5 ноября Бюджетный комитет Госдумы обсуждал поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить местные сборы за определенные виды деятельности. Поправки к закону вызвали панику у малого и среднего бизнеса — сборы вводятся не только для торговли, общественного питания и туризма, как обещал премьер-министр на форуме в Сочи, а для 22 видов деятельности. Ставки, по словам предпринимателей, аномально высоки и для каждого вида деятельности свои. Под закон могут попасть не только рестораны и магазины, но даже владельцы самых мелких торговых точек, прачечных, парикмахерских и платных туалетов, чистильщики обуви и работницы швейных ателье. Начиная с 2015 года предприниматели будут платить от 6 до 600 тысяч рублей в квартал. Нормативными актами муниципальных образований эти ставки могут быть увеличены, но не более чем в 10 раз, или уменьшены вплоть до нуля, говорится в поправках.
Согласно поправкам сборы с 2015 г. вводятся только в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе. Сборы в остальных муниципалитетах могут вводиться только на основании отдельных федеральных законов. На другие же регионы сборы распространят только после того, как будет виден эффект от их действия в Москве.
По оценке руководителя центра экспертизы и проблем предпринимательства "Опоры России" Ивана ЕФРЕМЕНКОВА, поправки затронут 60-70% малого бизнеса.
«КВ» попросили прокомментировать данные поправки председателя комитета по налогам и нормативному обеспечению предпринимательской деятельности ООСП Дениса КОШЕЛЯ.
Срочные военные сборы
Успешно разобравшись с политическим ландшафтом, Взбесившийся принтер, как в Сети обидно именуют Госдуму рассерженные горожане, всерьез перекинулся на предпринимателей. Вопреки заверениям правительства МЕДВЕДЕВА о стабильности налоговой системы, как из рога изобилия посыпались законы, призванные покончить с классом мелких и средних лавочников. Последний пример – инициатива главы Бюджетного комитета Госдумы МАКАРОВА – навевает самые грустные мысли о перспективах взаимоотношений бизнеса и власти.
Сначала о некоем шулерстве. Цинично наплевав на медведевские институты антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия, не говоря уже об обсуждении с бизнес-сообществом, Госдума дважды в этом году при рассмотрении налоговых законопроектов демонстративно унизила региональные парламенты, в очередной раз показав условный характер нашей Федерации. Дело в том, что в соответствии с Конституцией сфера налогового правотворчества – предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов, что влечет необходимость, пусть и формального, согласования таких законопроектов с представительными органами регионов. В первый раз этот принцип был попран весной, когда в уже согласованный с региональными парламентами никчемный проект ко второму чтению внесли нормы, кардинально меняющие его содержание и впрямую затрагивающие сферу региональных налогов – речь идет об отмене льгот плательщиков спецрежимов по уплате налога на имущество при переходе к налоговой базе в виде кадастровой стоимости. Сегодняшний случай — второй, когда эта уже опробованная антиконституционная операция проворачивается для ускорения прохождения подготовленного втихую законопроекта. Более того, как выясняется из комментариев представителей экономического блока, правительство было не в курсе предлагаемых нововведений.Вот это да!
Оба закона – это серьезная подстава губернаторов и мэров. Находясь по сути в патовой бюджетной ситуации, спровоцированной майскими указами, они встают перед мучительным, но очевидным выбором – либо сокращать предельные дефициты и долги бюджетов, либо обрекать на вымирание местный бизнес. А тут еще и беспрецедентный провокационный диапазон ставок сбора – от 0 до 600000 – вот где можно разгуляться!
После неминуемой волны возмущения предпринимателей депутат МАКАРОВ попытался выкрутиться, сославшись на то, что в соответствии с нормами о действии закона в пространстве он будет применяться только в трех городах федерального значения. Как-то мне кажется, что это случайная зацепка за обнаруженный дефект юридической техники спешно написанного проекта: норма о его действии осталась из варианта о налоговом маневре, рассмотренного в первом чтении. Это уточнение еще раз показало уровень подготовки закона: неужели жирным Москве и Питеру позарез потребовался этот налоговый спасательный круг? И понятно же, что, вводя закон в Севастополе, нужно будет устанавливать ставки сборов, максимально близкие к нулю. К тому же, озвучивая концепцию сборов, МЕДВЕДЕВ ранее упоминал о пополнении доходов всех регионов страны. Где логика? Чего стоит пассаж про введение сборов для остальных (для каждого из?) муниципалитетов отдельными федеральными законами, ломающий всю систему налогового законодательства!
Про экономическую суть проекта и говорить не надо – любой предприниматель может в известных выражениях оценить и диапазон ставок, и принцип их вменения. Для меня же неясно: зачем было хоронить (с 2018 года) понятную всем и уже отработанную в применении вмененку, чтобы внедрять аналогичную по сути, но крайне дефектную систему этих сборов? Это что за работа ради работы? Ну, повысьте даже до абсурдных 6000 за квадратный метр в квартал размер базовой доходности, так в арсенале муниципалитетов сегодня хоть есть корректирующие коэффициенты, учитывающие факторы ведения бизнеса: расположение, площадь, ассортимент и т.д. Ничего же этого в отношении новых сборов нет! Все будут платить одинаково?
Отдельный вопрос – соотношение сборов с существующей налоговой системой, в частности, со спецрежимами – эти сборы применяются параллельно с ними, вместо них, на добровольной основе? Ответа нет.
А вообще мне понравился один из комментариев к этой новости на сайте газеты «Ведомости»: товарищ Сталин, уничтожая НЭП, трудоустроил народ по лагерям и заводам индустриализации, а эти-то куда людей денут?