленного дня должны остаться бесплатными. Если в таком виде не пройдет, внесем новую версию, может быть, более паллиативную – чтобы хотя бы для тех, у кого доходы в семье меньше двух прожиточных минимумов, группы продленного дня были бесплатными. По этому пути сейчас идут в Севастополе, мой внук там пошел в первый класс, поэтому ситуацию знаю. 

О едином госэкзамене

Мое отношение к ЕГЭ не изменилось. Те изменения, которые сейчас намечаются, я приветствую. Я приветствую возвращение сочинений. Правда, десять лет отучали творчески мыслить, теперь надо заново приучать. И сейчас сочинение введено в немного странном виде – в форме зачета как допуск к ЕГЭ, а мне кажется, должно быть наоборот. Главные экзамены должны быть в форме творческой работы. Я приветствую и идею возвращать устные экзамены по гуманитарным предметам. ЕГЭ не учит детей думать, дети играют на таком  экзамене в угадайку. Так что заявлению ЛИВАНОВА о том, что  больше тестов с выбором ответов не будет, я рад.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.